ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упаковка должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.


1. Основное назначение и классификация упаковки

Многие товары, предлагаемые на рынке, должны быть обязательно упакованы. Упаковка может играть несущественную роль (например, для недорогих скобяных изделий), а может приобретать и очень большое значение (например, для косметики). Некоторые образцы упаковки, такие, как бутылки для кока-колы или коробки для колготок «Л'эггс», знамениты во всем мире. Многие деятели рынка называют упаковку пятой основной переменной маркетинга в дополнение к товару, цене, методам распространения и стимулирования. Однако большинство продавцов все же рассматривают упаковку как один из элементов товарной политики [1; 2]

Упаковка - это разработка и производство вместилища или оболочки для товара.

Упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров.

Вместилище или оболочка - это разные варианты упаковки, которая включает в себя три слоя.

Внутренняя упаковка - это непосредственное вместилище товара. Для лосьона после бритья «Олд спайс» внутренней упаковкой будет бутылка, в которую он налит [1; 4].

Под внешней упаковкой имеют в виду материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке товара к непосредственному использованию. Для бутылки с лосьоном внешней упаковкой служит картонная коробка, которая обеспечивает дополнительную защиту и предоставляет производителю возможность использовать ее для целей стимулирования сбыта товара.

Под транспортной упаковкой имеют в виду вместилище необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара или иначе тара. Для лосьона «Олд спайс» транспортной упаковкой будет ящик из гофрированного картона, вмещающий 72 бутылки.

И наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на caму упаковку или вложенные в нее.

Тара является особым видом упаковки товара предназначенная для транспортировки и хранения.


Особенность тары заключается в требованиях относительно перевозимых товаров. Иными словами тара должна соответствовать всем характеристикам товара [3, 4].

Основное предназначение тары - соблюсти сохранность товара и удобство транспортировки.

Тара и упаковочные материалы защищают товар от загрязнения, потерь массы, неблагоприятного влияния внешней среды (от механических повреждений, обсеменения микроорганизмами, повреждения амбарными вредителями). Они должны быть привлекательными, прочными, гигиеничными.

Различают тару потребительскую (внутреннюю) и транспортную (внешнюю). К потребительской таре относятся пакеты, коробки, тубы, бутылки, банки. Вместе с товаром эта тара продается потребителю. Она может быть разового и многократного использования. К транспортной таре относятся ящики, контейнеры, бочки, мешки. Применяется она для затаривания товаров в местах производства и перевозки в пункты потребления [3, 5].

Тара бывает универсальная, т. е. пригодной для упаковки различных товаров, и специализированной -- для упаковки только определенных товаров (например, бутылки для молока и молочных товаров).

По жесткости конструкции различают тару жесткую, мягкую и полужесткую, по материалу -- деревянную (ящики, бочки), картонно-бумажную (ящики-короба, коробки), металлическую (бочки, бидоны), стеклянную (бутылки, банки), текстильную (мешки) и из синтетических пластических масс (банки, коробки, ящики, мешки).

К упаковочным материалам относятся оберточная, пакетная и жиронепроницаемая бумага (пергамент, подпергамент, пергамин), бумага с пропиткой (вощеная, бактерицидная) и с покрытием (бумага тетра и др.) [3, 4, 5].

Новые виды тары и упаковочных материалов в настоящее время изготовляют в основном из синтетических полимерных масс (Таблица 1).

Тара и упаковочные материалы из полимерных масс имеют высокую прочность, химическую стойкость, прозрачность, красивый внешний вид и небольшую массу.

Таблица 1 - Классификация тары и упаковки

Основа полимерной массы

Название упаковочного материала

Вид тары и упаковочных материалов

Целлюлоза

Целлофан, этилцеллюлоза, ацетил целлюлоза

Пакеты, покрытие продукта пленкой, коробки, баночки, стаканчики

Полиолефины

Полиэтилен, пол и пропилен

Мешки, пакеты, баночки, стаканы, ящики

Поливиниловые полимеры

Поливинилхлорид, саран

Тубы, банки, стаканы, бутылки, ящики, термоусадочные пленки

Поливиниловый спирт

--

Нанесение на поверхность продукта покрытия в виде пленки

Комбинированные многослойные материалы

Полиэтилен-целлофановые пленки, лавсан-полиэтилен и др.

Пакеты, упаковка под вакуумом или в среде инертного газа


упаковка тара товар складирование транспортировка


2. Требования к упаковке при организации складирования и транспортировки

Упаковочные материалы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к упаковке для данного вида товаров, в т.ч. и в отношении технологии упаковочных работ. Упаковка должна обеспечивать полную сохранность товара во время хранения, погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки всеми используемыми видами транспорта, включая перевалки, предотвращать порчу товара от атмосферных воздействий.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

- зашита товара от влияния других товаров;

- обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование) [4].

Грузы, которые необходимо перевозить в таре в целях их предохранения от утраты, недостачи, порчи и повреждения, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам, а грузы, стандарты на тару и упаковку которых не установлены, - в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.

До предъявления к перевозке груз должен быть приведен в состояние, которое бы обеспечивало его транспортабельность и сохранность в пути следования. При предъявлении к перевозке нескольких мелких штучных грузов отправитель может объединить их в более крупную единицу путем увязки (связки) или упаковки в соответствующую тару.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к перевозке груза обнаружены дефекты, которые могут при вести к утрате груза, его порче или повреждению, грузоотправитель обязан привести тару или упаковку в состояние обеспечиваюшее полную безопасность и сохранность груза.