ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

Кафедра философии

КОРЯВКО Г.Е., ФИЛАТОВ Т.В.

Л О Г И К А

У Ч Е Б Н О Е П О С О Б И Е Д Л Я С Т У Д Е Н Т О В , О Б У Ч А Ю Щ И Х С Я П О С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т И 0 3 0 6 0 2 – С В Я З И С О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т Ь Ю

Самара

2009

2

ББК 87.4 К 70

Корявко Г.Е., Филатов Т.В. Логика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «030602 – Связи с общественностью». – Самара, 2009. –с.

В учебном пособии представлены основные темы классической формальной логики, а также элементы современных логических исчислений (логики высказываний и логики предикатов). Каждый теоретический раздел дополняется контрольной работой, выполнение которой позволяет оценить степень усвоения студентом соответствующего теоретического материала. Специфика пособия заключается в том, что многие темы могут быть опущены без последующего ухудшения восприятия последующих тем. Данное обстоятельство позволяет варьировать расчасовку, а также глубину усвоения материала в зависимости от способностей изучающего логику и специфики его интереса к изучаемому предмету.

Пособие предназначено для студентов ПГУТИ, обучающихся по специальности «030602 – Связи с общественностью».

©ФГОУ ВПО ПГУТИ, 2009

©Корявко Г.Е., 2009

©Филатов Т.В., 2009

3

ВВЕДЕНИЕ

Логику нередко называют математикой мышления. Она учит людей овладевать законами мышления и правильно применять их в своей практической деятельности. Главное в курсе логики - научиться применять на практике логические операции и законы, понимать, проверять, оценивать свои и чужие рассуждения.

Исторически логика возникает в Древней Греции, в рамках дискурсивной практики софистов, которые усовершенствовали технику убеждения, выступая в судах, научных собраниях и т.п.. Постепенно софисты добились таких успехов, что могли убеждать кого угодно и в чем угодно. Например, в судах они могли легко доказать как виновность, так и невиновность обвиняемого – в зависимости от того, какая из сторон – обвинение или защита – заплатит им больше. Именно в ходе софистической практики люди впервые столкнулись с логическими парадоксами, известными сегодня как софизмы. Многие из них прочно вошли в историю культуры и даже в фольклор.

Примеры подобного рода.

Парадокс лжеца. Некто говорит: «Я лгу». Если он говорит правду, то он лжет. Но если он лжет, значит, утверждение «Я лгу» ложно, следовательно, человек говорит правду.

Пуговица. Вы подходите к человеку, берете его за пуговицу и спрашиваете: «Тебе нужна эта пуговица?». Если человек говорит: «Да», вы отрываете пуговицу и говорите: «На, возьми!». Если он говорит: «Нет», вы отрываете пуговицу со словами: «Тогда я возьму ее себе!».

Рогатый. То, что человек не терял, у него есть. Никто из мужчин не терял рога. Следовательно, каждый мужчина рогат.

Отец. У человека спрашивали: «Ты кончил бить своего отца?». Если он отвечал: «Да!», ему говорили: «Как? Ты бил своего отца?». Если же он говорил нет, ему отвечали: «Как? Ты продолжаешь бить своего отца?».

Софистической практикой заинтересовался Аристотель, написавший трактат «Опровержение софистических утверждений». Он показал, что софисты могут убедить людей в чем угодно посредством сознательного нарушения логических законов, которых окружающие попросту не знают. Он проанализировал софизмы и показал их ошибочность, попутно сформулировав основные законы правильного мышления, рассмотрев основные типы простых суждений и умозаключений.

4


Дело софистов живет и сегодня, спустя тысячелетия, несмотря на все исторические и культурные изменения. Софистическую практику успешно продолжают юристы, политики, журналисты, религиозные проповедники, представители рекламного бизнеса, все, кому в их практической деятельности приходится прибегать к убеждению. В этом отношении не представляют исключения и специалисты по связям с общественностью. При этом необходимо не только в совершенстве овладеть техникой логического убеждения, но и понимать аргументацию оппонентов, в т.ч. намеренно логически некорректную, что позволяет адекватно реагировать на софизмы и логические уловки, элементарное незнание которых может ввести в заблуждение.

Так, в Средние века Ансельм Кентерберийский предложил доказательство бытия Бога, известное как онтологический аргумент: «Я мыслю Бога абсолютно совершенным, но абсолютное совершенство предполагает существование. Следовательно, Бог существует». Однако монах Гаулино показал, что в этом доказательстве содержится ошибка в выводе: из посылки: «Я мыслю Бога абсолютно совершенным» следует вывод: «Я мыслю Бога существующим», но из этого вовсе не следует факт его существования. Например, можно представить себе совершенные острова, но отнюдь не факт, что они где-то есть.

Логическая культура является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки специалиста по связям с общественностью. Мы надеемся, что изучение логики будет способствовать более эффективному применению профессиональных навыков и успешному решению соответствующих профессиональных задач.

5


Глава 1. ПОНЯТИЕ

1.1. Содержание и объем понятия

Содержание (интенсионал) и объем (экcтенсионал) - это важнейшие характеристики понятий.

Содержание - это совокупность собственных признаков предмета, мыслимых в понятии. Например, в понятии “ромб” как минимум два существенных признака - “быть параллелограммом” и “иметь равные стороны”.

Объем понятия - это совокупность предметов, мыслимых в понятии. Например, в объем понятия “животное” входят животные четырех видов: а). существовавшие ранее (бронтозавр, мамонт), б). существующие ныне (волк, медведь), в). которые будут существовать (?), г). кото-

рые не существуют, но только мыслятся (дракон, кентавр).

 

Объем понятия обозначается символом

 

W

(1)

или графически в виде круга

 

W

(2)

получившего наименование “круг Эйлера”. Каждый предмет, включенный в объем данного понятия, называется элементом объема данного понятия и обозначается символом

X;

(3)

принадлежность элемента объему понятия символически записыва-

ется следующим образом:

 

W,

(4)

т.е. “Х принадлежит объему А”. Совокупность всех элементов объема понятия, т.е. совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки, обычно именуется в логике классом или множеством.

Содержание и объем понятия связаны между собой законом обратного отношения:

6

- расширение содержания понятия приводит к уменьшению его объема, а увеличение объема ведет к сужению содержания понятия.

S~ 1/W

(5)

Контрольная работа №1.

Упражнение 1. Выявите и охарактеризуйте содержание и объем следующих понятий.

О б р а з е ц: “Президент США”: объем – более 40 (все люди, бывшие в разное время президентами США с момента основания данного государства); содержание – 1) глава исполнительной власти в США; 2) избирается всеобщим тайным голосованием сроком на 4 года; 3) не может выполнять свои функции более 2-х сроков подряд; 4) не может выходить за пределы своих полномочий, регламентируемых конституцией США и американским законодательством.

1.1.Одесса. 1.2. Лев Толстой. 1.3. Самара. 1.4. Крокодил. 1.5. Роза.

1.6.Прекрасное. 1.7. Вечный двигатель. 1.8. Круглый квадрат. 1.9. Плоский шар. 1.10. День недели. 1.11. Месяц лета. 1.12. Час. 1.13.

Атом. 1.14. Вселенная. 1.15. Солнечная система. 1.16. Планетная система “Земля-Луна”. 1.17. Депутат. 1.18. Член правительства. 1.19. Царь. 1.20. Делегат конференции. 1.21. Генеральный секретарь. 1.22. Декабрист. 1.23. Революционер. 1.24. Террорист. 1.25. Самарская область. 1.26. Кинельский район. 1.27. Студент. 1.28. Абитуриент. 1.29. Кит.

1.30. Рак.

Упражнение 2. Сравните содержание и объем понятий. О б р а з е ц :

W(“Источник”) W(“Источник воды”)W(“Источник пресной воды”) W(“Колодец”);

S(“Колодец”)S(“Источник пресной воды”)S(“Источник воды”) S(“Источник”).

2.1. Живое существо, гражданин России, Иванов, Иванов Иван. 2.2. Животное, пресмыкающееся, крокодил, нильский крокодил. 2.3. Автобус, городской транспорт, троллейбус, трамвай. 2.4. Транспорт, самолет, паровоз, тепловоз, пароход. 2.5. Заяц, хищник, материальный объект, травоядное, волк. 2.6. Баран, домашнее животное, собака, горный козел. 2.7. Собака, овчарка, немецкая овчарка, пудель. 2.8. Человек, травоядное, плотоядное, животное. 2.9. Мужчина, женщина, инженер, швея-мотористка. 2.10. Лимон, апельсин, картофель, овощ. 2.11. Москва, Стамбул, город, столица. 2.12. Русалка, вампир, мужчина, по-

7


койник, потусторонний мир. 2.13. Сталин, Горбачев, живые, мертвые. 2.14. Солнце, Солнечная система, Земля, Вселенная. 2.15. Геометрическая фигура, квадрат, четырехугольник, круг. 2.16. Старик, младенец, живое существо, налогоплательщик. 2.17. Автомат Калашникова, оружие, автоматическое оружие, кинжал. 2.18. Поэт, писатель, Лермонтов, читатель. 2.19. Продукты питания, овощи, овощные соки, осветленные овощные соки. 2.20. Кондитерское изделие, торт, пирожное, жареный картофель. 2.21. Пара сапог, сапог, старый сапог, старый дырявый сапог. 2.22. Друг народа, враг народа, человек из народа, Петров. 2.23. Учащийся, студент ВУЗа, студент Сидоров, студент сельскохозяйственной академии, студент агрономического факультета. 2.24. Студент, студентка, учащийся, дипломник. 2.25. Стол, стул, мебель, деревянная голова, деревянная нога. 2.26. Шатен, блондин, брюнет, лысый, студент. 2.27. Город, деревня, населенный пункт, кладбище. 2.28. День, ночь, время суток, время года. 2.29. Злаки, растения, культурные растения, рожь. 2.30. Зависть, злоба, добродетель, порок.

Упражнение 3. Графически представить отношение объемов понятий, фигурирующих в упражнении 2, используя соответствующие данному случаю диаграммы Эйлера.

О б р а з е ц: объемы понятий “инженер”(1), “спортсмен”(2), “человек”(3) и “рыба”(4) находятся в следующем отношении:

3

1

2

4

(6)

Объяснение:

 

 

Все инженеры и спортсмены - люди, а рыбы нет; поэтому

 

W1W3 и

W2W3,

(7)

а W4W3;

 

(8)

с другой стороны, часть инженеров - спортсмены и часть спортсменов - инженеры, поэтому на диаграмме Эйлера объемы соответствующих понятий представлены частично перекрывающимися кругами.

8


1.2. Виды понятий.

Понятия делят на основании содержания или объема на следующие виды:

По содержанию понятия делятся на:

1.абстрактные - выражающие признаки предметов (“инвалидность”, “справедливость”, “припухлость”) и конкретные - выражающие предмет (“книга”, “студент”, “пациент”);

2.положительные - приписывающие предмету определенные признаки (“красивый поступок”) и отрицательные - указывающие на отсутствие у предмета определенных признаков (“безбилетный пасса-

жир”); 3. соотносительные - выражающие существование одних пред-

метов в связи с другими (“родители”- “дети”, “начало” - “конец”) и безотносительные - выражающие существование предметов вне их отношения с другими предметами (“деревня”, “народный суд”).

По объему понятия делятся на:

1. пустые - объем которых равен нулю -W=0 : (“дед Мороз”, “сирена”, “золотая гора”) и непустые - объем которых равен или больше единицы - W: (“Президент России”, “Вселенная”, “колосок”);

2. непустые понятия, в свою очередь, делятся на единичные - объем которых равен единице - W=1: (“Самара”, “столица России”) и общие - объем которых больше единицы - W: (“растение”, “кладбище”);

3.общие понятия, в свою очередь, подразделяются на конечные

-объем которых соответствует натуральному числу в промежутке от

единицы до бесконечности -W: (“страна”, “радость”) и бесконечные - объем которых равен бесконечности - W(“атом”, “звезда”, “число”, “плотность”);

4. наконец, конечные понятия подразделяются на регистрирующие - объем которых может быть определен точно - W=N(N): (“царь династии Романовых”, “река в Сибири протяженностью более 1000 км”, “призер олимпийских игр 1992 года”) и нерегистрирующие - объем которых может быть определен только приблизительно - WN(N): (“житель сегодняшней России”, “японский телевизор”, “маньяк-убийца”).

Следует также указать на такие разновидности общих понятий как собирательные, каждый элемент которых соответствует некой группе предметов, составляющих единое целое (“созвездие”, “лес”, “государ-

9