Файл: Занятие №9 (2) новое.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие №9 Группы стран- пользователей системой тарифных преференций

Время проведения-2 часа

Цель: изучить группы стран-пользователей тарифными преференциями, а также систему уровней ставок ввозных пошлин в ТС.

Методические указания

Важнейшим элементом модели национальной системы преференций являются группы стран-пользователей тарифными преференциями, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько категорий.

Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, в целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли, согласились о нижеследующем:

С даты предоставления Сторонами Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) полномочий по ведению Единого таможенного тарифа тарифные преференции при ввозе на таможенные территории государств Сторон или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, предоставляются исключительно в соответствии с настоящим Протоколом.

Развивающиеся страны. Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией.

В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%

Страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

- достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

- объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75 процентов общего объема ввоза этих товаров из стран-пользователей системы преференций;

- недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;


- серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;

- несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

Наименее развитые страны. Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией.

В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН, к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения - 700 долл. в год и ниже (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины.

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

При необходимости Комиссия утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5 процентов общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Обязательным условием соблюдения обязательств по таможенным услугам для получения преференции при начислении ставки импортной таможенной пошлины для развивающихся и наименее развитых стран является предоставление правильно заполненного оригинала Сертификата происхождения товара (форма «А» или СТ-1).

Бланк декларации-сертификата о происхождении товара по форме «А» должен быть изготовлен типографским способом на специальной бумаге, на которой имеется защитное цветовое поле или защитная сетка. Срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.

Страны СНГ. Содружество Независимых Государств образовалось в 1991 г. (12 государств-участников: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина , Российская Федерация).

Для ускорения создания общего рынка сельхозпродукции в рамках ТС и СНГ, а также для увеличения на рынке продовольствия из стран Содружества, правление Федеральной службы по тарифам на 2011 год сохранило льготные (т.е. пониженные) тарифы на перевозки скоропортящихся грузов из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии и Казахстана не только в российском рефрижераторном подвижном составе, но и в составе стран-поставщиков.


Россия не готова распространить льготы Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии на все страны СНГ, не присоединившиеся к этому образованию.

Некие преференции должны существовать для общего рынка России, Казахстана и Белоруссии, и должны быть какие-то исключения для других государств, которые пока не готовы к такой, более глубокой интеграции.

Сейчас Молдова, Украина, Узбекистан и другие партнеры по СНГ настаивают на том, чтобы свободная торговля существовала между нашими государствами или внутри СНГ без изъятий. «Но тогда встает вопрос о том, зачем формировать Таможенный союз"?» В любом случае, базовые принципы экономического законодательства ТС через Россию будут проложены на все пространство СНГ.

Договор о Таможенном кодексе таможенного союза был подписан в Минске 27 ноября 2009 года. Подписание договора было обусловлено необходимостью формирования правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления интеграции между РФ, Белоруссией и Казахстаном.

Целью договора является обеспечение таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза. Формально Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2011.


Свободные (специальные, особые) экономические зоны на таможенной территории таможенного союза:

1. свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны;

2. портовая свободная (специальная, особая) экономическая зона - свободная (специальная, особая) экономическая зона, которая создается на части территории морского порта, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому порту, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского порта, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров;

3. логистическая свободная (специальная, особая) экономическая зона - свободная (специальная, особая) экономическая зона, которая создается на части территории государства - члена таможенного союза, прилегающей к автомобильному и (или) железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу государства - члена таможенного союза;

4. резидент (участник) свободной (специальной, особой) экономической зоны - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства - члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.

В связи с вступлением в силу Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее – Договор), были предприняты определенные меры к унификации законодательства государств-членов таможенного союза (далее – ТС) относительно регулирования СЭЗ. В частности 18.06.2010 г. было принято Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее – Соглашение). Соглашение было ратифицировано Законом Республики Беларусь от 08.05.2011 г. № 252-З.


В соответствии с Законом №213-З, СЭЗ – это часть территории Республик ТС с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности. Соглашение определяет СЭЗ как территорию государства-члена ТС в пределах, установленных законодательством государства-члена ТС, на который действует специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

По деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, налог на прибыль уплачивается резидентами СЭЗ по ставке, уменьшенной на 50%, т.е. 12 %.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 (пяти) лет с даты объявления ими прибыли.