Файл: Экологический аудит 4 лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСТ Р ИСО 14041:98 – «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ»;

ГОСТ Р ИСО 14042:98 – «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»;

ГОСТ Р ИСО 14043:98 – «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация»;

ГОСТ Р ИСО 140050:98 – «Управление окружающей средой. Словарь»;

ГОСТ Р ИСО 14050:99 – «Основные термины и определения в области охраны ОПС».

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.


4.2. Региональный опыт распространения экологического аудита в рф 4.2.1. Особенности законодательного регулирования экоаудита в регионах

В течение последних 10-15 лет в ряде субъектов Российской Федерации были приняты региональные законодательные акты (законы об экологическом аудите) и другие нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы по экологическому аудиту (Москва и Московская область; Амурская, Архангельская, Брянская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Оренбургская, Томская области; Удмурдская республика, Республика Хакассия, Республика Татарстан, Республика Башкортостан).

Основным мотивом разработки таких актов служило то, что в ожидании принятия федерального закона региональные власти стремились поддержать распространение рыночных инструментов экологического регулирования и прояснить общественные отношения в этой сфере. В качестве примера показателен опыт Правительства Московской области и Правительства Москвы.

Законодательная база по экологическому аудиту в Москве и Московской области сформирована:

  • Положением о лицензировании экологической деятельности (утверждено постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 1994 г. № 1078);

  • Постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2002 г. № 487/42 «О проведении экологической оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (экологическом аудите) в Московской области»;

  • Постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 г. № 568-ПП «Об утверждении Временного положения о Системе экологического аудита в городе Москве, Временного порядка проведения экологического аудита, Критериев отнесения организаций города Москвы к числу рекомендованных для проведения экологического аудита»;

  • Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2002 г. № 693-ПП введен обязательный экологический аудит организаций-бюджетополучателей;

  • Постановлением Правительства Московской области от 24 октября 2002 г. № 487/42 введен обязательный экологический аудит областных ГУП;

  • Законом г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы» (с изм. и доп. от 13 февраля 2002 г.).

При этом территориальным органам исполнительной власти Московской области при осуществлении контрольных и надзорных функций было рекомендовано предлагать организациям, оказывающим воздействие на окружающую среду, прохождение экологического аудита. Если рассматривать эту ситуацию как попытку разъяснить предприятиям, что с привлечением такого инструмента, как экологический аудит, можно успешно решить приоритетные задачи снижения негативного воздействия на окружающую среду, то этот опыт можно считать позитивным.


4.2.2. Применение экоаудита на российских предприятиях

В российских корпорациях решения о реализации процедур экологического аудита и внедрении систем экологического менеджмента принимаются высшим руководством и часто декларируются на уровне политики (экологической политики) организации. Одним из примеров может служить энергохолдинг ОАО РАО «ЕЭС России».

Задачи проведения экологического аудита на предприятиях энергохолдингабыли поставлены следующим образом:

1) Проведение систематического, документально оформленного процесса сбора данных об экологической деятельности энергокомпаний РАО «ЕЭС России», оценки ее соответствия Экологической политике ОАО РАО «ЕЭС России» и действующему законодательству Российской Федерации, а также готовности энергокомпаний к внедрению системы экологического менеджмента.

2) Определение основных направлений деятельности энергокомпаний по снижению негативного воздействия на окружающую среду и выработке рекомендаций по комплексу природоохранных мероприятий.

3) Совершенствование структуры экологических программ и перечня целевых показателей в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

4) Оценка процедур формирования первичных данных в области охраны окружающей среды и подготовка на их основе корпоративной отчетности в области охраны окружающей среды, в соответствии со Стандартом информационного обмена между подразделениями Корпоративного центра, Центра управления реформой, бизнес-единиц, дочерними и зависимыми обществами ОАО РАО «ЕЭС России» с указанием метода получения первичных данных (расчетных и показаний приборов).

5) Анализ практики взаимодействия энергокомпаний с неправительственными экологическими организациями.

6) Апробация нормативно-методической базы системы экологического аудита и разработка предложений по ее совершенствованию.

Следует подчеркнуть тот факт, что процедура экологического аудита используется для решения самых различных задач, имеющих отношение к разработке и внедрению систем экологического менеджмента, к сокращению воздействия на окружающую среду, к совершенствованию обмена экологической информацией.

В ОАО РАО «ЕЭС России» разработаны требования к организациям, которые могут проводить экологический аудит в дочерних обществах энергохолдинга, а также создана типовая программа экологического аудита.