Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса . ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
2.5. Характеристика базы данных.
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
2.7 Описание программных модулей.
ВВЕДЕНИЕ
Использование информационных технологий в производственной деятельности предприятий уже давно не является чем-то необычным. Скорее наоборот, их использование является необходимым условием для поддержания жизнеспособности любого предприятия, любого масштаба и сферы деятельности. Это обусловлено в первую очередь большой производительностью и широким функционалом современных информационных систем. Они позволяют не только хранить данные и формировать шаблонные документы, но и дают возможность составления различных прогнозов, помогают решать задачи планирования деятельности и управления как всем предприятием, так и отдельными его подразделениями. Однако, не смотря на бурное развитие информационных технологий и повсеместное их внедрение, всегда остаются небольшие участки производственного процесса, которые либо плохо автоматизированы, либо не автоматизированы вовсе. Такие слабо автоматизированные участки имеют более низкую производительность труда, что отрицательно сказывается на общей производительности труда на предприятии.
Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации бизнес-процесса «Анализ и изучение конкуренции» на примере компании «Суши-тайм».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать текущую организацию бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции в компании «Суши-тайм» и возникающего документооборота;
- выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
- составить информационную модель проектируемой информационной системы;
- разработать базу данных и программные модули ИС;
- описать контрольный пример реализации проекта.
1 глава. Аналитическая часть.
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
Основная сфера деятельности компании «Суши-тайм» - изготовление и доставка блюд японской кухни: суши и роллов. Данная сфера является высоко-конкурентной. Практически еженедельно открываются новые службы доставки блюд японской, итальянской и китайской кухни, поэтому бизнес-процесс анализа и изучения конкуренции является очень важным для компании. Чтобы выдержать конкурентную борьбу и выйти победителем необходимо постоянно мониторить рынок и наиболее серьезных конкурентов, выявлять их сильные стороны и свои слабые, для принятия соответствующих управленческих решений.
Анализом и изучением конкуренции в компании «Суши-тайм» занимается отдел маркетинга и продвижения. В составе отдела трудится всего два сотрудника – маркетолога. В их функции помимо анализа и изучения конкуренции также входят разработка и ведение рекламных компаний, акций, маркетинговых исследований, продвижение компании и её услуг как онлайн, так и офлайн.
Основным источником информации о конкурентах являются общегородские справочники, результаты выдачи поисковых систем, контекстной рекламы, статьи в местных СМИ и т.д. После того, как маркетолог выявляет нового конкурента, он проводит его анализ, выделяет его сильные и слабые стороны, вносит данные о нем в общий каталог конкурентов. Помимо поиска новых конкурентов периодически (примерно раз в неделю) необходимо проверять изменения уже существующих конкурентов (изменения цен, ассортимента, новые акции и пр.).
По результатам анализа выдвигаются различные гипотезы и проводятся необходимые мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности компании «Суши-тайм».
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
Для анализа бизнес-процесса анализа и изучения конкурентов в компании «Суши-тайм» воспользуемся функционально-структурным моделированием этой деятельности. В качестве основной методологии построения функциональных моделей выступает IDEF0.
IDEF0 – это метод, с помощью которого система описывается как множество взаимосвязанных действий (или функций).
Исследование функций производится независимо от способов и методов их выполнения. Такой «функциональный» подход обеспечивает четкое разделение аспектов назначения описываемой системы от вопросов её реализации.
IDEF0 часто используется при исследовании и проектировании систем на логическом уровне.
IDEF0 определяет два графических объекта:
1. блок, с помощью которого обозначается некоторая функция (действие);
2. стрелка, с помощью которой указываются информационные или материальные объекты.
Модель IDEF0 представляет собой набор взаимоувязанных диаграмм. Каждая диаграмма является описанием системы или ее отдельных функциональных блоков в рамках некоторого уровня детализации.
Контекстная диаграмма – диаграмма самого верхнего уровня иерархии, дает самое общее представление о системе. На контекстной диаграмме (КД) отображается только один функциональный блок (контекстная функция).
Далее контекстная функция декомпозируется на основные функции системы с помощью отдельной диаграммы. В свою очередь, каждая такая функция может быть разложена на более мелкие и т.д. При построении модели нужно соотнести каждый функциональный блок более низкого уровня с функциональным блоком более высокого уровня.
Следует всегда помнить, что некоторый функциональный блок и диаграмма его декомпозиции суть одно и то же, но рассматриваемое с разной степенью детализации. Отсюда следует, что все стрелки, связанные с рассматриваемым функциональным блоком, должны присутствовать на декомпозирующей его диаграмме (если таковая имеется).
Контекстная диаграмма бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции изображена на рисунке 1 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7)
Рисунок 1. Контекстная диаграмма
В качестве входных данных для исследуемого бизнес-процесса выступает информация о компаниях города, в качестве выходных – список конкурентов, отчет по конкурентам и список мероприятий в компании для увеличения её конкурентоспособности. Выполняет данный бизнес-процесс маркетолог компании, выполняется он в соответствии с внутренними регламентами компании.
Следующий этап построения функциональной модели – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие её бизнес-процессы. Диаграмма декомпозиции процесса анализа и изучения конкуренции представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции
Анализ и изучение конкуренции состоит из трех основных этапов:
- поиск новых конкурентов, то есть поиск компаний-конкурентов, которые недавно открылись;
- анализ конкурентов;
- формирование списка мероприятий, предназначенных для повышения конкурентоспособности компании.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
В процессе выполнения бизнес-процесса анализа и изучения конкуренции в компании «Суши-тайм» формируется три документа: список конкурентов, отчет по конкурентам и список мероприятий. На рисунках ниже (рисунки 3-5) приведены схемы документооборота для каждого из этих документов.
Рисунок 3. Схема документооборота для списка конкурентов
Рисунок 4. Схема документооборота для отчета по конкурентам
Рисунок 5. Схема документооборота для списка мероприятий
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса анализа и изучения конкуренции.
Реляционная модель хранения данных представляет объекты предметной области и взаимосвязи между ними в виде таблиц. При этом все операции над информацией, хранимой в базе данных, сводится к манипулированию таблицами, а точнее, записями в них.
На этой модели данных базируются почти все современные СУБД для ПЭВМ. Существенными преимуществами реляционной модели данных являются простота представления данных, так как таблицы являются для этого привычной формой, естественный характер формирования запросов, так как они не привязаны жестко к заранее определенной структуре и высокая степень независимости данных, так как интерфейс пользователя не связан с деталями физической структуры памяти и стратегий доступа.
Достоинствами реляционной модели являются:
- процесс проектирования баз данных наиболее формализован,
- вследствие этого реляционная модель имеет более широкие возможности для проектирования баз данных.
Недостатки данной модели:
- низкая производительность при больших объемах баз данных;
- высокая избыточность данных и связанная с этим проблема обеспечения непротиворечивости данных при их обновлении.
- более высокий уровень независимости данных.
По сравнению с другими моделями данных можно выделить следующие преимущества реляционной модели:
- простота, за счет использования двумерных таблиц;
- гибкость, за счет возможности использования отношений, которые позволяют получать проекции таблиц в разных плоскостях;
- ясная взаимосвязь атрибутов из различных отношений и файлов;
- независимость данных от прикладной программы;
- простой язык манипулирования данными, основанный на реляционной алгебре, который более доступен для пользователя.
Разработанная система с использованием базы данных, позволяет:
- централизовать информационный фонд системы;
- произвести структурирование данных в виде удобном для проектировщика или разработчика;
- рассчитывать показатели.
Входными данными для проектируемой информационной системы автоматизации анализа и изучения конкуренции выступают данные о компаниях-конкурентах:
- название;
- телефон;
- адрес;
- дата открытия;
- адрес сайта
- комментарий
- слабые стороны
- тип конкурента
Кроме того, к каждому конкуренту необходимо сохранять историю проводимых им маркетинговых акций:
- описание;
- дата запуска;
- дата окончания;
- тип акции.
Всего в информационной системе используется три справочника:
- сотрудники (они же пользователи ИС);
- типы конкурентов;
- типы акций;
- возможности (или особенности) конкурентов.
Выходными данными информационной системы автоматизации анализа и учета конкуренции выступают данные о конкурентах.
Для каждого конкурента, его акций и справочных данных используются кодификаторы, предназначенные для идентификации каждой записи в таблице БД.
Описание используемых классификаторов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Используемые идентификаторы
№ пп |
Наименование кодируемого множества объектов |
Значность кода |
Мощность кода |
Система кодирования |
1 |
Идентификационный номер конкурента |
4 |
9999 |
Порядковая |
2 |
Идентификационный номер акции |
4 |
9999 |
Порядковая |
3 |
Идентификационный номер сотрудника |
4 |
9999 |
Порядковая |
4 |
Идентификационный номер типа акции |
4 |
9999 |
Порядковая |
5 |
Идентификационный номер типа конкурента |
4 |
9999 |
Порядковая |
6 |
Идентификационный номер типа возможности конкурента |
4 |
9999 |
Порядковая |
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.