Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1Роль и значение мотивации и стимулирования персонала
1.2Методы стимулирования персонала
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПАО «ТОМСКНЕФТЬ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ПАО «Томскнефть»
2.2 Проблемы системы стимулирования и мотивации
3.1 Рекомендации по улучшению стимулирования персонала на предприятии ПАО «Томскнефть»
3.2 Оценка эффективности кадровой политики после проведения разработанных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социальнопсихологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Проблемы управления персоналом являются очень актуальными для современной России, особенно в части мотивации и стимулирования труда. Это обусловлено, прежде всего, повышением требований к кадрам, необходимостью повышения их конкурентоспособности.
Основную роль в системе управления персоналом сегодня играют знания по управлению мотивацией и стимулированием труда людей, умением управлять конфликтами и навыками стабилизации коллектива.
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. Каждая в отдельности модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию.
Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на предприятиях позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
Цель работы - определить пути совершенствования методов мотивации и стимулирования персонала предприятия нефтегазового комплекса на примере компании «Томскнефть».
Объект исследования - система управления персоналом на предприятии ПАО «Транснефть».
Предмет исследования - методы стимулирования персонала на предприятии «Томскнефть».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1Роль и значение мотивации и стимулирования персонала
Эффективность работы предприятия, его прибыль, рост и развитие зависят не только от стратегии, политики, ресурсного обеспечения, но и от людей, которые трудятся на благо данной компании.
Для того чтобы побудить работников выполнять свои трудовые функции качественно, необходимо обеспечить им благоприятные условия труда, то есть проводить комплексное стимулирование персонала.
В настоящее время в нашей стране наблюдается кризис труда. Он перестал быть для многих работников смыслом жизни и является исключительно средством для выживания.
Человек становится по-настоящему продуктивен тогда, когда он заинтересован и вовлечен в работу.
Только в такой ситуации от него можно ждать высоких результатов.
В связи с важной ролью работников в деле процветания компании, руководители используют различные методы для стимулирования персонала. Им важно сформировать и поддерживать интерес сотрудников к целям и задачам компании.
Понятие «мотивация» и «стимулирование» означают не одно и то же. Хотя довольно часто на практике их используют, как синонимы. [1. С. 62]
Мотивация — это создание внутренних побуждающих факторов, которые действуют через самосознание.
Под стимулированием понимается внешние инструменты активизации работников, то есть побуждение с помощью материальной или нематериальной заинтересованности.
Таким образом, руководитель не может прямо повлиять именно на мотивацию сотрудника.
Сущность мотивации и стимулирования персонала в организации заключается в процессе, который происходит в человеке и направляет его на выполнение поставленных задач.
Руководители ждут от своих работников максимального результата, повышения качества работы, эффективности труда.
Функции мотивации и стимулирования в том, чтобы оказать влияние на персонал предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, поощрительных мер.
Данные формы воздействия повышают эффективность системы управления, активизируют деятельность сотрудников.
Ключевая цель мотивации и стимулирования заключается в том, чтобы добиться отождествления целей каждого работника с целями компании.
Благодаря поставленным задачам каждого работника, происходит стимулирование деятельности персонала и, как следствие, увеличение производительности. Если работник заинтересован и вовлечён в процесс, то он лучше выполняет свои трудовые обязанности.
Необходимо в ясной форме донести до сотрудников цели организации.
Они должны быть понятны и четко структурированы.
Благодаря этому формируются такие же ясные цели мотивации персонала.
Крупные компании уже давно осваивают вопросы мотивации и стимулирования персонала. Сегодня понимание того, что без эффективных работников фирма не может успешно существовать, приходит и в более мелкие организации.
Необходимость применения инструментов стимулирования, в том числе материальных, воспринимается не как статья расходов, а как инвестиция. [5. C.41-43]
Основные задачи мотивации и стимулирования:
- активировать развитие сотрудников, как профессионалов в своей области, обеспечить повышение их квалификации;
- обеспечить разумное финансирование затрат на оплату труда;
- создать постоянный штат квалифицированных работников, предупредить «текучку» кадров;
- сформировать условия для стимулирования работы всего персонала;
- привлечь в штат высококвалифицированных работников;
- задать ориентиры работников на решение стратегических задач предприятия.
Принципы - это то на чем строится вся система.
В данном случае мы говорим о базисе мотивации и стимулирования.
Они могут быть зафиксированы в рамках конкретного предприятия в локальных документах, например, в положении о мотивации.
1.2Методы стимулирования персонала
Эффективность работы на предприятии во многом определяется качеством работы персонала. Для того чтобы работники качественно занимались трудовой деятельностью требуется создать благоприятные условия для этого. Для этого необходимо проводить их стимулирование и мотивацию.
Понятия, цели и задачи методов стимулирования персонала.
Стимул - это побуждение к действию.
Стимулирование персонала - это создание определенных условий, благодаря которым трудовая деятельность, которая дает некоторые результаты, становится нужным и достаточным условием для удовлетворения потребностей сотрудника.
Мотив - это то, с помощью чего побуждают к действию.
Мотивация труда - это желание работника удовлетворить свои потребности через трудовую деятельность.
Цель стимулирования персонала - побудить работника к более качественному, производительному и творческому труду.
Задачи:
- улучшение качества и производительности трудовой деятельности на предприятии;
- повышение творческого труда у сотрудников;
- увеличение заинтересованности работников в труде;
- улучшение отношений между работниками и руководителем;
- увеличение прибыли предприятия и повышение конкурентоспособности.
Классификация методов стимулирования персонала.
Экономические или материальные.
Экономические методы делятся на две большие группы:
Система штрафов предполагает штрафование за некачественное выполнение работы, что в свою очередь мотивирует работника на улучшение своей трудовой деятельности.
Система поощрения - это противоположный метод. То есть сотруднику выплачиваются дополнительные премии или бонусы за качественную работу. Здесь мотивация происходит следующим способом - каждый работник будет стремиться выполнить работу лучше, чтобы получить премию. [18. C.235]
Помимо поощрения работников денежными по результатам трудовой деятельности, к экономическим можно отнести:
- оплата расходов на транспорт;
- бесплатное питание;
- бесплатное обучение;
- программы по обеспечению жильем;
- льготы на воспитание и обучение детей;
- бесплатное страхование.
Нефинансовая мотивация имеет несколько разновидностей:
Получение похвалы от начальника. Считается, что этот метод является наиболее эффективным. Похвала начальника, будь она личной или публичной, всегда заставляет работника работать лучше. Зачастую в организации имеются специальные доски почета, где размещены лучшие сотрудники компании.
Возможность карьерного роста. Любой сотрудник знает, что при качественном выполнении работы, он может быть повышен, что в свою очередь скажется на его социальном статусе и дальнейшем развитии профессионализма.
Бесплатное обучение за счет компании. Это может быть бесплатное прохождение курсов повышения квалификации.
Хороший коллектив и дружеская атмосфера. Считается, что в теплой и приятной атмосфере работники лучше выполняют свою деятельность. В случае с тревожной и напрягающей обстановкой производительность труда значительно снижается.
Имидж фирмы. Многие стремятся работать в известной компании. Благодаря тому, что компания известная, качество работы значительно улучшается.
Участие в различных мероприятиях. Это могут быть коллективные выезды на природу, походы в театр или концерт, совместные занятия спортом. Только после хорошо отдыха работники смогут отлично работать.
Каждый начальник самостоятельно решает, какие методы стимулирования персонала использовать в его компании.
Нестандартные или нетрадиционные.
Насчитывают несколько самых популярных нестандартных методов.
Они достаточно простые, могут использоваться в любой компании:
Проведение планерок не только для руководителей, но и для сотрудников. Когда люди будут знать, чем занимается компания и смогут принимать участие в этом, то будут сильнее вовлечены в процесс.[10. C.288]
Празднование значимых дат и событий. Это может быть совместное празднование дней рождений и юбилеев. Далее поводов может быть огромное количество.
Предоставление выбора. Здесь можно использовать самые простые вещи, например, выбрать место для проведения корпоративной вечеринки.
Обеспечение обратной связи. Работники должны иметь право вносить изменения в процесс труда. Для этого многие фирмы устанавливают ящик, куда можно опускать записки с пожеланиями.
Зона отдыха. В любом помещение должно присутствовать такое место, где работники смогли бы немного отдохнуть и попить чаю или перекусить.
Информирование работников. Все должны знать, кто как влияет на работу в фирме. Заслуги работников можно вывешивать на доску почета. Вместо доски можно выпускать специальную газету компании, где будет вся необходимая информация.
Конкурсы с бонусами. Соревнования между работниками выступают наилучшей мотивацией к труду.
Социально-психологические.
Данные методы направлены на работу сотрудника для достижения целей организации, а также на возможность профессионально развиваться.
В качестве основных инструментов здесь выступают:
Социальные исследования. Это изучение проблем социального характера на предприятии. С их помощью можно воздействовать на работников непосредственным образом.
Различного рода соревнования для выявления лидера в коллективе.