Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса . ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению.
2.1. Информационная модель и её описание.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
2.3. Характеристика результатной информации.
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
2.5. Характеристика базы данных.
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей).
2.7 Описание программных модулей.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т. п.).
Для реализации информационной системы автоматизации документооборота необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для организации хранения информации в виде базы данных.
В качестве языка программирования был выбран язык php.
PHP (PersonalHomePageTools – «Инструмент для создания персональных веб-страниц») – является скриптовым языком программирования общего пользования, используемый для создания Web-приложений. В данный момент времени поддерживают подавляющие большинство хостинг-провайдеров и стал одним из ведущих языком программирования, использующих для разработки динамических Web-сайтов.
Популярность языка в создании web-сайтов определяется наличием большого набора средств предназначенных на разработку web-приложений. Основные из них:
- автоматически извлекаемые GET и POST -параметров, а также переменных окружения веб-сервера в предопределённые массивы;
- взаимодействует с очень большим количеством разныхСУБД (MySQL, SQLite,MySQLi, Oracle (OCI8), PostgreSQL, Microsoft SQL Server и пр.);
- автоматическая отправка HTTP-заголовков;
- работает с HTTP-авторизацией;
- работает с сессиями и cookies;
- работает с удалёнными и локальными файлами, сокетами;
- обрабатывает файлы, загруженные на сервер;
В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД MySQL.
MySQL – разработка шведской компании MySQL AB. СУБД MySQL является программным обеспечением с открытым исходным кодом, распространяемым по лицензии GNU (GPL) и коммерческой лицензии для ситуаций, не подпадающих под действие лицензии GPL.
MySQL поддерживает реляционную модель данных, т. е. представляет собой реляционную СУБД.
Основные достоинства СУБД MySQL:
- Высокое качество – MySQL характеризуется устойчивой работой.
- Наряду с Oracle, MySQL считается одной из самых быстрых СУБД в мире.
- Открытый код доступен для просмотра и модернизации, что позволяет постоянно улучшать программный продукт.
- СУБД MySQL, разработанная с использованием языков C/C++, протестирована на многих платформах, среди которых Windows, Linux, FreeBSD, Mac OS X, OS/2, Solaris и др.
- MySQL поддерживает API (Application Programming Interface, программный интерфейс приложения) для С, C++, Eiffel, Java, Perl, PHP, Python, Ruby и Tcl. MySQL можно успешно применять как для построения Web-страниц с использованием Perl, PHP и Java, так и для работы прикладной программы, созданной с использованием Delphi, Builder C++ или платформы .NET.4
- СУБД MySQL предоставляет широкий выбор типов таблиц, в том числе и сторонних разработчиков, что позволяет реализовать оптимальную для решаемой задачи производительность и функциональность.
- Локализация в MySQL выполнена корректно. У пользователя, как правило, не возникает проблем при обработке русского содержимого БД
MySQL поддерживает несколько типов данных.
Числовые данные. К ним относят целые числа, не содержащие дробной части (например, 124), а также вещественные числа, имеющие как целую, так и дробную части (например, 56.45). Числовые данные делятся на точечные (bit, boolean, integer и decimal) и приближенные (float, real и double precision).
Строковые данные— последовательность символов, заключенных в одинарные или двойные кавычки: 'Hello world', '123', "MySQL". Поскольку в качестве стандарта в SQL определены одинарные кавычки, для совместимости с другими базами данных рекомендуется использовать именно их. Различают строковые типы CHAR, VARCHAR, BLOB, TEXT, MEDIUMTEXT, MEDIUMBLOB, LONGTEXT, LONGBLOB, ENUM, SET.
Календарные данные.
СУБД MySQL имеет пять календарных типов данных: DАТЕ, DATETIME, TIME, TIMESTAMP и YEAR. Тип DАТЕ предназначен для хранения даты, TIME — для времени суток, a TIMESTAMP – для представления и даты, и времени суток. Тип TIMESTAMP предназначен для представления даты и времени суток в виде числа секунд, прошедших с полуночи 1 января 1970 года. Тип данных YEAR позволяет хранить только год.
Для значений, имеющих тип DATE и DATATIME принят формат YYYY-MM-DD или YY-MM-DD. В типах TIME и DATATIME время приводится в привычном формате hh:mm:ss
2 глава. Проектная часть.
2.1. Информационная модель и её описание.
Информационной моделью называют схему движения входной, промежуточной и результативной информации и функций предметной области. Также с помощью информационной модели объясняется с помощью каких входных данных (документов) и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение основных функций. Информационная модель проектируемой ИС представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Информационная модель
В соответствии с составленной информационной моделью Пользователи могут может работать со всеми справочниками информационной системы.
Также пользователи могут добавлять данные о конкурентах и их акциях, просматривать и выгружать список конкурентов, формировать отчет.
2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
В информационной системе используются шесть справочников, характеристики которых приведены в таблице 2.
Таблица 2
Справочники информационной системы
№ пп |
Название справочника |
Ответственный за ведение |
Средний объём справочника в записях |
Среднюю частоту актуализации |
Средний объем актуализации, % |
1 |
Пользователи |
Маркетолог |
2 |
1 раз в полгода |
50 |
2 |
Типы конкурентов |
Маркетолог |
10 |
1 раз в месяц |
10 |
3 |
Типы акций |
Маркетолог |
10 |
1 раз в месяц |
10 |
4 |
Возможности конкурентов |
Маркетолог |
50 |
1 раз в неделю |
5 |
За ведение всех справочников отвечает маркетолог, для каждого вида справочника своя частота актуализации и средний объем актуализации.
Реквизитный состав каждого справочника представлен в виде таблицы 3.
Таблица 3
Реквизитный состав справочников информационной системы
№ п/п |
Наименование справочника |
Перечень реквизитов |
1 |
Пользователи |
ФИО пользователя; логин; пароль; электронная почта; |
2 |
Типы конкурентов |
Наименование типа |
3 |
Типы акций |
Наименование типа |
4 |
Возможности (или особенности) конкурентов |
Наименование возможности |
Редактирование и ввод новых записей во все справочники осуществляется с помощью специальных форм.
На рисунке 7 изображена форма для работы с записями справочника «Пользователи».
Рисунок 7. Форма Пользователь
Поле для ввода пароля продублировано, это необходимо для того, чтобы исключить возможность опечатки при вводе пароля.
Перед сохранением данных проверяется наличие пользователей с таким же логином (каждый пользователь должен иметь уникальный логин), сложность введенного пароля (минимум одна цифра и один прописной знак).
Формы для работы с записями других справочников имеют аналогичный вид (Рисунок 8-10).
Рисунок 8. Форма Тип конкурента
Рисунок 9. Форма Тип акции
Рисунок 10. Форма Возможности конкурентов
В качестве входных данных для информационной системы выступают данные о конкурентах и их акциях. Перечисленные входные данные создаются с помощью форм, расположенных на сайте. Внешний вид форм представлен на рисунках 11 (форма создания конкурента) и 12 (форма добавления акции).
Рисунок 11. Форма для создания конкурента
Рисунок 12. Форма добавления акции
Данные, введенные в формы, которые приведены выше, сохраняются в базе данных и используются для формирования выходных данных.
2.3. Характеристика результатной информации.
В качестве выходных данных выступает список конкурентов и отчет по конкурентам.
Подробное описание выходных данных в таблице 4.
Таблица 4
Описание результатной информации
Наименование |
Список конкурентов |
Отчет по конкурентам |
Реквизиты |
Наименование Телефон Адрес Сайт Тип конкурента Количество акций |
Наименование Тип конкурента Возможности (сильные стороны) Слабы стороны Активные акции Комментарий |
Таблицы, на основе которых формируется |
Конкурент Акции Тип конкурента |
Конкурент Акции Тип конкурента Тип акции Возможности |
Частота формирования |
По мере необходимости |
По мере необходимости |
Способ доставки |
Экранная форма, с возможностью выгрузки в файл Excel |
Экранная форма, с возможностью выгрузки в файл Excel |
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога).
Базовый набор функций разработанной информационной системы можно изобразить в виде дерева, изображенного на рисунке 13.
Рисунок 13. Дерево функций
Выполнение функций разработанной информационной системы осуществляется с помощью ведения диалога с пользователем. То есть Пользователь информационной системы выполняет какие-то действия, а программа соответствующим образом на них реагирует. Сценарий диалога с пользователем представлен на рисунке 14.
Рисунок 14. Сценарий диалога
Началом диалога является запрос логина и пароля пользователя для доступа в систему. После успешного прохождения авторизации пользователю предлагается выбрать задачу, которую он собирается решить: работа со справочниками, работа с конкурентами, работа с данными профиля пользователя. В зависимости от выбора пользователя ему открываются различные формы пользовательского интерфейса, предназначенные для решения выбранной задачи.
2.5. Характеристика базы данных.
В качестве системы управления базой данный для разрабатываемой информационной системы была выбрана СУБД MySQL.
Для хранения всех необходимых данных была спроектирована и создана база данных, состоящая из 7 таблиц. ER-модель спроектированной базы данных представлена на рисунке 15.
Рисунок 15. ER-модель базы данных
Описание всех таблиц базы данных представлено в таблицах 5-11.
Таблица 5
Таблица users
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код пользователя |
id |
int |
4 |
AI |
ФИО пользователя |
fio |
varchar |
120 |
|
Логин пользователя |
login |
varchar |
120 |
|
Пароль пользователя (в зашифрованном виде) |
password |
varchar |
120 |
|
Email пользователя |
|
varchar |
120 |
Таблица 6
Таблица competitors
Наименование поля |
Идентификатор поля |
Тип поля |
Длина поля |
Прочее |
Код конкурента |
id |
int |
4 |
AI |
Наименование |
caption |
varchar |
120 |
|
Телефон |
phone |
varchar |
120 |
|
Адрес |
address |
varchar |
120 |
|
Веб-сайт |
website |
varchar |
120 |
|
Дата открытия |
opendate |
datetime |
10 |
|
Комментарий |
comment |
varhar |
255 |
|
Слабые стороны |
weak |
longtext |
65655 |
|
Тип конкурента |
typeid |
int |
4 |
|
Сотрудник, добавивший конкурента |
authorid |
int |
4 |