Файл: Сущность и функции розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция исходит из того, что общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров должен быть направлен на ускорение развития магазинных форм продажи товаров населению.

При этом развитие магазинных форм продажи товаров опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура розничной торговли в любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, характеризоваться разнообразием структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие форм торгового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования:

- магазинов самообслуживания;

- магазинов с традиционными формами обслуживания (через прилавок);

- магазинов салонной торговли;

- магазинов посылочной торговли;

- магазинов электронной торговли (по типу «бизнес-потребитель»);

- магазинов-автоматов.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

- независимых розничных торговых организаций;

- розничных торговых организаций, принадлежащих товаропроизводителям;

- розничных торговых организаций, принадлежащих оптовым торговым организациям.


Концепция исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

- магазинов местного значения (находящихся в районах массового проживания населения, т.н. «спальных»);

- магазинов общесистемного значения;

- магазинов в составе торговых центров;

- магазинов вдоль автомагистралей.

Магазины местного значения или «удобные магазины» располагаются в пределах пешеходной доступности и предоставляют потребителю универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения, как правило, более разнообразен, они представлены как специализированными, так и универсальными магазинами, и магазинами с комбинированным ассортиментом товаров.

Особую группу розничных торговых предприятий составляют предприятия в составе торговых центров. В классификации рыночных структур торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с предоставлением в границах своей территории широкого спектра сервисных услуг. Торговые центры всегда предлагают универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, имеют тенденцию к расположению, как в центре городов, так и на пересечении крупных автомагистралей со смещением за пределы интенсивной городской застройки.

Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.

Развитие внемагизинных форм продажи товаров, в основном, обусловливается эволюцией самой торговой практики в России. В связи с этим внемагазинные формы продажи должны быть преимущественно нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается совершенно определенный круг задач.

Мировая торговая практика показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место рынки и уличная торговля. Рынки, как правило, сориентированы на сезонные распродажи, реализацию изделий кустарного промысла, сельскохозяйственной продукции.


Существенное развитие в условиях рынка получает посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.

Принципиально новой формой внемагазинной торговли, имеющей предпосылки для широкого распространения в отечественной торговой практике, должен стать сетевой маркетинг. Главная особенность этой системы состоит в том, что товар реализуется специально подготовленными торговыми агентами на дому, в учреждениях и организациях, на транспорте, на улице. Это позволяет резко сократить издержки обращения и обеспечить дополнительную занятость населения, не являющегося субъектами предпринимательской деятельности.

Развитие электронной техники и средств телекоммуникационной связи создает предпосылки для расширения таких форм торговли, при которых потребитель знакомится с ассортиментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно - телекоммуникационных технологий.

Целенаправленное и последовательное формирование информационно-технологического и организационно-правового обеспечения этого направления во многом расширит возможности реализации электронной торговли компаний с потребителями ("бизнес - потребитель").

2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ

Можно выделить в развитии российской торговли последних лет несколько главных тенденций. Первая тенденция связана с переходом от независимых магазинов к сетевым структурам. Последние демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет проводить единую закупочную политику, экономя на масштабах; строить собственные распределительные центры, частично вытесняя дистрибъютеров; использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков.

Западные сети предложили два новых для нашей страны торговых формата – гипермаркеты и мелкооптовые магазины «кеш энд керри», работающие в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичные по сравнению с супермаркетами. С разворачиванием сети гипермаркетов и мелкооптовых магазинов первая волна освоения новых торговых форматов делает своего рода изгиб, но не меняет своей принципиальной направленности: большинство западных компаний избирают в качестве непосредственного ориентира уровень цен открытых рынков, стремясь к привлечению наиболее массового и не слишком обеспеченного покупателя. Это проявляется, в частности, в тенденции к относительному удешевлению стандартной потребительской корзины, которую демонстрируют, например, магазины «Metro Cash & Carry» .


Вторая тенденция в эволюции торговых форматов – переход от внемагазинных к более цивилизованным магазинным формам торговли. До начала XXI века ведущие участники рынка, формирующие свои сетевые структуры, и открытые рынки занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной азиатской продукции, включая разного рода имитации известных брендов и откровенный контрафакт. Сейчас различные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговли обостряется, переходя от первой ко второй стадии, когда происходит «наложение» рыночных ниш – прежде всего в силу того, что множатся интересы розничных сетей.

С повышением требовательности покупателей и нарастания конкурентного давления со стороны цивилизованных форм торговли рынки проявляли способность к адаптации: здесь стало больше относительно недорогих товаров; они предоставляют дополнительные услуги. Более того, рынки переезжают с улиц под крыши павильонов и торговых центров, маскируясь под цивилизованные магазины.

Таким образом, с течением времени наблюдается переориентация торговых форматов в сторону относительно менее обеспеченных и более массовых потребительских сегментов: супермаркеты, начав с обслуживания относительно узкого среднего класса, становятся более демократичными; гипермаркеты претендуют на то, чтобы заменить собой открытые рынки; дискаунтеры «нащупывают» более жесткие и экономичные формы торговли. При этом «наполнение» покупательских тележек становиться все большим: эффект экономии от масштаба, субординация поставщиков, использование собственных торговых марок, - все это способствует относительному сдерживанию цен в условиях растущих реальных доходов населения. В результате в магазинах большинства торговых форматов увеличивается размер средних товарных чеков, в условиях растущего рынка повышается общий уровень покупательной способности во всех основных сегментах.

Наблюдается ярко выраженная волнообразная тенденция распространения новых магазинных форматов – от элитных к массовым сегментам потребительского рынка. Причем по мере завершения первичного завоевания потребительского рынка «сверху вниз» рождается другая волна, связанная с появлением новых торговых форматов. С помощью последних потребительский рынок вновь осваивается, начиная с элитных и заканчивая все более широко доступными сегментами. Характерно, что при переходе от форматов первой волны к форматам второй волны возрастает степень специализации нацеленности этих форматов на соответствующие потребительские группы.


2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ

Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

В принятых в РФ законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в странах малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест.

Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» направлен на права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятие и выполнение принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для реализации своих идей, высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

В то же время субъекты малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки:

1.более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2.зависимость от крупных компаний;

3.недостатки в управлении делом;

4.слабая компетентность руководителей;

5.повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;