Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
Единственным объективным критерием при полной инвентаризации выступает тотальная, всесторонняя проверка имущества, находящегося в стране, как у всех граждан страны, так и находящихся на балансе предприятий, учреждений и организаций. Отсюда можно сделать несложный вывод, что полная инвентаризация в идеальном значении этого слова невозможна.
Исходя их этого любая инвентаризация имущества, в принципе, носит одновременно как полный, то есть проверяется всесторонне в пределах очерченных задач, так и частичный характер, то есть затрагивает либо только одно предприятие (учреждение, организацию), либо только одно или несколько его структурных подразделений.
Выборочная же инвентаризация назначается в отношении какого-либо конкретного имущества.
Частичная выборочная инвентаризация в своем определении информативна, то есть ее проведение вызвано необходимостью подтверждения какой-либо гипотезы, к примеру, обоснованы ли экономической необходимостью испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации прежде всего преследуют экономические цели. [5 С. 274]
Из вышесказанного непроизвольно вытекают несколько выводов:
- субъектом, назначающим инвентаризацию, определяется степень полноты ее проведения;
- по отношению к ранее заданной полной инвентаризации любая другая инвентаризация может быть признана частичной.
Для оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации на документальном уровне применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» с изменениями и дополнениями. [2 С. 246]
ГЛАВА 2. Проведение инвентаризации и оформление ее результатов, документирование
В целях проведения инвентаризации руководитель юридического лица издает Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22), который регистрируется в Журнале контроля и учета за выполнением приказов о проведении инвентаризаций строго определенной унифицированной формы № ИНВ-23. Приказ руководителя предприятия, учреждения, организации является письменным заданием для инвентаризационной комиссии. В приказе указывается конкретное содержание, порядок, объем и сроки проведения инвентаризации имущества, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ вручается после его непосредственного подписания руководителем предприятия председателю созданной инвентаризационной комиссии.
Как правило, приказ о проведении инвентаризации готовится не менее чем за 10 дней до наступления конкретной даты, назначенной для проведения инвентаризации.
Как было уже упомянуто, создается инвентаризационная комиссия. Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, разовая комиссия, рабочая комиссия. Постоянно действующей инвентаризационной комиссией можно назвать комиссию, в контрольные функции которой входит проведение контрольных проверок в межинвентаризационный период, проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций.
Выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки в межинвентаризационный период в течение года - могут проводиться на предприятиях с большой номенклатурой учитываемых ценностей.
Перед рабочими комиссиями стоят непосредственные задачи по проведению плановых инвентаризаций материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участию в определении результатов инвентаризации. Обычно создаются рабочие инвентаризационные комиссии при территориальной разобщенности имущества или большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и кредиторской и дебиторской задолженностях. Для всех предприятий различных форм собственности рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с указанием возложенных на них непосредственных обязанностей по проведению разовых инвентаризаций.
При этом выделяют как таковые еще и разовые комиссии. Состав такой комиссии в каждом конкретном случае утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости. В приказе об инвентаризации руководителем предприятия утверждается персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий. В этом же приказе указывается строго определенный состав имущества, которое подлежит инвентаризации, основные причины инвентаризации, это может быть как контрольная проверка, переоценка либо иные действия , так и смена материально - ответственного лица. [3 С. 322]
Документальная и вещественная проверки фактического наличия имущества и финансовых обязательств проводится инвентаризационной комиссией в обязательном порядке коллегиально. Главное правило для всех инвентаризаций: отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации является основание для признания недействительным результата инвентаризации.
При проведении инвентаризации специально созданной комиссией незавершенного капитального строительства необходимо:
• определить фактическое наличие строящегося объекта и незаконченных его составных частей, находящихся в проекте строительства;
• определить фактическую комплектность незавершенного капитального строительства;
• выявить остаток незавершенного капитального строительства, а также по каким причинам выполнение приостановлено.
Инвентаризационные описи составляются отдельно по каждому обособленному подразделению с указанием наименования заделов, количества или объема, стадии или степени их готовности, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, пусковым комплексам, их очередям, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их выполнения.
Что же касается инвентаризации, проводимой в отношении основных средств, то в этом случае инвентаризационная комиссия проводит осмотр объектов, определенных приказом руководителя предприятия либо всех числящихся на балансе в отношении обязательной инвентаризации, и вносит в описи их полное наименование, инвентарные номера, целевое назначение, а также необходимые показатели по технической характеристики и эксплуатационным данным.
При проведении инвентаризации недвижимости, зданий, сооружений и других объектов инвентаризационная комиссия проверяет наличие всех необходимых документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Документы на земельные участки также проверяется инвентаризационной комиссией, точнее их наличие, однако исключительно на те, которые находятся в собственности представленной организации, предприятия либо учреждения.
В случае обнаружения несвоевременно принятых к бухгалтерскому учету объектов, а также иных объектов, в отношении которых в регистрах бухгалтерского учета указаны неверные сведения, дающие их характеристику, либо таковые сведения вообще отсутствуют, то инвентаризационная комиссия включает в инвентаризационную опись полученные в ходе проведения проверки достоверные данные, а также технические и эксплуатационные показатели по этим объектам.
Если инвентаризационной комиссией установлен факт несвоевременного отражения в бухгалтерском учете расходов по оплате работ капитального характера (например, надстройка балконов, этажей, а также пристройка новых помещений и др.) или по частичной ликвидации строений, зданий и сооружений (снос определенных в плане конструктивных элементов), то по соответствующим документам необходимо определить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости найденного несоответствия объекта и занести данные о произведенных изменениях в инвентаризационные описи. [6 С. 506]
На основные средства, которые не пригодные для эксплуатации и которые не подлежат полному или частичному восстановлению, комиссия, проводящая инвентаризацию составляет отдельную опись, в которой в обязательном порядке указывается время ввода в эксплуатацию и причин, которые привели эти объекты в состояние, являющиеся непригодным к эксплуатации (порча, полный износ и т. п.)
Важным пунктом в инвентаризации является проведение проверки нематериальных активов. При ней необходимо проверить:
• своевременность и достоверность отражения нематериальных активов в балансе предприятия, учреждения, организации.
• обязательное фактическое присутствие надлежаще оформленных бухгалтерских документов, которые должны подтвердить существование нематериального актива в натуре и исключительного права такие как патенты, товарного знака, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента и т. п.;
В случае если организация является собственником ценных бумаг в документарной форме возможна натуральная проверка финансовых вложений. При проведении натуральной проверки наличия ценных бумаг по факту устанавливается следующие пункты:
• реальная стоимость учтенных на бухгалтерском балансе предприятия, учреждения, организации ценных бумаг;
• полнота отражения и ее своевременность полученных доходов по ценным бумагам в бухгалтерском учете.
• оформления ценных бумаг надлежащим образом;
• с помощью сопоставления сведений о фактическом наличии с данными бухгалтерского учета определяется степень сохранности ценных бумаг.
Также в нашей стране не мало важной является инвентаризационная проверка денежных документов, денежных средств и бланков документов строгой отчетности
В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации производится финансовая проверка наличных денежных средств в кассе предприятия, учреждения, организации. В ходе проверки подсчитывается фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг и денежных документов (почтовых марок, вексельные марки, марок государственной пошлины, уже оплаченные путевки в санатории и дома отдыха, оплаченные авиабилеты и других) и других ценностей, учитывается также тот факт, что в кассе предприятия к бухгалтерскому учету принимаются наличные деньги.
По видам бланков проводится инвентаризация фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности ведется, при ней учитываются начальные и конечные номера определенных бланков одной направленности, а также инвентаризация проводится не только по номерам бланков строгой отчетности, но и по материально ответственным лицам и конкретному месту хранения.
Инвентаризация денежных средств, которые находятся на расчетных (текущих), валютных и специальных счетах в банках, производится путем сопоставления остатков сумм, которые соответственно числятся на определенных счетах, по данным, которые предоставляет бухгалтерия предприятия с данными выписок банков. [9 С. 255]
Немного сложным является инвентаризация денежных средств, находящихся в пути. В этом случае проводится выверка данными квитанций учреждения банка и числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка, почтового отделения и так далее.
Инвентаризация основные средств, находящихся на ответственном хранении и арендованные в законодательном порядке, проводятся одновременно с инвентаризацией собственных основных средств.
По объектам, находящихся на ответственном хранении и арендованные в законодательном порядке, составляется отдельная опись, содержащая ссылку на документы, которые по своему характеру подтверждают принятие данных объектов на ответственное хранение или в аренду. При проведении инвентаризации указанных объектов составляется инвентаризационная опись в трех экземплярах по каждому контрагенту отдельно, каждому из которых выдается один экземпляр описи. В случае если в организации, на предприятии или учреждении проводится учет ценных бумаг, то инвентаризация по ним проводится совместно с финансовой проверкой денежных средств, находящихся в кассе предприятия. Результаты, полученные при финансовой проверке финансовых вложений, описываются в инвентаризационных описях бланков документов строгой отчетности и ценных бумаг.
Также необходимо сказать и про депозитарии как профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые вправе переоценивать ценные бумаги, принадлежащие клиентам, при изменении котировки на фондовой бирже, а иные участники обычно ведут бухгалтерский учет по затратам, произведенным фактически на приобретение ценных бумаг. Финансовая проверка ценных бумаг, которые сданы на хранение в специализированное учреждение, такое как, например, банк-депозитарий, являющийся специализированным хранилищем ценных бумаг и др., сводится к сопоставлению остатков сумм денежных средств, которые числятся на определенных счетах бухгалтерского учета предприятия, и данных с различных выписок банков - депозитариев.
В связи с этим обстоятельством у предприятия и банка - депозитария будут различаться стоимостные оценки объектов.