Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования налоговой систем
1.1 Сущность и функции налоговой системы
1.2 Организация системы налогового учета
Глава 2. Организация системы налогового учета предприятия ОАО «Евростройресурсы»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Евростройресурсы»
2.2 Система учета налоговых расчетов на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
В Налоговом Кодексе РБ сформулированы лишь общие принципы организации налогового учета. Как конкретно вести его на практике, каждому бухгалтеру предстоит определять самостоятельно.
Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.
Из данных налогового учета должно быть ясно:
- как определяются доходы и расходы;
- как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в конкретном отчетном периоде;
- какова сумма расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- каким образом на предприятии формируются резервы;
- а также, какова задолженность по расчетам с бюджетом по налогам.
Подтверждением данных налогового учета согласно НК РБ являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
Налоговый учет предполагает новую методологию учета, полный учетный цикл, независимый от бухгалтерского учета, который организуется в регистрах налогового учета (регистры хозяйственных операций, регистры промежуточных расчетов, регистры состояния единицы налогового учета, декларация).
Актуальность темы : тема налогов в нашей жизни всегда пользовалась актуальностью. Налоги являются необходимым инструментом, регулирующим экономические отношения между государством и обществом. Теоретические и практические основы налогообложения на сегодняшний день должен знать каждый человек. Должно существовать понимание того, что уплата налогов каждого гражданина Республики Беларусь влияет на развитие экономических и политических отношений нашего государства с другими странами.
Цель курсовой работы - исследование налоговой системы и выявление существующих в ней проблем.
Задачи курсовой работы:
- выявить сущность налогообложения, разобраться, какие функции выполняют налоги и какие виды налогов существуют,
-изучить законодательные основы в управлении налоговой системой.
- разработать предложения ОАО «Евростройресурсы» по совершенствованию налоговой системы.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Евростройресурсы».
Предметом исследования является процесс управления налогообложением, взимания налогов, их своевременная уплата и т.д.
В нашей отечественной налоговой системе есть свои преимущества и недостатки, в которых предстоит разобраться.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования налоговой систем
1.1 Сущность и функции налоговой системы
Налоговая система государства - это совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1].
Знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики являются основой для построения налоговой системы государства.
Налогообложение, также как и другие системы государства, имеет свой комплекс принципов, которые в свою очередь подразделяются на сегодняшний день на две группы.
Первую группу представляют всеобщие, или функциональные, принципы, использующиеся в налоговых системах разных стран мира.
Такие экономисты и социологи как А. Смит, Д. Риккардо и А. Вагнер писали об этих принципах в своих трудах, касающихся экономики, как своих стран, так и всего мира в целом. Далее эти принципы развивались под руководством уже русских налоговедов Н. Тургенева, А. Соколова, М. Алексеенко, В. Твердохлебова и др.
В настоящее время данная группа принципов является фундаментом построения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.
Итак, первый принцип, принцип равномерности, или справедливости, заключается в том, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства.
Второй принцип - принцип определённости - считает, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику.
Третий принцип - принцип удобства - требует, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее подходят и являются
удобными для плательщика.
Четвёртый принцип, принцип экономности, предполагает сокращение издержек по взиманию налогов, т.е. расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Пятый принцип, принцип всеобщности, выражает единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода.
Шестой принцип - принцип однократности - говорит о том, налог взимается с одного и того же объекта один раз за установленный государством период.
Существуют и другие, не устаревшие до нашего времени, классические принципы налогообложения, исчисляемого столетиями[2].
Вторая группа состоит из экономических и организационно-правовых принципов, или внутринациональных, которые имеют место быть использованы в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны и на основании которых принимается закон о налогообложении конкретной страны на установленный срок.
Самым важным принципом становления налоговой системы является эффективность налогообложения. Для его осуществления есть следующие правила:
1· налоги должны влиять на акцептование решений экономического характера;
2· структура налоговой системы должна содействовать выполнению политики стабилизации и развития экономики государства;
3· налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщикам;
4· управленческие затраты по налогам и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными [3].
Принцип стабильности также важен, ведь долговременное постоянство
состава налогов, условий сбора является признаком сильного и независимого государства.
С названным выше принципом тесно связан принцип единства налоговой
системы. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям.
Если налоговая система государства будет строиться и функционировать на основе данных принципов, то это может стать мощнейшим толчком для положительного развития экономики страны.
Общественно-политическое устройство общества, тип и задачи государства, принятые цели и проводимая экономическая политика - это то, сообразно чему создается налоговая система любого государства[4].
Налоговая система любого государства имеет ряд функций. Они следующие:
1. Фискальная функция обеспечивает поступление доходов в госбюджет и бюджет местных органов.
2. Стимулирующая основывается на предоставлении отсрочек, льгот и т.д.
3. Регулирующаяпредполагает проведение особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы в обществе. Эта функция воздействует:
- на объём доходов и сбережений населения;
- на спрос и предложение;
- на объём инвестиций и производство продукции;
- на распределение и перераспределение национального дохода;
- на социальное расслоение общества;
- на научно-технический процесс;
- на занятость населения и т.д.
4. Распределительная способствует перераспределению дохода, полученного в виде налогов между сферами деятельности.
5. Контрольная функция заключается в количественно-качественном отражении хода распределительного процесса, контроле формирования стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет и т.д.
6. Ограничительная сдерживает развитие или размещение производства
некоторых видов продукции, защищает определённые отрасли посредством ограничения импорта товаров.
Все эти функции должны применяться налоговой системой для лучше регулирования налогами и общественными финансовыми отношениями [5].
1.2 Организация системы налогового учета
Главный принцип налогового учета заключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства, для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации. В некоторых случаях данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета. Это возможно, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями НК РБ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета. При этом организация должна заявить, какие из регистров бухгалтерского учета являются источником данных налогового учета[6].
Каждое предприятие должно самостоятельно организовать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения. Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, отнесения этих фактов к соответствующим доходам или расходам и формирования показателей налоговой декларации. Согласно Методическим рекомендациям при организации системы налогового учета должна быть обеспечена возможность осуществления контроля за правильностью формирования показателей, учитываемых при расчете налоговой базы, то есть «прозрачность» формирования показателей от первичного документа до налоговой декларации.
Известно, что большинство бухгалтеров и руководителей предприятий относятся к введению налогового учета отрицательно. На практике
бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.
1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского
учета.
Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет[7].
2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.
Суть этого подхода в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы НК РБ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.
3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета. Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете мы считаем, что совместить два учета в одном невозможно.
4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения. Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в прошлом году. Свою позицию они мотивируют следующим [8].
Система налогового учета организуется налогоплательщиком
самостоятельно , формы регистров налогового учета и порядок отражения в
них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно . Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. Такой порядок не нарушает требований НК РБ. В регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.