Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях. . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Противоречия, изначально заложенные в содержании роли (неопределенность роли). Исполнитель роли не точно знает, что от него требуется, он может не знать целей, которые должны быть достигнуты, либо не знать путей для достижения этих целей. Корни ролевой неопределенности следует искать в ролевом наборе, когда формируемые ожидания недостаточно ясны.

2. Ролевой конфликт – существует 4 типа таких конфликтов, которые различаются по источнику возникновения.

2.1 Наличие несовместимых заданий (внутриисточниковый ролевой конфликт)

2.2 Наличие у двух и более членов ролевого набора несовместимых ожиданий (межисточниковый ролевой конфликт);

2.3 Наличие у одного индивида нескольких несовместимых ролей (межролевой конфликт).

2.4 Наличие у индивида таких личных позиций, которые несовместимы с его ролевыми требованиями (личностно-ролевой конфликт).

3. Ролевая перезагрузка – возникает, когда ожидания и требования роли превышают способности её исполнителя.

Выделяют следующие способы устранения ролевых конфликтов:

- изменение содержания и способов осуществления роли;

- изменение людей, исполняющих роли (повышение квалификации);

- перестановка с одной работы на другую;

- тренировка с помощью ролевых игр и подбор наиболее способных исполнителей на роль. [26]

Образ организации субъективно начинает формироваться с представлений о том, что есть человек работающий и каково его социокультурное окружение, т.е. социальные нормы, ценностные ориентации, этические взгляды, социальные ожидания и оценки.

В истории развития организаций сложились четыре типичных представления (стереотипа) о том, что есть человек работающий: «экономический человек» (начало XX в.), «психологический человек» (середина XX в.), «технологический человек», воспроизводящий тейлоровское и фордовское отношения к нему на новой компьютерно- инжиниринговой основе (последняя треть XX в.), «этический человек», возникший из потребности взаимных обязательств в бизнесе и в организационном управлении (последняя четверть XX в.).

Эти стереотипы оказываются ориентирами поведения как управляющего, так и управляемого персонала. Они различным образом преломляются в сознании руководителя и персонала, определяя линию их поведения в конкретных ситуациях.

1. Стереотип «экономический человек». В его основе лежит принцип денежного расчета, согласно которому человек за деньги сделает все, что захочет босс. Человек работает хорошо, когда ему хорошо платят. Только повышение заработной платы может оказать влияние на работу работника. Данный стереотип особенно характерен для современной российской действительности.


2. Стереотип «психологический человек» базируется на основе использования методов психологического воздействия на работника для достижения цели. Этот стереотип сформировался в результате самостоятельного чтения специальной психологической и психолого- управленческой литературы, на основе обучения и в силу личного опыта работы в организациях. Основа стереотипа: «Без психологии нельзя!»

3. Стереотип «технологический человек». В его основе лежит принцип организационного подчинения человека рабочим операциям в условиях, когда начальником является электронно-машинная система. Жесткая включенность в технологические и компьютерные процессы с детальным пооперационным контролем ставит работников в положение придаточных звеньев, которые обслуживают технико-технологические системы. [27]

Данный стереотип «технократирует» мышление руководителей, ориентирует их на жесткий пооперационный контроль поведения работников. Основа стереотипа: «Новая техника – залог успеха!»

4. Стереотип «этический человек». В его основе лежит принцип подчинения человека требованиям профессиональной, деловой и управленческой этики. Этические требования формируются на базе различных договоров, соглашений, специально разработанных кодексов, а также в результате существующих правил поведения в организации.

Несовпадение этических оценок может приводить к конфликтам ожиданий и реальностей, так как они выражают понимание добра и зла, одобряя или осуждая поведение окружающих.

Эти четыре стереотипа, совмещаясь в сознании и поведении персонала, создают четыре сегмента организационного поведения, которые и определяют состояние человека работающего: ригористический (подчинение служебному долгу): автономный (свобода организационного маневра); мобилизационный (психологическая готовность к работе); прессинговый (подчиненность рабочим операциям во времени и в пространстве). [28]

Если у руководителей организации в неравной степени выражены рассмотренные стереотипы, то и сегменты организационного поведения могут быть деформированными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность психолога направлена, главным образом, на поддержание психологического и физического здоровья в обществе, создание комфортных условий деятельности человека в трудовом или учебном коллективе. Дискомфорт от состояния психического напряжения (стресс) возникает у человека в результате его жизнедеятельности.


Причиной стресса может стать, например, конфликтная ситуация.

Конфликт – один из наиболее острых способов разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, сопровождающийся негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм поведения в обществе.

На выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации влияет множество факторов, в том числе уровень субъективного контроля. Будущим психологам, как никому другому, необходимо уметь правильно вести себя в конфликтной ситуации, так как их работа непосредственно связана с оказанием помощи.

Пара неуместных слов или действий такого специалиста могут привести к удручающим последствиям.

У человека, нуждающегося в помощи, после неудачного похода к специалисту, может сложиться мнение, что психолог – это всего лишь слово, за которым не стоит ни чего, что могло бы помочь в трудной ситуации, и тогда нуждающийся уже вряд ли согласится ещё когда-нибудь пойти на подобную встречу.

Согласно А. Я. Анцупову, конфликт — это «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

В любой конфликтной ситуации можно выделить свои структурные элементы: объект и предмет, обстановку, личности оппонентов с их целями и интересами, а также совершаемыеими действия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.
  2. Анцупов А. Я., Ковалёв В. В. Конфликты в подразделениях, основные способы их предупреждения и разрешения. Ориентир, 2002. № 2, С. 50–53.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 6-е издание. — СПб.: Питер, 2015. — 528 с.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007.
  5. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учебное пособие. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.
  6. Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб., 2010.
  7. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
  8. Грибанов Д.В. Инновации и модернизация в жизни, экономике и праве: понятийный аппарат // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. № 1.
  9. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2008. – 326 с.
  10. Гришина Н.В. Ситуационный подход к анализу и разрешению конфликтов// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.16. Психология. Педагогика. – 2012. – Вып. 3. – С. 15-16.
  11. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.
  12. Зайцева Т. В., Зуб А. Т. Управление персоналом: учебник. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 336 c.
  13. Иванова Е.Н. Типология интересов и стратегия поведения в конфликте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011.№ 1. С. 95-101.
  14. Ильин, Е.П.. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
  15. Камнева Е.В., Никулина А.М. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и акцентуаций характера студентов / Е.В. Камнева, А.М. Никулина // Особенности формирования личности будущего финансиста в период инновационного развития России: сб. науч. тр. / Финансового университета при Правительстве РФ. Тула, 2011. С. 28-37.
  16. Кишко М.В. Внутриличностные детерминанты выбора стратегии поведения в конфликте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Тюмен. Обл. ин- та развития регион. Образования, 2003. – 27 с.
  17. Климонтова Т.А., Кожевина А.П. Доверие как показатель открытости внутреннего мира человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6-1 (28). С. 192-195.
  18. Ковалёв В. В., Белавин О. А. и др. Конфликтологический анализ фильма «Гараж». // Акмеология, 2013. № S1 (47), С. 178–180.
  19. Кожевина А.П. Структурная организация доверия различной направленности личности (параметру экстра- версия-интроверсия): дис. … канд. психол. наук. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, Ярославль, 2016. – 167 с.
  20. Кулакова Т.В., Новосельцева А.С. Стратегии поведения в конфликте: гендерный аспект / Т.В. Кулакова, А.С. Новосельцева // Проблемы развития устойчивых отношений между государством, гражданским обществом и бизнесом: вызовы времени: сб. статей по материалам конференции, посвящённой Дню российской науки. (отв. ред. Солдаткин А.А.). 2016. С. 38-47.
  21. Лебедева М.М. Особенности восприятия при конфликте и кризисе // Хрестоматия по конфликтологии. – М., 2004. – С. 94-99.
  22. Логвинов И.Н. Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 18. С. 211-216.
  23. Логвинов И.Н. Тенденции исследования лидерства в современной социальной психологии. Курск: Курск. гос. ун-т, 2015. 4. Чернышев А.С., Беспалов Д.В., Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании группы как субъекта совместной деятельности / Под общ. ред. А.С. Чернышева. Курск: Курск. гос. ун-т, 2013.
  24. Печенкин Н.М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и стратегий поведения в конфликте / Н.М. Печенкин // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста: сб. науч. тр.Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2016. С. 51-54.
  25. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. – С. 291-293.
  26. Прокофьева, Т. Н. Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений. М.: Алмаз, 2005. 112 с.
  27. Прудникова И.И. Взаимосвязь интеллекта и способностей со стратегиями поведения студентов в конфликтах/ И.И. Прудникова // Наука - образованию, производству, экономике материалы ХХI(68) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2-х томах. 2016. С. 120-121.
  28. Рыжов Б. С. Проблемы межличностного конфликта в социальной психологии // Вестник Екатерининского института. — 2013. — № 4. — С. 71–76.
  29. Сулягина Ю.О. Конфликты в сфере трудовой миграции: взаимодействие объективных и субъективных факторов. Конфликтология. 2013. Т. 2. С. 118- 131.
  30. Сулягина Ю.О. Социальные технологии профилактики конфликтов в сфере трудовой миграции в российском обществе. Конфликтология. 2012. Т. 2. С. 67-80.
  31. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.
  32. Черкашина А.Г., Земсков А.С. Исследование взаимосвязи выбора стратегии поведения в конфликте с самоотношением у спортсменов / А.Г. Черкашина, А.С. Земсков А.С. // Рудиковские чтения Материалы VIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». РГУФКСМиТ. 2012. С. 343-346.
  33. Черняева Т.В. Индивидуально – психологические детерминанты конфликтного поведения студентов вуза: дис. … канд. психол. наук. Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 2008. – 186с.
  34. Юнг К. Г. Психологические типы. / Пер. с нем. С. Лорие (под ред. В. Зеленского). – СПб: Азбука, 2001. – 538 с

  1. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  2. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  3. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  4. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  5. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  6. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  7. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  8. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  9. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  10. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  11. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  12. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  13. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  14. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  15. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  16. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  17. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  18. Журавлев А.Л., Шорохова Е В. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001. 288 с.

  19. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  20. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  21. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  22. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  23. Феоктистова С.В., Кулева И.В. Исследование взаимосвязи индивидуально типологических особенностей личности, механизмов психологической защиты и стратегий поведения личности в конфликте / С.В. Феоктистова, И.В. Кулева // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография под ред. Т.А. Жалагиной и д.р. Тверь, 2014. С. 222-232.

  24. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  25. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  26. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  27. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.

  28. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. М.: Манн- Иванов-Фербер, 2014.