Файл: Условия государственной регистрации интеллектуальных прав.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Организация регулирования отношений в сфере интеллектуальной
Условия государственной регистрации интеллектуальных прав
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕНННОСТИ
2.1 Статус и организация деятельности Федеральной службы по
2.2 Полномочия и практическая деятельность Суда по интеллектуальным правам
Введение
Термин "интеллектуальная собственность" употреблялся отечественным законодателем в ряде нормативных правовых актов 90-х гг. XX в. - в Законах "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 г., "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., а также в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Для защиты авторских, издательских, патентных и иных прав в 1990-е гг. в указанный период был принят ряд специальных законов (Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. и др.).
В настоящее время основные положения, посвященные вопросам охраны прав интеллектуальной собственности, закрепляются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что сам термин "интеллектуальная собственность" традиционно рассматривается как условный, собирательный, применимый лишь для целей краткого обозначения особой совокупности прав, возникающих в отношении ряда объектов интеллектуальной деятельности, в последние десятилетия сложилась устойчивая тенденция его вытеснения из текстов законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, в которых предпочтение отдается использованию таких терминов, как "права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", "исключительные права" и др. С принятием части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в законодательстве оказался закреплен также термин "интеллектуальные права".
Однако, стоит отметить, что возможность применения части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к тем или иным правоотношениям зависит от момента возникновения таких правоотношений.[1]
На данный момент государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности осуществляется на федеральном уровне.
При этом особое значение имеют вопросы, связанные с охраной результатов интеллектуальной деятельности.
Степень важности и значимости отправления правосудия по делам о защите или оспаривании прав на результаты интеллектуальной деятельности Судом по интеллектуальным правам обусловливает тот факт, что согласно законодательству Российской Федерации к ее исключительному ведению, в числе прочих, отнесены такие вопросы, как судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности.[2] Правовой статус данного органа также будет изучен в рамках данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение механизма государственного регулирований отношений в сфере интеллектуальной собственности.
Задачи курсовой работы:
- ознакомиться с правовой базой по вопросу;
- рассмотреть наиболее актуальные вопросы темы.
Объектом курсовой работы являются правоотношения в сфере интеллектуальной собственности.
Предметом курсовой работы является интеллектуальная собственность.
Курсовая работа выполнена на основе аналитического метода, использованы нормативные акты и литература.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Организация регулирования отношений в сфере интеллектуальной
собственности
В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.[3]
Порядок реализации указанных действий установлен различными подзаконными актами.
Ознакомление с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдача копий таких документов осуществляются по ходатайству любого лица об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов.
После поступления ходатайства в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) проверяется соблюдение следующих условий:
1) уплата пошлины за совершение юридически значимых действий;
2) отсутствие в документах заявки сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. При наличии в документах заявки указанных сведений ознакомление с документами заявки и выдача копий таких документов осуществляются только в отношении документов заявки, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований ознакомления с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдачи копий таких документов условий Роспатент осуществляет подбор документов заявки на бумажном носителе из архивного фонда Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (ФИПС), в том числе из отдаленного фонда архивного хранения ФИПС.
Подбор документов заявки в электронном виде осуществляется из системы электронного документооборота по товарным знакам ФИПС.
При выдаче Роспатентом заявителю копий документов заявки, если количество листов копий документов заявки превышает один лист, листы подготовленных копий документов заявки скрепляются и заверяются путем простановки подписи должностного лица, заверившего копию, с расшифровкой фамилии и инициалов, даты заверения и круглой печати Роспатента.
Копии документов заявки выдаются (направляются) заявителю вместе с уведомлением об удовлетворении ходатайства, касающегося выдачи копий документов заявки.
Ознакомление заявителя с документами заявки осуществляется в Роспатенте в соответствии с согласованными Роспатентом датой и временем ознакомления с документами заявки, указанными совместно с телефоном ответственного за ознакомление заявителя с документами заявки представителя Роспатента (далее - исполнитель) в уведомлении об удовлетворении ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки, направляемом Роспатентом заявителю.
Ознакомление с документами заявки осуществляется в присутствии исполнителя.[4]
Ознакомление с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдача копий таких документов осуществляется по ходатайству любого лица об ознакомлении с документами заявки.
Подбор документов заявки в электронном виде осуществляется из системы электронного документооборота по изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам.
Дата и время ознакомления с документами заявки и телефон представителя Роспатента, ответственного за ознакомление заявителя с документами заявки, указываются в уведомлении об удовлетворении ходатайства, касающегося ознакомления с документами заявки, направляемом Роспатентом заявителю.
Дата ознакомления заявителя с документами заявки по просьбе заявителя может быть перенесена, но не более чем на 3 месяца с даты ознакомления с документами заявки, указанной в уведомлении.[5]
Представленная в Роспатент заявка на государственную регистрацию промышленных образцов регистрируется при отсутствии оснований для отказа в ее приеме.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки:
1) заявка, представленная на бумажном носителе, не содержит заявления;
2) в заявлении не указан заявитель, его место нахождения или место жительства либо адрес для переписки;
3) заявление представлено не на русском языке или заявление не поддается прочтению;
4) представление документов заявки на бумажном носителе, обработка которого невозможна по техническим причинам, связанным с состоянием бумажного носителя;
5) наличие грифа "коммерческая тайна" на документах заявки;
6) представление документов заявки в электронной форме с нарушением установленных требований.
При наличии хотя бы одного из указанных оснований для отказа в приеме заявки она не принимается и не регистрируется, о чем Роспатент в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявки направляет заявителю уведомление.[6]
Ходатайство о выдаче дубликата патента подается после выдачи патента в случае утраты оригинала патента или его порчи.[7]
Для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений заявитель вправе по собственной инициативе представить в Роспатент следующие заявления и ходатайства:
1) ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу.
Ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу подается, если при подаче заявки заявитель не выразил требование провести экспертизу заявки по существу в соответствующей графе заявления о выдаче патента.
Ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу подписывается заявителем, его представителем или третьим лицом, подающим ходатайство;
2) ходатайство об установлении конвенционного приоритета.
3) ходатайство о продлении срока подачи заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.
4) ходатайство о признании права конвенционного приоритета.
5) ходатайство о внесении изменений в документы заявки - описание изобретения, формулу изобретения, чертеж(и), реферат.
6) ходатайство о внесении изменений в заявление о выдаче патента в связи с изменением имени автора, имени или наименования заявителя, представителя заявителя, адреса.[8]
Основания для отказа в приеме заявки для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование:
1) заявка, поданная на бумажном носителе, не содержит заявления о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или заявления о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;
2) заявление не поддается прочтению или подано не на русском языке;
3) в заявлении не указан(ы) заявитель(и), его (их) место(а) нахождения или место(а) жительства;
4) документы заявки представлены на бумажном носителе, обработка которого невозможна по техническим причинам, связанным с состоянием бумажного носителя;
5) документы заявки представлены в электронной форме с нарушением предъявленных требований.[9]
Заявка на государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы должна содержать:
- заявление о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы с указанием правообладателя(ей), на имя которого(ых) испрашивается государственная регистрация;
- депонируемые материалы, идентифицирующие топологию интегральной микросхемы, включая реферат.
Депонируемые материалы должны обеспечивать однозначную идентификацию регистрируемой топологии интегральной микросхемы и содержать полный комплект одного из следующих видов визуально воспринимаемых материалов, отображающих каждый слой топологии интегральной микросхемы:
- фотографии или копии (на бумажных носителях) фотошаблонов;
- сборочный топологический чертеж с соответствующей спецификацией;
- послойные топологические чертежи;