Файл: История и развитие индивидуального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве, во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности; во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности. На сегодняшний день законодательство, регламентирующее деятельность индивидуального предпринимателя, по существу еще находится в стадии формирования и содержит рад норм, требующих уточнения, а иногда и изменения [4].

Выводы ко второй главе

Таким образом, правовое регулирование индивидуального предпринимателя предполагает наличие у предпринимателя установленных законом обязанностей, за нарушение исполнения которых он подвергается штрафным санкциям или иным неблагоприятным последствиям. Предприниматель должен у установленном размере и своевременно уплачивать в бюджет налоги и сборы, отчитываться по итогам налогового периода о своей деятельности в уполномоченные государственные органы. Ответственность предпринимателя, в отличие от иных субъектов хозяйственной деятельности носит неограниченный характер, так как последний несет ответственность всем своим имуществом по обязательствам.

РАЗДЕЛ 3

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

3.1. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса

Дальнейшее углубление экономической реформы, развитие рыночных отношений в стране может быть достигнуто с помощью формирования конкурентной среды путем развития предпринимательства, создания условий для работы предприятий малого и среднего бизнеса. Предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной экономики, один из факторов ее нормального функционирования, поэтому экономическое и социальное развитие России должно быть связано с увеличением масштабов вовлечения людей в предпринимательскую среду.

Малое предпринимательство имеет большое народнохозяйственное значение в России в силу ряда обстоятельств:


• малый бизнес участвует в формировании конкурентных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах и услугах, повышению их качества и культуры обслуживания;

• развитие малого бизнеса позволяет создать дополнительные рабочие места, а следовательно, имеет не только экономическое, но и социальное значение;

• в малом бизнесе более эффективно использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

• с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении экономического и общественного порядка в стране [2].

Между тем развитие предпринимательства в России происходит недостаточно быстро и эффективно. Частично это может быть обусловлено противоречивостью законодательной базы развития предпринимательства, отсутствием четкой политики и действенной системы мер в области поддержки малого бизнеса, незавершенностью процесса формирования многообразия форм хозяйствования и инфраструктуры, адекватных рыночным отношениям, недостаточностью материальных и финансовых ресурсов для оказания реальной поддержки формирующимся предпринимательским структурам, слабостью координации в подготовке и переподготовке кадров для сферы предпринимательства.

Сложившаяся в малом бизнесе ситуация является отражением перечисленных причин. В настоящее время, по данным Росстата, сфера малого бизнеса обеспечивает постоянную занятость около 16 % населения, в ней производится более 8,5 % товаров и услуг. Помимо этого около 39 % работников заняты в малом бизнесе в качестве внешних совместителей и 22 % — выполняют работы по договорам гражданско-правового характера. Данные показатели имеют тенденцию к росту, однако они ниже аналогичных показателей в развитых странах в 3-5 раза, что говорит о большом нереализованном потенциале малого бизнеса России.

Имеет место неравномерность развития малых предприятий по отраслям. Преобладание численности предприятий, объема выпускаемой продукции, а также численности занятых отмечено в сфере торговли и общественного питания, что иллюстрирует небольшое желание предпринимателей заниматься производственным бизнесом, а показывает стремление вкладывать средства и работать в сфере быстрой окупаемости и меньшего риска — торговле. Именно в этой сфере отмечается также наибольшее количество предпринимателей, работающих без образования юридического лица [2].


Согласно Федеральному закону № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), отвечающие определенным условиям по численности работников и доле участия субъектов РФ и других организаций, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Вместе с тем статистический учет основных показателей деятельности ведется Федеральной службой государственной статистики раздельно. В связи с этим представляется интересным проведение совместного анализа динамики развития малых предприятий — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юридического лица. В качестве исходных данных для анализа взяты данные официальных изданий Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 1998 № 88-ФЗ 2005 гг.

Индивидуальное предпринимательство как составляющая часть малого бизнеса стало важным звеном экономики и социального развития общества. Так, численность индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в налоговых органах, в 2004 г. составила около 4,7 млн. человек, или 37,4 % от всех занятых в малом бизнесе и около 10 % от всего занятого населения РФ.

3.2. Проблемы развития индивидуального предпринимательства в России

Индивидуальное предпринимательство в России, как и в других странах, традиционно относится к малому бизнесу, и является важным показателем экономического развития страны. Экспертные оценки относительно перспектив развития индивидуального предпринимательства в России весьма неоднозначны.

Изменения в российском законодательстве 2013 года относительно увеличения налоговых ставок привели к стремительному сокращению числа индивидуальных предпринимателей в стране в результате двукратного увеличения с 1.01.2014 года минимального обязательного объема налоговых и страховых отчислений до 36 тыс. рублей в год.

Предполагаемый к уплате объем страховых взносов, по оценкам экспертов, составляет до 70% дохода ИП, что делает несообразным осуществление легальной предпринимательской деятельности. В результате прогнозируется развитие «теневого» нелегального предпринимательства.


Но есть и иная точка зрения, согласно которой перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично. Правовыми предпосылками оптимистического прогноза являются положительные изменения в налоговом законодательстве, к которым можно отнести: с 2013 года индивидуальные предприниматели больше не должны предоставлять в налоговый орган промежуточную отчетность, возможность уменьшить сумму единого налога на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, вновь зарегистрированному ИП для подачи уведомления о переходе на УСН отводится 30 дней, а не пять дней, как раньше.

Нельзя сказать, что в нашей стране совсем не уделяется внимание развитию малого бизнеса. В 2007 году был принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором были обозначены цели и задачи государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Среди них: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств и ряд других положений.

В январе 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручений по итогам форума, организованного Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», где были определены направления развития сегментов рынка субъектов малого и среднего бизнеса, критерии эффективности кредитной политики по кредитованию данного направления экономики.

В документе, в частности сказано: "Правительству Российской Федерации совместно с Банком России обеспечить включение в систему оценки эффективности кредитных организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или Банка России, ключевого показателя, характеризующего динамику кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях определения оснований для премирования руководителей таких кредитных организаций" [1].

В настоящее время по статистике Сбербанка России одним из самых выгодных предложений по кредитованию малого и среднего бизнеса является кредит «Бизнес-Доверие» со следующими условиями: кредит без залога сроком до 48 месяцев и суммой до 3млн. рублей с процентной ставкой 18.97%. Требования к кандидатам таковы: годовая выручка компании не должна превышать 400 млн. рублей, для индивидуальных предпринимателей максимальный возраст до 70 лет на дату окончания кредитования, и определенный срок ведения хозяйственной деятельности разный для различных видов деятельности, но не менее трех месяцев. Можно сделать вывод, что для начала бизнеса кредитов не предусмотрено. О какой же государственной поддержке малых предпринимателей может идти речь с такой процентной ставкой?


Другой проблемой является невозможность сбыта своей продукции, в частности продукции сельского хозяйства, производимой небольшими фермерскими хозяйствами. Продукция многих предпринимателей не может попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а в результате сложностей с сортировкой, упаковкой, доставкой и другими особенностями продажи такой продукции. Следовательно, должны быть организованы специальные рынки сбыта, и в их организации первая роль должна принадлежать региональным и местным органам власти. Это могут быть специализированные магазины, сезонные и постоянно действующие ярмарки, выставки - продажи и другие варианты [1].

Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторое внимание со стороны государственной власти и некоторые позитивные законодательные изменения, развитие индивидуального предпринимательства в России существенно осложнено.

Очевидна необходимость принятия специального закона об индивидуальном предпринимательстве, в котором необходимо предусмотреть различный правовой режим ведения предпринимательской деятельности по различным видам деятельности и объемам дохода. Ведь совершенно очевидно, что нельзя с одними законодательными мерками подходить, например, к деятельности учителя, который занимается репетиторством и к деятельности предпринимателя, который осуществляет торговлю в рамках крупного супермаркета или занимается производством.

Очевидна необходимость принятия дополнительных мер поддержки и защиты индивидуальных предпринимателей, в противном случае сектор индивидуальных предпринимателей в России сократится до минимума и не будет оказывать какого-либо видимого влияния на экономику [там же].

В настоящее время малый бизнес в лице и индивидуальных предпринимателей, в том числе, составляет самую многочисленную прослойку хозяйствующих субъектов РФ. Таким образом, влияние предпринимательской деятельности на развитие экономики значительно за счёт большой численности ИП. Предприниматели не только занимаются производством и реализацией товаров, но и их потреблением. Основная масса ресурсов, произведённых на территории государства, создаётся именно представителями малого бизнеса.

Но, несмотря на все преимущества ведения предпринимательской деятельности, любой ИП на пути хозяйствования сталкивается с определёнными проблемами. Некоторые проблемы индивидуальных предпринимателей возникают вследствие неблагоприятного функционирования ресурсного рынка. Что это значит? Информационные ресурсы зачастую представлены недостаточно широко; начинающим предпринимателям бывает сложно получить более-менее адекватную консультацию по вопросам своей деятельности. Открытость предоставления ресурсов также зачастую ставится под вопрос. Органы государственной исполнительной власти крайне редко вовлекают ресурсы в бизнес-оборот ИП, предоставляют объекты недвижимости и производственное оборудование для хозяйствования представителей малого бизнеса.