Файл: История и развитие индивидуального предпринимательства.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ
1.1. История и развитие индивидуального предпринимательства
1.2. Индивидуальное предпринимательство как самозанятость населения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Финансовые аспекты стимулирования развития индивидуального предпринимательства
2.2. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
3.1. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса
3.2. Проблемы развития индивидуального предпринимательства в России
Регистрация и ведение своего дела в форме индивидуального предпринимательства весьма привлекательны и доступны для большинства российских граждан. Тем более, что с начала 2004 г. для получения статуса индивидуального предпринимателя гражданину достаточно иметь лишь паспорт с пропиской и оплатить пошлину в размере 400 руб., предусмотрена также возможность отправить заверенные нотариусом документы для регистрации в ИМНС по почте.
Требования к налоговой отчетности во время ведения индивидуальной предпринимательской деятельности весьма либеральны, граждане имеют возможность применять любой из трех доступных налоговых режимов: общую систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения [5].
При всем при этом, однако, в России, к сожалению, до сих пор упущен огромный сегмент микробизнеса — люди, работающие самостоятельно, не создавая предпринимательской ячейки и не вступая в нее. Эти граждане (переводчики, автомеханики, программисты, граждане, занимающиеся частным извозом и т.д.), являются субъектами самозанятости и не продают свой труд, а сами выводят его на рынок. Все эти люди получают доходы от своей деятельности, создают определенные ценности для других, однако находятся, в значительной степени благодаря несовершенству российского законодательства, в теневой экономике.
Поскольку зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, регулярно отчитываться в налоговой инспекции этим микропредпринимателям в силу специфики их деятельности (непостоянная занятость, невозможность планировать выручку) достаточно сложно. Да и сама такая регистрация, кроме возникающей волокиты взаимоотношений с государством, ничего больше не приносит [5].
Тогда как люди, самостоятельно начинающие собственное дело, как никто другой нуждаются в государственной поддержке, без нее их предпринимательская деятельность обречена на весьма жалкое, перманентно зачаточное состояние. Что, кстати сказать, мы и наблюдаем в нашей стране.
В условиях, когда многие предприятия свертываются из-за экономической несостоятельности, экономика страны продолжает оставаться ориентированной на экспорт природных ресурсов, а уровень безработицы, особенно в небольших городах и сельской местности высок, государству следует занять более активную позицию и поощрять самозанятость населения, его стремление к осуществлению предпринимательской деятельности. Самозанятость является как способом обеспечения граждан работой, так и резервом экономического благополучия государства, региона, населенного пункта [там же].
Выводы к первой главе
Таким образом, было положено начало возрождению частного предпринимательства в России. На сегодня же наиболее актуальной является задача дальнейшего совершенствования законодательства с целью стимулирования экономической активности и деловой инициативы граждан.
Хотелось бы отметить, что индивидуальное предпринимательство — это значительный и серьезный шаг в развитии современной предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что у данной организационно-правовой формы немало «подводных камней», этот вид предпринимательства, несомненно, имеет право на дальнейшее существование и совершенствование.
РАЗДЕЛ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Финансовые аспекты стимулирования развития индивидуального предпринимательства
На сегодняшний день финансово-кредитная система располагает богатый арсеналом инструментов государственного управления и поддержки развития индивидуального предпринимательства.
При рассмотрении специфики регулирования развития индивидуального предпринимательства особое значение следует придать тому факту, что финансовые инструменты регулирования развития индивидуального предпринимательства должны носить универсальный характер.
Так, финансовая поддержка индивидуального предпринимательства может осуществляться адресно или опосредованно, на безвозвратной или возвратной основе, но обязательно целевым назначением. При этом чаще всего во всех формах и видах финансовой поддержки в той или иной степени необходимо участие государства [3].
Государственная поддержка, как правило, осуществляется за счет бюджетных средств в виде субсидий и дотаций, предоставления налоговых льгот, компенсации потерь коммерческим организациям, оказавшим финансовую поддержку предпринимателю на льготных основаниях, участия в создании фондов поддержки малого предпринимательства при общественных объединениях, союзах и ассоциациях.
Финансовым инструментом поддержки индивидуального предпринимательства на региональном уровне в числе прочих мер является поручительство со стороны региональных органов власти должно использоваться более широко. Причем поручительство могут также применять общественные организации и объединения предпринимателей и общества взаимного кредитования. В России по нашему мнению необходимы и государственные гарантии при получении российскими фондами поддержки малого бизнеса и предпринимательства кредитов от иностранных компаний.
Рассматривая различные инструменты финансовой поддержки государством индивидуального предпринимательства, следует отметить значение целевых программ по развитию предпринимательства. В России определенных успехов достигла программа поддержки сельскохозяйственных производителей. На сегодняшний день в отдельных регионах РФ проводятся программы по субсидированию сельхозпроизводителей. Так, например в КЧР за счет средств регионального бюджета осуществляются выплаты индивидуальным предпринимателям, реализующим молочную продукцию именно тем предприятиям, которые включены в целевую программу поддержки индивидуальных предпринимателей [3].
Помимо прямых финансовых ассигнований из бюджетов различного уровня государственная поддержка осуществляется через снижение или освобождение предпринимателей от отдельных платежей бюджет. По нашему мнению, такого рода финансовая поддержка может осуществляться на региональном уровне. Причем каждый регион, в зависимости от своих специфических природных, социально-экономических и других условий может сам определять финансовую поддержку каких направлений деятельности индивидуального предпринимательства следует развивать в первую очередь.
Финансовая поддержка индивидуального предпринимательства должна проводиться региональными властями постоянно, однако конкретные формы и методы могут применяться и корректироваться в зависимости от текущей социально-экономической ситуации и изменений в экономической политике. Обычная корректировка должна затрагивать величину дотаций и субсидий, изменение приоритетов в структуре предпринимательства и др. Обновленные показатели системы финансовой поддержки, должны, определяться на два ближайших года. Такой подход на уровне региона позволит не только гибко использовать предпринимательство для решения отдельных задач социально-экономического развития территории, но и повысит его потенциальные возможности на основе целевых дотаций и субсидий [3].
В первую очередь необходимо обеспечить доступность кредита большому числу предпринимателей, то есть предоставить возможность оперативного оформления кредита, приемлемый процент, разумный залог и возможность возврата по мере получения дохода от использования кредита. В этом случае кредитный механизм позволит начать, свое дело и будет стимулировать предпринимательскую деятельность необходимостью возврата денежных средств.
Положительный опыт льготного кредитования сельхозпроизводителей должен подстегнуть региональные власти к формированию аналогичных программ стимулирования развития индивидуального предпринимательства в других сферах, таких как, сфера бытового обслуживания населения, и сферы туризма.
Среди финансовых инструментов поддержки индивидуального предпринимательства особое место занимает такой специфический финансовый инструмент как лизинг, так, как конкурентоспособность индивидуальных предпринимателей в условиях рыночной экономики в первую очередь снижается из-за отсутствия у них возможностей обновлять основные средства, либо приобретать оборудование более высокого качества. В РФ в настоящее время возможности лизингового контракта в полной мере не использованы, инструменты лизинга не адаптированы к потребностям индивидуального предпринимательства [там же].
Для приобретения основных средств (производственных помещений, склада, офиса) индивидуальному предпринимателю можно предложить услугу по лизингу недвижимости на основе контракта без права лизинговой компании на одностороннее расторжение контракта. В этом случае после истечения срока контракта клиент может выкупить взятое в лизинг имущество. Это позволит не отвлекать средства из оборота предпринимателя и получить льготы по НДС при лизинге недвижимости. Лизинг позволяет в полном объеме финансировать приобретение требуемого имущества, проводить авансовые платежи НДС и разделить его выплату на весь период контракта, который равен периоду эксплуатации имущества. По истечении срока контракта возможен выкуп имущества в собственность по согласованной цене. Особое место в системе мер финансовой поддержки индивидуального предпринимательства играет страхование. В этой связи для стимулирования развития индивидуального предпринимательства необходимо сформулировать комплекс мер по адаптации страховых инструментов к специфике о индивидуального предпринимательства [3].
2.2. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
Для того чтобы иметь право начать индивидуальную предпринимательскую деятельность в РФ, необходимо: зарегистрироваться в качестве "индивидуального предпринимателя"; встать на учет в налоговой инспекции; открыть расчетный счет в банке; получить лицензию на выбранный вид деятельности, если необходимо; получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если необходимо; получить гигиенический сертификат на производство, услуги или товары, если необходимо; получить экологический сертификат на производственные мощности, если необходимо; подготовить экологическое обоснование техники, технологии и материалов для сертификации производства, если необходимо и т.д. [4].
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 № 129-ФЗ установил новый порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.
Гражданские права и обязанности возникают по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами. По ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают: из договорных и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей и т.д. Нет конкретного перечня гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя в конкретном законе, они разбросаны по законодательству РФ.
В отличие от законодательства РФ основные права и обязанности прямо перечислялись в законе Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь", где в статье 6 изложены — права предпринимателя, а в ст.7 – основные обязанности предпринимателя.
Вышеуказанные положения гражданского законодательства очень важны для осуществления и защиты прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью [4].
Однако одной статьи 23 ГК РФ недостаточно для обеспечения должного правового регулирования индивидуального предпринимательства в РФ, а также затруднительно определить правовой статус индивидуальных предпринимателей. Специального закона "Об индивидуальном предпринимательстве в РФ" до сих пор нет, что еще более осложняет и без того непростую жизнь индивидуального предпринимателя. В связи с массовостью участия граждан в предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей возникает необходимость обособления законодательного регулирования деятельности данного субъекта в отдельном законе. В законе необходимо в РФ установить перечень гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя.