Файл: Субъекты предпринимательского права, имеющие особый статус.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Субъекты предпринимательского права
Понятие и признаки субъектов предпринимательского права
Основные этапы создания субъектов предпринимательского права
Определение состава учредителей, проведение общего собрания.
2. Виды субъектов предпринимательского права
Индивидуальный предприниматель
Хозяйственные товарищество и общество.
Товарищества: полное и на вере
Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью
Производственные кооперативы Основные понятия
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Правовое регулирование приватизации
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества
Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
4. Субъекты предпринимательского права, имеющие особый статус
4.3 Правовое положение фондов и финансово-промышленных групп
4.4 Правовое положение консорциумов, синдикатов, пулов
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о ее создании, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочернее общество, образующее финансово-промышленную группу
В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.
4.4 Правовое положение консорциумов, синдикатов, пулов
Общим признаком, характеризующим данные субъекты, является то, что действующее российское законодательство не содержит правового определения этих субъектов, а также их правовой регламентации. Существуют лишь рекомендательные акты некоторых международных организаций.
Консорциум определяют как временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивидуальных, так и коллективных), сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьи лицом. Консорциум не является юридическим лицом, следовательно, он не подлежит государственной регистрации в качестве такового.
В практике выделяются два основных вида консорциумов:
простой, который основан на обязательственных отношениях партнеров по консорциуму и каждого из них с третьим лицом – заказчиком. Партнеры отдельно друг от друга несут риски выполнения работ перед заказчиком и получают от него вознаграждение;
ассоциация в форме простого товарищества – партнеры совместно несут риски и получают прибыль.
Наряду с консорциумом, в российском законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие положение такой формы объединения предпринимателей как синдикаты.
Синдикат – это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую контору по продаже, организованную в форме особого товарищества, с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по условиям договор на сбыт своих изделий. Участники синдиката сохраняют производственную, но утрачивают коммерческую самостоятельность.
Российское законодательство также не содержит определение пула. В общем смысле под пулом понимается форма монополистического объединения, имеющего обычно временный характер. Существуют торговые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции.
5. Рассмотрение споров между хозяйствующими субъектами
Высший арбитражный суд Российской Федерации письмо от 22 марта 1994 г. N С 1-7/ОП-169
О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что Комитетом Российской Федерации по политике цен и Министерством финансов Российской Федерации дано разъяснение от 28.12.93 N 01-17/1569-02, N 155 "О ценах на продукцию предприятий – монополистов".
Направляя для сведения указанное разъяснение, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами и антимонопольными органами рекомендует руководствоваться следующим.
1. Споры о признании недействительными решений антимонопольных органов о включении предприятий в Государственный реестр объединений и предприятий – монополистов и в настоящее время должны рассматриваться арбитражными судами, поскольку помимо государственного регулирования цен включение предприятий в упомянутый реестр влечет и другие последствия, ущемляющие права хозяйствующих субъектов (ограничения в приватизации, обязанность принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд и т.п.).
2. При решении вопроса о том, правильно ли определены антимонопольным органом границы местного товарного рынка, необходимо иметь в виду, что определение этого понятия содержится в ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и разъяснении Верховного Совета Российской Федерации (постановление от 17.06.93 N 5207-1), согласно которому при применении понятий "республиканский товарный рынок" и "местный товарный рынок" сфера обращения товаров определяется, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами. При этом под соответствующими территориями наряду с национально-государственными, национально – и административно – территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований.
Поэтому в каждом конкретном случае границы местного товарного рынка должны определяться с учетом необходимости защиты прав потребителя. При этом особое значение имеет наличие или отсутствие у потребителя возможности приобретать соответствующие товары за пределами данных границ без дополнительных существенных затрат.
3. В силу ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установление монопольно высокой цены является формой злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Поэтому, руководствуясь ст. 12 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание об изменении условия договора о цене. Такое предписание может служить основанием для обращения покупателя в арбитражный суд с иском об изменении договора.
При разрешении указанных споров предписание антимонопольного органа оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами по делу. Основанием для принятия решения об изменении условия договора о цене может служить подтвержденный в ходе рассмотрения дела факт использования предприятием – монополистом при заключении договора монопольно высокой цены. При необходимости арбитражный суд вправе назначить экспертизу с привлечением специалистов органов ценообразования.
Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания антимонопольного органа об изменении договора на хозяйствующий субъект может быть наложен штраф в размере до 1 млн. руб.
Заключение
Таким образом, определение характерного для предпринимательского права набора его субъектов как участников предпринимательских правоотношений имеет важное значение, поскольку они являются носителями определенных хозяйственных прав и обязанностей, а, следовательно, участниками предпринимательской деятельности в пределах предоставленной им компетенции.
Исходя из всего выше сказанного, изучение субъектов предпринимательского права позволяет уяснить состав участников предпринимательской деятельности.
Библиографический список
- Ершова И.В. Предпринимательское право: Вопросы и ответы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2002.
- Консультант плюс
- Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. – М.: Юристъ, 2004.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007 г.)
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (в ред. от 29.12.2006 г.)
- Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»