Файл: «Земельный налог» (Характеристика платежей на землю).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная курсовая работа  посвящена рассмотрению важной темы этого времени «Земельный налог в РФ». В работе подробно охарактеризованы элементы земельного налога, приведен порядок его исчисления и уплаты. Земельный налог занимает особое место в налоговой системе РФ.

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил.

Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как определенная территория и в других качествах.

В общем объёме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ он всегда составлял сравнительно невысокую долю. Вместе с тем данный налог выступает в качестве важного собственного источника формирования финансовой базы муниципальных органов.

Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.

Объектом предстоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с установлением и взиманием земельного налога.

Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет 12…20%.

Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, так как они позволяют активнее проявлять хозяйственную инициативу.

Введение платы за землю преследовало несколько целей:

1) стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель;

2) повышение плодородия почв, выравнивание социально - экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

3) формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.


1.Характеристика платежей на землю

1.1.Характеристика земельного налога

Главный документ, регулирующий земельные отношения в Российской Федерации, — Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136-Ф3. Объектами земельных отношений согласно Земельному кодексу РФ признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков [1.,154с].

Таким образом, Земельным кодексом РФ земельный участок определяется не только как часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой) границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений.

Земельный кадастр[1], содержащий сведения о правовом режиме. Кроме этого, в Российской Федерации ведется государственный земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель.

Кадастровая стоимость – это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, которая отражает рыночные отношения о ценности земельного участка. Нельзя приравнять рыночную и кадастровую стоимости земельного участка в силу следующих существенных отличий:

Массовость. Кадастровая оценка[2], в отличие от рыночной, не может учитывать индивидуальных особенностей каждого конкретного земельного участка. Она выполняется по четырнадцати видам разрешенного использования земельного участка на весь кадастровый квартал и механически переносится на каждый конкретный участок, входящий в данный кадастровый квартал [2,56с].

Долгосрочность. Кадастровая стоимость закрепляется на определенную дату и эта дата утверждения результатов кадастровой оценки, как правило, существенно позднее даты фактического проведения оценки и используется в течение определенного количества последующих лет.

В первую очередь, рыночная стоимость, хоть она и отражает представление о наиболее вероятной цене сделки на определенную дату тоже в прошлом, и рекомендуется к использованию в течение незначительного промежутка времени.

Государственный земельный кадастр ведется для различных целей:

  • обеспечения рационального землепользования и охраны земель;
  • защиты прав собственников, землепользователей и арендаторов;
  • создания базы для определения цен земли, земельного налога и арендной платы за землю[8.,85с].

Цели введения платы за землю следующие:

обеспечить рациональное пользование земель, повышения плодородия внедряемых в сельскохозяйственный оборот почв;

обеспечить должный уровень охраны и освоения земель;

подровнять социально-экономические условия хозяйствования на землях различного качества;

обеспечить развития инфраструктуры в населенных пунктах;

формировать специальные фонды финансирования этих мероприятий[9.,68с].

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ (далее — Закон № 141-ФЗ) НК РФ был дополнен гл. 31 «Земельный налог»[3.,91с]. Земельный налог начал действовать с 1 января 2005 г. и заменил существующую плату за землю.

Земельный налог [3]устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, приводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами, представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах, таких как Москва и Санкт-Петербург имеющие федеральное значение, налог устанавливает НК РФ и закон указанных субъектов РФ, приводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ[2.,56с].

Принимая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) назначают налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Окончательный переход на новую систему уплаты земельного налога наступил только в 2006 г., так как Закон о плате за землю потерял силу с 1 января 2006 г.

И так в течение 2005 г. в тех муниципальных образованиях, где успели все-таки приняли местные законы, земельный налог уплачивался в соответствии с гл. 31 НК РФ, а на всех оставшихся территориях так и был Закон о плате за землю[5.,33с].

Цель введения платы за землю себя оправдывает. Это и стимуляция правильного использования земли, и развивает населенные пункты, и создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия.


1.2 Плательщики налога на землю и объект обложения

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, они обладают земельными участками на праве постоянного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Плательщики земельного налога представлены на рис. 1. Таким образом, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве срочного пользования или по договору аренды[10.,144с].

Рис 1. Плательщики земельного налога

И вот из названия налога видно, что объектом налогообложения следует считать земельные участки, которые располагаются в пределах муниципального образования. Одновременно в НК РФ установлен закрытый список земельных участков, которые не могут быть объектом налогообложения.

К таким участкам относятся земельные участки, изъятые из оборота, в частности, земельные участки, которые занятые очень ценными объектами культурного и археологического наследия РФ, включёнными в Список всемирного наследия, а также историко-культурными заповедниками.

Таким образом, земельные участки, которые предоставляются для обеспечения, обороны, безопасности и таможенных нужд, не являются объектом налогообложения[6.,167с].

Не являются объектом налогообложения земельные участки в пределах лесного фонда, а также те участки, которые находятся в государственной собственности, водные объекты в составе водного фонда.

Объектом налогообложения[4]следует считать земельные участки, располагающиеся в зонах муниципального образования (в части городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого существует налог[7.,99с].

1.3 Налоговые ставки

Налоговые ставки [5] устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом они не смогут превышать установленных НК РФ пределов.

Итак, по земельным участкам, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, ставка налога не должна превышать более 0,3%. Таким образом, предел ставки налога установлен по землям, которые заняты жилищным фондом или жилищным строительством.


К земельным участкам, предоставляемым физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, налоговая ставка не должна превышать 0,3%. Для других земельных участков ставка земельного налога не должна превышать 1,5%[14.,14с].

Рис 2. Плательщики земельного налога и виды владения

Когда утверждают, конкретные ставки земельного налога представительные органы муниципальных образований могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от различных категорий земель или земельных участков.

Закон № 202-ФЗ вносит небольшие изменения в главы Налогового кодекса[6], относящемуся к земельному и транспортному налогам. Так, новыми редакциями п. 4 ст. 361 и п. 3 ст. 395 НК РФ с 2013 г. предусматриваются положения, которые разрешают не устанавливать ставки транспортного налога на уровне субъекта РФ и ставки земельного налога на уровне муниципалитета ( а также г. Москвы и Санкт-Петербурга). Как и в случаях налога на имущество организаций, в данных ситуациях действуют ставки, которые непосредственно определенны в соответствующих статьях Налогового кодекса[4.,76с].

Ставка налога считается одним из элементов налогообложения и представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами[7] представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных налоговым законодательством.

1.4 Налоговые льготы

Налоговые льготы [8]всегда являются важнейшим экономическим инструментом государства по регулированию общественного производства в соответствии с целями и задачами экономической политики, а также социальных процессов в обществе.

Налоговые льготы нужны, и помогают выравниванивать налоговую нагрузку организаций, и более сбалансированному развитию различных сфер деятельности.

Меняя величину налоговых платежей, налоговые льготы всегда влияют на материальное положение физических лиц с целью минимизации неравномерности распределения доходов и возможных социальных конфликтов.

Но чрезмерно благоприятный налоговый режим может вызвать ограничение доходов бюджета. Таким образом, налоговые льготы непосредственно влияют на интересы всех субъектов налоговых отношений.