Файл: Инвестиционная политика Российской Федерации в современных условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире, на современном этапе экономического развития, инвестиционная экономика играет огромнейшую роль.

Инвестиции являются своеобразным поездом в развитии экономики. Верная инвестиционная политика государства, а также увеличение инвестиционной привлекательности считается гарантом продвижения развития страны в целом.

Первоначальной составляющей является и инвестиционная политика.

Государство в этом показателе преподносит себя во многих ролях: гаранта, кредитора, законодателя и многих других.

В этой работе мы рассмотрим цели, принципы и задачи инвестиционной политики государства, которая направлена на получения инвестиций и использование их в правильных целях.

Потому как, инвестиции считаются главными в процессе крупномасштабных политических, экономических, социальных, которые в дальнейшем дают рост дохода и национального имущества.

Целью инвестиционной политики является исполнению планов, стратегического, экономического развития страны.

Главнейшим фактором повышения эффективности использования средств федерального бюджета, при выполнении различных исследований и разработок по приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, которая обеспечивает планы проведения научных исследований с программами социально экономического развития страны.

Таким образом, следует отметить, что задачи инвестиционной политики государства зависимы от поставленных целей и сложившейся экономической ситуации в стране.

Проблема инвестиций в нашей стране так значима и велика, что разговоры о них не прекращаются.

1.Инвестиции и инвестиционная политика

1.1Понятие инвестиций

Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода.

Одним из основных средств обеспечения полного роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также окупаемость практических действий по реализации инвестиций.

Инвестициями (инвестиционными ресурсами) являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта[,467c].


Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности.

Также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности,  также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе и иностранные, а также государства и международные организации.

Основной субъект инвестиционной деятельности (инвестор) осуществляет вложения собственных, заемных или привлеченных средств в  виде инвестиций.

Он обеспечивает их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным муниципальным имуществом или имущественными правами;

- отечественные физические и юридические лица, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

-  иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.

Заказчиками могут быть инвесторы[1] и любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы и другие, физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которой создается объект инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников[,233c].

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.


Не запрещенное законодательством РФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признаются неотъемлемым правом инвестора, и охраняется законом.

Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной основе (в том числе через торги подряда) физический и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций[,230c].

Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность участников инвестиционной деятельности регулируется законодательством РФ, международными соглашениями и нормативными документами.

Государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности.

При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями[,234c].

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы.

Применение таких мер, возможно только лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и республик в составе РФ.

Инвестиционная политика, как правило, формируется правительством и находит свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете.

Правительством принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций и экономику РФ, в которой определены:

- ключевая роль формирования капиталовложений для реформирования экономики России;

- пути реструктуризации источников инвестиций;

-  приоритеты федеральной инвестиционной программы (60-70% государственных инвестиций на социальные программы, 30-40% на производственную среду);

- критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств федерального бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики;

- ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций;

- задачи по активизации участия регионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;


- пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативной системы);

- задачи активизации международного инвестиционного сотрудничества, в частности, гармонизация законодательства в рамках экономического союза СНГ;

- увеличение объема капиталовложений по сравнению с предыдущим годом за счет всех источников.

Отдельные положения, относящиеся к инвестиционной политике, содержаться в посланиях Президента РФ Федеральному собранию, а также в специальных законах.

Ряд конкретных мер по активизации инвестиционной деятельности содержится в программных постановлениях и документах, относящихся к формированию региональной политики[,201c].

Необходимость формирования долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития, в том числе в области стимулирования инвестиционной активности, отмечалась в специальном Постановлении Государственной Думы «О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996 -2005 г. № 467 – 11ГД.

Политика в области инвестиционной деятельности [2]опирается на основные законодательные акты РФ о собственности, приватизации и земле.

Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политике может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.

Оно определяет стратегию проведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций.

Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита, бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.

При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней:

- конечных целях (рост производства и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 3 – 5 % в год;

- промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентными ставками на кредитные ресурсы, динамикой денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы денежно-кредитной и финансовой политики на производство.

Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций спроса и предложения ресурсов в денежно-кредитной и финансовых сферах.


Принципы регулирования инвестиционной сферы впервые были определены Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г.

Если рассмотреть данный законодательный акт с позиции его соответствия современным экономическим условиям, то можно отметить следующие моменты:

- расширенную трактовку инвестиционной деятельности как вложения денежных средств в объекты предпринимательской деятельности и совокупность практических действий по ее реализации в целях получения прибыли (дохода);

- легализацию сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на коммерческих условиях на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности;

- четкую и конкретную формулировку основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса;

-  широкий перечень мер государственного регулирования деятельности инвестиционной, включая экономические и административные методы управления инвестициями;

- комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на экономическое и социальное развитие страны, осуществляется:

- в соответствии с государственными инвестиционными программами;

- прямым управлением государственными инвестициями;

- введением системы налогов с дифференциацией налоговых ставок и льгот;

- предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производства;

- проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной системы;

- действующими на территории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природными ресурсами;

- антимонопольными мерами, приватизацией объектов федеральной и муниципальной собственности, включая объекты незавершенного  строительства.

Рассмотрим важнейшие аспекты государственного регулирования инвестиционной сферы.

Одной из форм реализации инвестиций является государственный заказ на капитальное строительство.

Он размещается среди заказчиков (застройщиков) на добровольной (конкурсной) основе.

Необходимым условием реализации инвестиционных проектов является порядок осуществления их государственной экспертизы, который устанавливается Правительством РФ[,19c].