Файл: Понятия кредитных операций, их сущность и классификация.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятия кредитных операций, их сущность и классификация.
1.1 Особенности кредитных операций
1.2. Организация кредитного процесса в банке
1.3 Порядок учета кредитных операций, начисление процентов.
Глава 2. Организация кредитного процесса в банке
2.1 "БАНК РОССИИ" - финансово-экономическая характеристика
2.2 Общий анализ кредитов, выдаваемых клиентам "БАНКА РОССИИ"
Глава 3. Пути совершенствования кредитных операций
3.1 Доходы от кредитных операций
рис 1.1 кредит и его вид
Прямые кредиты — это кредиты, которые предоставляются путем:
— предоставления средств или товаров в соответствии с принципами кредитования:
— Дисконтный кредит;
— Ломбардный кредит;
— Ипотечный кредит;
— Открытие кредитной линии:
— Овердрафтный кредит;
— Контокоррентный кредит;
— Кредитные суррогаты:
— Факторинг;
— Лизинг;
Лизинг это - вид договора, по которому одна сторона (лизингодатель) приобретает имущество с целью передать его в аренду другой стороне (лизингополучателю
Факторинг это - идеальный финансовый инструмент для бизнеса, выходящего на новые рынки сбыта или желающего увеличить объемы продаж. Он практически не имеет отраслевых ограничений.
Форфейтинг – это один из видов торгового финансирования, который заключается в покупке кредитором (банком) дебиторской задолженности клиента.
1.2. Организация кредитного процесса в банке
Кредитный процесс банка ''Банк России" происходит следующим образом.
На первом этапе банк рассматривает возможность предоставления кредита. Договор между заёмщиком и кредитором заключается только при отсутствии у банка сомнений в достоверности сведений, указанных в кредитном договоре.
Кредитный инспектор банка "Банк России" тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы. После этого он вновь беседует с будущим заемщиком. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали предстоящей сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика.
Принятие заявления на рассмотрение банком не означает возникновения у него обязательства по предоставлению кредита. Банк вправе отказать заявителю в предоставлении кредита, не сообщая причины отказа.
В соответствии с законодательством банк вправе отказаться от предоставления кредитополучателю кредита полностью или частично при наличии любого из следующих обстоятельств:
-существования фактов, свидетельствующих о том, что предоставленный кредит не будет возвращен в срок;
-если у заёмщика имеется просроченная задолженность по обязательствам перед банком или иной кредитной организацией
Кредитная политика определяет основу действий Совета Директоров, Правления банка, кредитного комитета и лиц, принимающих стратегические решения, а также дает возможность внешним и внутренним аудиторам оценить качество кредитного менеджмента в банке.
Кредитная политика каждого коммерческого банка должна базироваться на трех основных принципах:
обоснованное предоставление кредитов, обеспечивающее их возвратность;
размещение средств с учетом интересов акционеров и с целью защиты интересов вкладчиков;
удовлетворение потребностей рынка в кредитах в пределах области деловой активности банка.
Кредитная политика определяется под воздействием стратегических целей развития банка. Известно, что успешное развитие любого коммерческого банка — увеличение капитала, рост доходов, доверие со стороны клиентов, удовлетворение интересов акционеров банка — в значительной мере зависит от правильно выбранной стратегии, учитывающей реальности, складывающиеся как в экономике, так и в банковской сфере.
Стратегические решения, принимаемые руководством банка, должны быть направлены на достижение равновесия между хорошо изученными областями бизнеса и разумными рисками в новых областях, определяя стратегию развития банковских услуг. Необходимо определить целевые рынки, финансовые операции, клиентов, отрасли промышленности и регионы, на которые банку следует ориентироваться в своей деятельности, чтобы добиться преимущества над конкурирующими банками.
Каждый банк строго конфиденциально разрабатывает стратегию своего развития, руководствуясь результатами проведенного экономического анализа, конъюнктурой рынка товаропроизводителей, состоянием экономики и отдельных ее отраслей, как в целом, так и на региональном уровне, а также результатами исследования конъюнктуры рынка банковских продуктов и услуг; оценки своей текущей деятельности и рейтинга банков-конкурентов.
Определив основные ориентиры развития на ближайшую перспективу, ключевые стратегические задачи, банк приступает к разработке основных направлений достижения поставленных целей:
по линии увеличения собственного капитала и объемов привлекаемых средств;
повышения эффективности кредитной политики банка;
активизации инвестиционной политики;
развития филиальной сети банка;
совершенствования технологии межбанковских и внутрибанковских расчетов;
развития международной деятельности и операций в иностранной валюте;
активизации клиентской политики банка;
совершенствования системы управления банком и его деятельностью.
Поскольку каждое из основных направлений стратегии банка представляет собой целый блок взаимосвязанных вопросов, подлежащих отработке и решению в ближайшие 2—3 года, то как правило, службами банка составляется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных направлений стратегии банка (с указанием содержания мероприятий, исполнителей и срока выполнения). Названный документ позволяет конкретизировать пути достижения поставленных банком целей и осуществлять поэтапный контроль за их осуществлением и результатами, а также вносить по мере необходимости определенные поправки и коррективы в этот документ.
Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каждый год в области кредитования, является меморандум (положение) о кредитной политике. Он основывается на основных направлениях кредитной политики банка, стратегического плана его развития на ближайшую перспектив
1) анализ и оценку кредитоспособности заемщика и кредитуемого проекта;
2) оценку обеспечения исполнения кредитных обязательств;
3) формирование резервов на возможные потери по ссудам;
4) способы работы с «проблемными» кредитами, включая кредитный мониторинг;
5) способы реализации дополнительных мер по возвратности кредита
рис 1.3 Организация кредитного процесса .
1.3 Порядок учета кредитных операций, начисление процентов.
Учет операций по выдаче и погашению кредитов ведется в 4 разделе баланса "Кредиты предоставленные", в разрезе организационно-правовой формы заемщика и сроков погашения. В разрезе каждого счета первого порядка открыт и счет для учета резерва на возможные потери по ссудам (пассивный).
По дебету ссудных счетов отражается сумма ссудной задолженности, по кредиту счета отражаются суммы погашения кредитов, суммы задолженности списанные на счета просроченных ссуд, суммы задолженности списанные за счет резерва на возможные потери по ссудам
При выдаче кредита по кредитной линии сумма выдачи учитывается на двух вне балансовых счетах №№ 91301 и 91302. По разъяснению ЦБ учет по ним может вестись двумя путями. Например: если сумма кредитной линии определена в размере 1000 руб., первоначальная выдача составила 20 руб. Через несколько дней погашено 15 рублей
На основании заключенного договора составляется следующая проводка
Дт.91301 Кт.99999 в сумме 1000 руб., одновременно
Дт.91302 Кт.99999 в сумме 1000 руб.
При выдаче кредита
Дт.99999 Кт.91302 в сумме 20 руб.
При погашении кредита
Дт.99302 Кт.99999 в сумме 15 руб.
Рассмотрим типичные бухгалтерские проводки по операциям выдачи ссуд
Дт. с/с Кт. Р/с, Дт. Р/с Кт. к/с 30101
Одновременно оприходован залог
Дт.91307 Кт.999
По условиям договора банковского счета начисление и выплата процентов осуществляются за каждый процентный период (календарный месяц) на сумму минимального остатка в соответствующий процентный период. Выплата процентов осуществляется ежемесячно, в последний календарный день месяца. В качестве базы для начисления процентов и определения процентной ставки используется минимальный остаток по счету, учитываемый на счете на начало операционного дня в течение соответствующего календарного месяца.
При зачислении/списании денежных средств на счет/со счета расчет минимальной суммы, находившейся на счете в течение календарного месяца, производится со дня, следующего за днем зачисления/списания денежных средств на счет/со счета. Выплаченные проценты капитализируются.
Расчет ПСВ по таким счетам следует производить исходя из процентной ставки, которая уплачивается на сумму, находящуюся на счете на дату его открытия
рис 1.4 начисление процентов
Глава 2. Организация кредитного процесса в банке
2.1 "БАНК РОССИИ" - финансово-экономическая характеристика
-организацию работы структурных рабочих мест, участвующих в оформлении кредита;
-формализацию и автоматизацию документооборота, сопровождающего процесс кредитования.
-оснащение рабочих мест компьютерной поддержкой локальной банковской системы и связью с «кредитным бюро» - региональной или федеральной электронной базой заёмщиков.
Цели организации работы:
-исключение ошибок в принятии решений о выдаче кредита;
- минимальные временные затраты и издержки на согласования и оформление договора;
-обеспечение гарантий погашения кредита и минимальности кредитного риска.
Подразделения банка, участвующие и сопровождающие процесс кредитования:
- кредитный отдел;
- отдел операционного обслуживания;
- юридический отдел;
- службы риск – менеджмента и экономической безопасности;
- служба оформления залога.
Ключевой базовой информацией для банка являются ответы заёмщика на вопросы:
-юридический статус и структура предприятия, права владения предприятием, квалификация менеджеров;
-состояние активов предприятия, их стоимость, обременения активов судебными исками, страховыми издержками;
-динамика объёма продаж, прибыли ; состояние резервов и их ликвидность, налоговый пресс на предприятие ,финансовый контроль над расходами и финансовые показатели предприятия и их оценка аудитором;
-положение клиента на рынке, конкурентоспособность продукции, фаза делового цикла, уровень технологического обновления , факторы связи с окружающей средой;
-кредитная история клиента, цель кредита, прогноз результатов кредитования, обеспечение гарантиями погашения кредита.
рис 2.1 организация кредитного процесса
Информация обоснована в документах, приложенных к заявке клиента:
1.Анкета заёмщика, анкета поручителя, анкета залогодателя ( Приложение № 1).
2.Устав и учредительный договор, изменения к ним, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и нотариально заверенные копии.
3.Копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе.
4. Карточка образцов подписей и оттиска печати, нотариально удостоверенные.
5.Копия лицензии на осуществление деятельности.
6.Бухгалтерская отчётность за предшествующий финансовый год ( формы 1-5) .
7. Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности заёмщика.
8.Промежуточная квартальная бухгалтерская отчётность текущего финансового года( форма 1- 2 ).
9.Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по данным баланса.
10. Техника – экономическое обоснование оферты, требующей кредита (Приложение к заявке № 2).
11. План доходов и расходов ( Приложение к заявке №3 ).
12. Прогноз движения денежных средств (платёжный календарь) (Приложение к заявке № 4).
13.Копии контрактов и договоров, требующих целевого кредита.
14.Опись предметов залога ( Приложение к заявке № 5).
15.Копии документов, подтверждающих право собственности на предмет залога.
16.Копии документов, подтверждающих права Заёмщика на офисные и складские помещения.
17.Копии договоров на хранение имущества.
18.Копии сертификатов на товары, предоставляемых в залог.
19.Документы поручителя и залогодателя :
20.Копия налоговой декларации по единому налогу.
21.Документы об уплате налогов, копии уведомлений о постановке на учёт в налоговой инспекции.
22.Документы, подтверждающие наличие оборотов по счетам и задолженности по кредитам в других банках.
23.Показатели производственной программы Заёмщика, копии договоров на реализацию товаров и работ.
24. Консолидированная отчётность Заёмщика за предшествующий финансовый год в составе холдинга.
25.Письменное согласие Гаранта на предоставление банковской гарантии.
Целевые и функциональные установки для подразделений банка по работе с заявкой клиента :
-юридическая служба проверяет полномочия должностных лиц Заёмщика и в соответствии с ними даёт кредитующему подразделению письменное заключение о правоспособности заёмщика, рекомендации по оформлению кредитных документов;
-служба безопасности в течение нескольких дней представляет заключение о благонадёжности и деловой репутации заёмщика и его руководителей и партнёров по контрактам;
-служба риск–менеджмента оценивает финансовую устойчивость и платёжеспособность Заёмщика, присваивает ему класс кредитоспособности;
Кредитный менеджер регистрирует заявку клиента в канцелярии банка и оформляет электронное досье клиента.
-кредитный отдел составляет итоговое заключение по кредитной заявке о возможности выдачи кредита и передаёт комплект типовых документов в базу данных архива банка.
-заключение специалиста по залогам , классификация кредита и залога .
Центральный банк (ЦБ), или Банк России страны, является главным звеном кредитной системы любого государства. Центральный банк - это посредник между государством и экономикой.
Возникновение центральных банков связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в немногих банках эмиссии банкнот.
Такие банки стали центрами эмиссии денег. В разных странах ЦБ называют по-разному: государственными, народными, эмиссионными, резервными.
В истории развития кредитной системы существовало два пути формирования центральных банков:
1) Центральный банк приобретали свой статус и функции в процессе исторической эволюции; 2) Центральный банк изначально учреждены государством как эмиссионные институты (США, Германия).
Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Банк Франции был учрежден в 1800г., Банк Нидерландов - в 1814г., Рейхсбанк в Германии - в 1875г., Банк Японии - в 1882г., Резервный банк Австралии - в 1960г, Центральный банк России - в 1990г.
Центральный банк чаще всего является собственностью государства, хотя имеются ЦБ, капитал которых государству не принадлежит. В зависимости от форм собственности центральные банки подразделяются на унитарные государственные, акционерные, объединения ассоциативного типа (смешанные).
Критериями независимости центральных банков, обусловленной объективными факторами, являются: участие государства в капитале ЦБ и распределение прибыли; процедура назначения (выбора) руководства банка; степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ; право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования расходов ЦБ страны.