Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ХОЛДИНГАХ
1.1 Понятие холдинг и холдинговая компания
1.2 Организационные структуры управления холдингами
1.3 Международная практика управления холдинговыми структурами
1.4 Российский подход к управлению холдингами
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»
2.1 Общая характеристика ОАО «РЖД»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Холдинги стали распространенной формой предпринимательских объединений в условиях глобализации современной экономики. Однако в научной литературе до сих пор встречается неоднозначное толкование таких понятий, как «холдинг» и «холдинговая компания». На наш взгляд, холдинг представляет собой совокупность юридических лиц, включающую холдинговую компанию, дочерние и зависимые общества, деятельность которых направлена на удовлетворение спроса в интересующих их сегментах рынка и получение искомого результата.
Важнейшим звеном в экономическом механизме холдинга является холдинговая компания. Она может именоваться «головной», «материнской» или «основной», но ее отличительная черта и функция — управление другими предприятиями, входящими в состав объединения.
Целью данной работы является изучение построение организационных структур, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты построения организационных структрур;
- провести анализ структуры управления холдингом на примере ОАО «РЖД».
Объект исследования – ОАО «РЖД».
Предмет исследования - холдинговые структуры управления.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ХОЛДИНГАХ
1.1 Понятие холдинг и холдинговая компания
В эпоху глобализации экономики ключевую роль играют различные интегрированные структуры — объединения хозяйствующих субъектов производственного, торгового, финансово-кредитного, инновационного и др. профилей, консолидирующие свои активы на акционерной основе или базе договорных отношений. Одной из наиболее распространенных форм объединения производственных предприятий является холдинговая структура.
Следует отметить, что в международной и отечественной экономической и правовой литературе отсутствует общепринятая трактовка понятий «холдинг» и «холдинговая компания».
Холдингом (в Англии, США и других странах, в том числе России) считается основанная на добровольной или принудительной форме разновидность интегративной организации в рамках отношений экономической субординации и контроля группы юридически самостоятельных компаний, называемых дочерними (subsidiary enterprises) и подчиняющихся материнской компании (parent enterprise), владеющей всеми их контрольными пакетами акций (долями участия в уставных капиталах) и оказывающей определяющее влияние на принятие ими управленческих решений и осуществление согласованных действий.
В Германии подобные объединения называются связанными предприятиями, а во Франции — группами товариществ [2].
В качестве классического варианта может быть использовано определение холдинговых компаний американских ученых — экономистов Г. Гутману и Г. Дугаллу: «В наиболее общепринятом употреблении этого термина — холдинговая компания есть корпорация, которая владеет пакетом акций другой корпорации, дающим право голоса и достаточным для того, чтобы иметь над нею деловой контроль» [3, С. 231].
В современном представлении холдинг (от анг. holding — владеющий):
- в широком смысле — вид компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях управления их деятельностью;
- в узком смысле — компания, которая через основное (материнское) общество осуществляет единое экономическое руководство зависимыми обществами.
Изначально холдинги в России формировались в рамках приватизационного законода-тельства и рассматривались как адекватная форма разгосударствления крупных государственных и муниципальных предприятий (объединений, концернов) с целью сохранения технологических связей между входящими в них структурными единицами. Возможность образования холдингов была закреплена Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991 г. Российские холдинги, создаваемые в рамках приватизационного законодательства РФ, могли организовываться на базе предприятий, входящих в объединения (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия антимонопольных органов.
Сегодня в российском законодательстве, правоприменительной практике и правовой доктрине данное понятие существенным образом трансформировалось: термин «холдинг» понимают как объединение коммерческих организаций, «холдинговая компания» — как центр интегрированной системы. С точки зрения автора , понимание холдинга должно увязываться со всеми типами экономической зависимости, предусмотренными корпоративным законодательством и фактически используемыми в российской предпринимательской практике.
Классификация холдингов в зависимости от выбранного основания приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – подходы и классификация холдингов
№ |
Основание классификации |
Виды (типы) холдингов |
1 |
Характер (экономическое содержание) деятельности |
чистый смешанный |
2 |
Структура контрольного пакета акций |
портфельный инвестиционный портфельно-инвестиционный |
3 |
Форма собственности, лежащая в основе формирования уставного капитала материнской компании |
государственный муниципальный частный (семейный) |
4 |
Отраслевая принадлежность дочерних компаний |
промышленный страховой банковский почтовый и др. |
5 |
Дислокация деятельности (масштаб деятельности) дочерних компаний |
транснациональный национальный |
6 |
Форма производственно-хозяйственной шгтеграции |
горизонтально-интегрированный (сбытовой холдинг) вертикально-интегрированный диверсифицированный смешанный |
7 |
Функциональное наполнение деятельности |
финансовый классический |
8 |
Структурная сложность, наличие «системы участия» в холдинговом объединении |
основной промежуточный (субхолдинг) распределенный |
9 |
Отраслевая принадлежность |
отраслевой межотраслевой |
Сегодня в России, по оценкам экономистов, насчитывается около 2 млн самых разных предприятий: у одних ярко проявляется отраслевая и структурная специфика, у других — конгломератная суть, третьи обладают уникальным характером взаимоотношений между участниками.
1.2 Организационные структуры управления холдингами
В рамках формы производственно-хозяйственной интеграции выделяются вертикально-интегрированные холдинги, к которым относятся большинство российских сырьевых компаний. Отечественные нефтяные корпорации огромную долю дохода получают от экспорта сырья и нефтепродуктов за рубеж, кроме того, реализуют существенный объем нефти на внутреннем рынке. Смешанный холдинг является наиболее распространенной в России формой управления промышленными и финансовыми активами, прежде всего в базовых отраслях экономики (ЗАО «Северсталь-групп», ПО «Ленстройматериалы» и многие др.).
Наиболее распространенные в современной России холдинговые структуры представлены в Приложении.
Последнее время в России в силу объективной необходимости и с учетом мировых тенденций интеграционных процессов усилилась мотивация предприятий различных отраслей экономики к объединению в холдинговые компании. Крупные холдинги способствуют устойчивости экономического сотрудничества, координации деятельности многочисленных промышленных и финансовых структур средствами внутрифирменного управления как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Холдинги способны обеспечить реальную управляемость значительными производственными и финансовыми ресурсами, консолидировать их и направить на реализацию тех проектов, успешное завершение которых значительно увеличит общую эффективность. Вследствие тенденций к концентрации производства и адаптации к внешней среде в стратегических отраслях экономики активизируются процессы слияний и поглощений, выражающиеся в появлении новых холдинговых структур. Например, бурный процесс формирования российских пищевых холдингов («Аркада», «Балтимор», «Продо Групп», «Солнечные продукты» и др.) обусловлен стремлением участвовать в реформировании рынка с целью увеличения своей доли, расширения представительства в регионах и оптимизации производства. А в российском строительном бизнесе неизбежность создания крупных холдинговых структур вызвана особенностью отрасли.
Процессы формирования холдинговых структур — «стихийные» процессы в эволюционном движении российской экономики. Однако в настоящее время федеральные власти четко сформулировали и реализуют программу создания «добровольно-принудительных» государственных холдингов. Ярким примером данного направления является образование в начале 2013 г. «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) и формирование диверсифицированного холдинга на базе ФГУП «Рособоронэкспорт» с передачей последнему монопольной власти на экспорт вооружений. Несмотря на то, что становление ОАК как интегрированной структуры еще продолжается и пока можно оценить только ее плановую, а не фактическую эффективность, государство, по словам главы «Роспром» Бориса Алешина, планирует до 2016 г. создание аналогов ОАК во всех отраслях промышленности [1].
Тем не менее процесс становления холдингов в России все еще находится на начальной стадии. Российским компаниям для перехода от быстрого роста к долгосрочному развитию необходимо совершить качественный рывок, что должно отразиться на количественных показателях их деятельности, обеспечиваемых существенными усилиями по формированию управленческих новаций.
1.3 Международная практика управления холдинговыми структурами
Зарубежные исследователи уделяют особое внимание вопросам управления холдинговыми структурами, связанным с распределением ресурсов и логистических потоков, адаптацией к внешней среде и внутренней координацией, маркетингом и обучением персонала, планированием прибыли и осуществлением целенаправленной кадровой политики.
Структура холдинга, предполагающая выстраивание системы участия для эффективного управления формально независимыми компаниями, строится на четком механизме принятия и исполнения решений (успех достигается на основе централизованного планирования политики управляющей компании). Как правило, в зависимости от структуры капитала холдинга используется одна из следующих систем управления:
- управление посредством реализации прав, предоставляемых долями участия в управляемой компании;
- управление посредством приобретения функций единоличного исполнительного органа управляемой компании;
- управление предприятием как приобретенным имущественным комплексом.
В зависимости от типа подчинения управляющая компания применяет к объектам подчинения, входящим в состав холдинга, различные методы управления (конкретные способы и приемы фактического осуществления стоящих перед холдингом задач):
- методы прямого (административного) воздействия: издание исполнительным органом приказов, распоряжений и иных локальных нормативных и индивидуальных актов управления;
- методы косвенного (экономического) воздействия: предоставление / непредоставление инвестиций, кредитов, принятие необходимых решений собрания акционеров, использование финансовых инструментов, направленных на достижение определенного результата.
К типичным проблемам управления в холдинговых структурах относятся:
- потеря управляемости, обусловленная несовершенством структуры управления в целом, снижением скорости принятия решений, ошибочными или несвоевременными решениями;
- рассогласование целей холдинга и целей дочерних компаний;
- отсутствие реального делегирования полномочий дочерним компаниям.