Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ХОЛДИНГАХ
1.1 Понятие холдинг и холдинговая компания
1.2 Организационные структуры управления холдингами
1.3 Международная практика управления холдинговыми структурами
1.4 Российский подход к управлению холдингами
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»
2.1 Общая характеристика ОАО «РЖД»
1.4 Российский подход к управлению холдингами
Специфика современной российской экономики состоит в том, что, несмотря на несовершенство корпоративного законодательства, наличие серьезного налогового бремени и т. д., стихийно образовались и укрепились крупные организационно-хозяйственные объединения, определяющие прогресс рыночных преобразований, — холдинговые структуры. При этом большинство из них изначально возникали как форма разгосударствления крупных предприятий и как способ реорганизации несовместимых с рынком отживших государственных управленческих структур. Они формировались в результате естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, ранее входивших в государственные объединения, на базе разукрупнения организаций, когда на месте одного юридического лица появлялась группа хозяйственных обществ, включая основное и дочерние.
Следует отметить, что процессы формирования корпоративных структур холдингового типа в России характеризовались высоким уровнем конфликтности, нелегитимностью разрешения спорных вопросов, нарушением стабильности хозяйственного оборота, невыполнением обязательств перед третьими лицами. Как следствие, современные отечественные холдинговые структуры отличаются от других организационно-правовых форм отечественного предпринимательства недостаточной конкурентоспособностью и невысокой производительностью.
В российской экономике практика деятельности холдинговых компаний свидетельствует прежде всего о несовершенстве подходов к формированию надлежащей системы управления, обусловленных сложностью иерархических структур, территориальной распределенностью дочерних предприятий, множественностью направлений бизнеса и т. п. С точки зрения методов управления организацией и практики бюджетирования, стадия образования холдинговых структур является максимальной стадией децентрализации, основанной на выведении центра финансовой ответственности из структуры компании [4, С. 190].
Следует учитывать тот факт, что частные холдинги в управлении тяготеют к финансовому контролю за деятельностью дочерних предприятий, а холдинги, создаваемые на основе госсобственности, чаще используют механизмы административного контроля [5].
При отсутствии в отечественном законодательстве четких норм, учитывающих особенности функционирования холдинговых систем, актуальными оказываются вопросы построения эффективной организационной структуры управления и контроля обеспечения управляемости дочерних компаний, формирования правового поля взаимодействия управляющей компании и подчиненных обществ, создания устойчивого синергетического эффекта в функционировании холдинга, оптимизации механизмов управления.
В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции важнейшей задачей обеспечения конкурентоспособности российских промышленных предприятий является создание условий для их интеграции.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»
2.1 Общая характеристика ОАО «РЖД»
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
ОАО «РЖД» учреждено Правительством Российской Федерации – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Создание Компании было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Свою деятельность ОАО «РЖД» начало с 1 октября 2003 года.
Учредителем ОАО "РЖД" является Российская Федерация.
Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство РФ. Уставный капитал ОАО "РЖД" сформирован учредителем путем внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 24 декабря 2013 г. уставный капитал ОАО "РЖД" составлял 1826,87654 млрд рублей и был разделен на 1 826 876 540 обыкновенных именных акции в бездокументарной форме номинальной стоимостью каждой 1000 рублей.
Миссия ОАО «РЖД» состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества:
- обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом;
- извлечение прибыли.
Стратегические цели ОАО «РЖД»:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
ОАО «РЖД» является динамично развивающейся общенациональной вертикально-интегрированной транспортной компанией. В соответствии с уставом в ОАО «РЖД» созданы следующие органы управления (рис.3):
- общее собрание акционеров;
- совет директоров;
- президент;
- правление.
ОАО «РЖД» следует лучшей практике и стандартам корпоративного управления и признает его необходимым условием эффективности и успешности своей финансово-хозяйственной деятельности, повышения инвестиционной привлекательности Компании и ее дочерних обществ, а также обеспечения надлежащего проведения реформы железнодорожного транспорта. С 2011 года ОАО «РЖД» является членом некоммерческого партнерства «Национальный совет по корпоративному управлению».
В настоящее время в ОАО «РЖД» практически сформированы основные механизмы корпоративного управления, присущие передовым публичным компаниям. Ведущие российские экспертные организации в сфере корпоративного управления подтверждают, что ОАО «РЖД» достигнуты высокие результаты в области корпоративного управления.
Компания продолжает непрерывную работу по совершенствованию системы корпоративного управления, основываясь на российских и международных стандартах и передовой практике корпоративных отношений
. Организационная структура холдинга «Российские железные дороги» состоит из материнской Компании ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ и по состоянию на 31 декабря 2012 г.[1] приведена на рис.2.1.
Рис.2.1. Структура управления ОАО «РЖД»
Рис.2.2. Организационная структура ОАО «РЖД»
Филиалы - железные дороги:
- Октябрьская железная дорога
- Калининградская железная дорога
- Московская железная дорога
- Горьковская железная дорога
- Северная железная дорога
- Северо-Кавказская железная дорога
- Юго-Восточная железная дорога
- Приволжская железная дорога
- Куйбышевская железная дорога
- Свердловская железная дорога
- Южно-Уральская железная дорога
- Западно-Сибирская железная дорога
- Красноярская железная дорога
- Восточно-Сибирская железная дорога
- Забайкальская железная дорога
- Дальневосточная железная дорога
Функциональные филиалы:
- филиал в области перевозок (1)
- филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения (7)
- филиалы в области капитального строительства (2)
- филиалы в области ремонта подвижного состава (5)
- филиалы в области путевого хозяйства (4)
- филиалы в области информатизации и связи (3)
- филиал в области социальной сферы (1)
- филиалы – проектные бюро (11)
- прочие филиалы (10)
Представительства Общества функционируют в 10 странах мира:Венгрия (Будапешт), Германия (Берлин), Китай (Пекин), КНДР
2.2 Особенности управления холдингом
Холдинговая компания во всех вариантах остается связующим элементом управления в холдинге (рис. 2.2).
Рис. 2.3 - Организационная структура холдинга «РЖД».
Она разрабатывает цели и направления развития холдинга; определяет средства, формы и методы, обеспечивающие достижение результата; осуществляет контроль. Основное назначение управленческой деятельности холдинговой компании заключается в согласованности, взаимосвязи и взаимодействия между дочерними предприятиями, составляющими части холдинга как единого целого [12, с. 108].
Холдинг как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд координирующих функций:
производственная подразумевает способность фирмы организовать изготовление товаров или оказание услуг;
коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу;
финансовая функция включает привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплату налогов;
счетная функция предполагает составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации отчетов в органы государственной статистики и налогов;
административная функция — непосредственное управление, планирование, организация и контроль деятельности;
правовая — контроль за соблюдением законов, норм и стандартов, меры по охране факторов производства.
Рис. 2.4 – Основные функции холдинга
Ключевыми функциями холдинговой компании следует признать стратегическое управление всем объединением, создание интегрированной автоматизированной системы управленческого учёта, финансовое управление посредством регулирования и координации финансовых ресурсов, управление персоналом, развитие менеджмента, мотивацию сотрудников, формирование положительного имиджа холдинга. Эти функции способны повысить управляемость и эффективность работы всего объединения (рис. 2.5).
Рис. 2.5 - Ключевые функции холдинговой компании.
В современной хозяйственной практике принято различать два основных вида холдинговых компаний: финансовые и смешанные (нефинансовые).
Финансовая — это специализированная компания, которая осуществляет финансовый контроль и управление дочерними организациями. Холдинг не вмешивается в производственную и коммерческую деятельность дочерних структур, а реализует свои цели посредством участия в собраниях их акционеров. В состав активов финансовой холдинговой компании могут входить ценные бумаги, а также такое имущество, которое непосредственно обеспечивает функционирование холдинга. Для финансового профиля характерна небольшая численность персонала головной компании. На практике самыми крупными считаются четырехуровневые холдинги.
Смешанная холдинговая компания выступает центром как финансового, так и технологического регулирования структурных подразделений (дочерних организаций), осуществляет финансовый контроль и активно участвует в различных сферах делового сотрудничества, в том числе и производственно-хозяйственной деятельности дочерних организаций.
Холдинговая компания смешанного типа может выполнять функции застройщика, заказчика, генерального подрядчика, осуществлять собственную научно-производственную и сбытовую деятельность, заниматься внешнеэкономической практикой от имени дочерних организаций и т. д.
Смешанного типа холдинги имеют определенные преимущества перед финансовыми холдинговыми компаниями. Им свойственны:
- более эффективное сотрудничество в инвестиционной сфере, научно-технической, производственной и других областях деятельности;
- способность создавать конкурентоспособные объекты недвижимости (зданий и сооружений различного назначения) в сжатые сроки и с использованием новейших строительных технологий;
- высокий уровень устойчивости основных показателей;
- возможность иметь достаточные для покрытия текущих затрат средства, природу которых определяет диверсифицированный характер деятельности;
- наличие собственного крупного капитала, повышающего привлекательность компании как для отечественных, так и иностранных партнеров и инвесторов;
- применение не только рыночных механизмов, но и планово-распределительной системы управления, что позволяет осуществлять более оперативное регулирование деятельности дочерних органи - заций.