Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия с внешним окружением проекта
1.1.Участники проекта и его окружение
1.2.Комплексное воздействие факторов внешней среды на проект
Глава 2. Практические аспекты взаимодействия с внешним окружением проекта
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2.Анализ внешней среды ООО «Актив»
2.3 Определение конкурентных преимуществ ООО «Актив» и оценка его конкурентоспособности
Во-первых, для рассмотрения основных показателей необходимо провести анализ объемов продаж по каждой ассортиментной группе, представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Объемы продаж каждой ассортиментной группы в общем объеме товарооборота за 2014, 2015, 2016 гг., млн. руб.
Номер по порядку |
Наименование ассортиментной группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
1 |
Фото- и видеотехника |
970 |
750 |
750 |
2 |
Компьютерная техника |
210 |
140 |
180 |
3 |
Телефоны и связь |
1167 |
2181 |
1570 |
4 |
Теле- и аудиотехника |
70 |
40 |
30 |
5 |
Другие товарные группы |
120 |
50 |
40 |
ИТОГО |
2537 |
2161 |
2570 |
|
Примечание: Расчетные авторские данные. |
Как видно из таблицы 2, объемы продаж за три года заметно снижаются по некоторым группам, но в то же время растет спрос на телефоны и связь.
Это прослеживается на рисунке 3, где представлена структура товарооборота.
Из представленной структуры товарооборота, видно, что более половины продаж составляет категория «сотовые телефоны и связь».
Если в 2014 году продажи этой группы составляли половину доходов компании, то в 2015 и 2016 году они составили 65% и 61% от общего товарооборота соответственно.
Рисунок 3 - Структура товарооборота в разрезе ассортиментных групп за 2014-2016 гг., тыс. руб.
Продажи остальных групп товаров в 2015-2016 гг. резко снизились. Это говорит о том, что потребители начали экономить свои денежные средства.
2.2.Анализ внешней среды ООО «Актив»
Ключевой момент в стратегии развития предприятия - это анализ внутренней и внешней среды, т.е. оценка информации о внешнем окружении организации, направленная на обнаружение угроз и возможностей.
Внешняя среда предприятия состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления, которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. Для того, чтобы сформулировать стратегию предприятия с помощью сбора и анализа информации о тенденциях развития факторов макро- и микросреды, необходимо определить: каковы перспективы развития отрасли и экономики, каковы правовые аспекты деятельности организации и возможны ли изменения, каковы технологические новшества в отрасли, кто является основными конкурентами, в чем их преимущества и недостатки, как это использовать для придания собственных конкурентных преимуществ, кто является поставщиками и потребителями продукции, каковы их запросы, поведение, вкусы, привычки, отношение к продукции и т.д.
Таблица 4 - PESTEL-анализ ООО «Актив» на 01.01.2018 г.
Группа факторов |
События / Факторы |
Характер влияния на фирму «+»,«-» |
Вероятность события или проявления фактора |
Воздействие на компанию |
Политические |
Изменение законодательства |
Низкая |
Изменение законодательства может привести к увеличению издержек, и росту цен |
|
Торговые санкции |
+ |
Высокая |
Санкции стимулируют рост цен, трудностям с приобретением импортного оборудования и материалов |
|
Государственное регулирование |
+ |
Высокая |
Спецификации санитарно-гигиенических норм |
|
Экономические |
Спрос на товары |
+ |
Высокая |
Материалы европейского качества пользуется постоянным |
Уровень инфляции |
- |
Низкая |
Внедрение долгосрочных проектов |
|
Уровень дохода населения |
+ |
Высокая |
Снижение потребительской способности, снижение уровня продаж |
|
Спад производства |
+ |
Высокая |
Дефицит и удорожание ресурсов. Нужно стимулировать оказание услуг по поставкам при помощи кредитов/ссуд |
|
Социальные |
Реклама и связи с общественностью |
+ |
Высокая |
Рекламная кампания и акции способствуют укреплению позиций на рынке |
Рост мобильности населения |
Низкая |
Отток квалифицированного персонала. Нужно совершенствовать систему стимулирования |
||
Технологические |
Специализированные технологии |
Высокая |
Необходимость использования специализированных технологий приводит к дополнительным издержкам |
|
Развитие конкурентных технологий |
+ |
Высокая |
Внедрение и развитие конкурентных технологий может повысить конкурентоспособность |
|
Введениеинновационных методик и продуктов |
Высокая |
Повышение конкурентоспособности предприятия |
||
Внедрение инновационных технологий труда |
+ |
Высокая |
Совершенствование автоматизации и механизации труда, вследствие чего, дополнительные вложения в новые технологии |
|
Примечание: Таблица составлена автором. |
Макросреда организации представлена более общими для большинства, компаний факторами, преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера. Особенности макросреды ООО «Актив» рассмотрим с помощью PEST (STEP) анализа, который включает в себя факторы внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический и характер его воздействия, результаты отразим в таблице 4.
Анализ ООО «Актив» показал, что воздействие политического фактора (изменение законодательства) - это угроза, вероятность этого события низка, но проявление этого фактора приведет к увеличению издержек. Спрос на услугу (экономический фактор), вероятность события высока, потому что хозяйственные товары постоянно пользуются спросом. Реклама и связь с общественностью (социальный фактор) - это возможность укрепить свои позиции на рынке.
Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза. Развитие конкурентных технологий это возможность повышения своей конкурентоспособности, а, следовательно, и совершенствование системы управления организацией.
По результату PEST-анализа наибольшая нестабильность наблюдается в технологической сфере, в связи с этим необходимо уделять особое внимание подробному исследованию новых технологий, новых продуктов. Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза.
Развитие конкурентных технологий — это возможность повышения своей конкурентоспособности, а, следовательно, и совершенствование системы управления предприятием.
Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности. Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели предприятия.
К преимуществам ООО «Актив» можно отнести невысокие, относительно конкурентов цены и выгодные условия покупки товаров для потребителя: корпоративные скидки.
Важно отметить, что реклама услуг ООО «Актив» по телевидению и по радио ведется только при появлении новинок, что, несомненно, является большим минусов. Компании конкуренты, напротив, уделяют большое внимание рекламе независимо от акций, скидок и новинок. Следовательно, в ООО «Актив» слабая маркетинговая деятельность.
На данный момент основной целью деятельности ООО «А-ТНЦ» является получение прибыли полученной в результате удовлетворения потребностей потребителей в предоставляемых услугах.
Для анализа внутренних проблем использовался метод анализа функциональных областей, в результате которого были выявлены наиболее значимые сильные стороны, обеспечивающие предприятию преимущества перед конкурентами, и слабые стороны, не позволяющие ООО «Актив» достичь конкурентных преимуществ и выйти на новые этапы развития. Анализ внутренней среды приведен в таблице 4.
Из таблицы 5 видно, что основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие ООО «Актив»:
- низкий уровень маркетинговых исследований и недостаточное финансирование рекламных кампаний, что в свою очередь препятствует продвижению услуг на рынок;
- слабое развитие системы долгосрочного планирования.
Одновременное изучение внутренней и внешней среды организации обеспечивает SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы).
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление использованы для формулирования стратегии организации. Цель SWOT-анализа критическая оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его окружении.
Таблица 4 - Анализ внутренней среды ООО «Актив»
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Маркетинг |
|
|
Менеджмент |
1. Наличие высококвалифицированных управленческих кадров 2.Отличная система краткосрочного планирования |
1. Слабое развитие системы долгосрочного планирования |
Персонал |
|
1. Отсутствие иных стимулов в системе мотивации, кроме материальных |
Организационн ая культура |
|
1. Отсутствие системы нематериальной мотивации персонала |
Примечание: Таблица составлена автором |
SWOT-анализ показал, что практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, которые являются проблемой в управлении предприятием, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы.
И наоборот, любая возможность дает предприятию шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше. SWOT-анализ позволяет выработать стратегии дальнейшей организации управления предприятием с целью развития сильных сторон организации.
Для того чтобы успешно функционировать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.
Матрица SWOT-анализа деятельности ООО «Актив» помогла установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями представлены в таблице 6.
Таблица 6- Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
Сильные стороны фирмы |
Возможности фирмы |
Низкие цены по сравнению с конкурентами Наличие собственной площади и сервисного центра Гибкая ценовая политика Наличие опыта работы с покупателями более 18 лет |
Наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах Сотрудничество с другими компаниями |
Налаженные связи с рядом поставщиков Наличие благоприятного имиджа компании Возможность постоянного повышения квалификации Ухудшающаяся конкурентная позиция |
Возможность применения различных тактик ценообразования |
Слабые стороны фирмы |
Угрозы внешней среды |
Отсутствие отдела маркетинга Неэффективный менеджмент Текучесть кадров (20%) Нехватка оборотных средств для закупок Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии Отсутствие программы продвижения |
Рост ответственности у работников за свою работу Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к доллару и евро, а продают в рублях) Появление новых конкурентов Происходит изменение политики поставщиков Неблагоприятная политика правительства Кризис в экономике Демпинг со стороны конкурентов Изменение предпочтений потребителей |
Примечание: Таблица составлена автором. |