Файл: Понятие, сущность, виды и функции организационных структур управления предприятием.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль организационной структуры управления предприятия в рыночных условиях
1.1. Понятие, сущность, виды и функции организационных структур управления предприятием
1.2. Особенности российского рынка транспортно-экспедиторских услуг
1.3. Особенности структур управления российских предприятий
2.1. Информационная основа исследования организационной структуры управления предприятием
2.3. Методы исследования организационной структуры управления предприятием
Глава 3. Анализ организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.1. Краткая характеристика ООО «Транспортные услуги»
3.2. Оценка организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
В настоящее время в России стоит важнейшая задача обеспечения развития производства. Одним из факторов успешности ее решения является совершенствование управления предприятием, реорганизация структур управления в соответствии с требованиями современного рынка.
Глава 2. Методы изучения эффективности организационной структур
2.1. Информационная основа исследования организационной структуры управления предприятием
Структуру управления предприятие рассматривают как конфигурацию разделения и кооперации управленческой деятельности, в границах чего происходит процесс управления. В настоящее время отечественные предприятия сталкиваются проблемой низкой эффективности управления, что обуславливает актуальность оценки их эффективности в целях разработки направлений совершенствования.
Информационной основой исследования организационных структур управления являются нормативные, организационные, распорядительные, справочно-информационные документы.
Таблица 3
Классификация нормативно-методических документов, являющихся информационной основой исследования организационных структур
Тип документов |
Виды документов |
Нормативные |
Гражданский кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Нормативно-техническая документация (рабочие технологические карты, руководство по ремонту узлов агрегатов и машин, инструкции по обслуживанию техники, инструкции по соблюдения правил техники безопасности) |
Организационные |
Учредительные документы (устав и договор); структура и штатная численность; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка; положения о структурных подразделениях; положение об организационной структуре; должностные инструкции работников. |
Распорядительные |
Постановления, решения; приказы: распоряжения; указания |
Справочно-информационные |
Справки, докладные и объяснительные записки, акты, письма, |
Личный учет |
Трудовой договор, трудовая книжка, личные карточки |
Основными структурообразующими документами, обеспечивающими деятельность предприятия, являются устав, договор, штатное расписание, должностные инструкции, положения о подразделениях, положение об организационной структуре.
2.2. Показатели оценки эффективности организационной структуры управления предприятием
Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием направлена на выявление ее способности обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели).
Такая оценка проводится с использование коэффициента механизма управления (Кму), расчет осуществляется на основе метода ранжирования частных показателей по формуле:
Кму = ∑qi * Ai , (1)
где qi - коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным путем по характеру его влияния на результаты работы предприятия);
Ai - оценка в баллах по шкале от 1 до m [21, с.54].
Шкала оценки данного показателя при 10-ти балльной шкале следующая:
- 0-3 - организационная структура не отвечает целям и задачам деятельности предприятия;
- 3-6 - организационная структура неэффективна, механизм управления не регламентирует взаимодействие элементов и их целенаправленное развитие;
- 6-8 - организационная структура способствует эффективной деятельности предприятия, однако механизм управления недостаточно эффективно обеспечивает реализацию целевых установок и выработку решений на достижение максимальных результатов при минимальных и необходимых затратах;
- 8-10 - организационная структура и механизм управления являются эффективными.
В качестве частных показателей выступают следующие: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки может быть использован экспертный метод.
2.3. Методы исследования организационной структуры управления предприятием
В целях оценки эффективности организационной структуры предприятия может быть использована методика, предложенная Н.Н. Федоровой [21, с.55].
Этап 1. Анализ организационно-регламентирующего обеспечения системы менеджмента. На этом этапе анализируются основные структурообразующие документы; делается вывод о том, насколько они позволяют выстроить эффективную систему управления и контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии.
Этап 2. Анализ целостности объекта управления. Цель анализа - оценка степени взаимосвязи и взаимообусловленности подразделений организации. В качестве метода исследования используется матрица взаимосвязи и
взаимообусловленности структурных подразделений.
Взаимообусловленность деятельности структурных подразделений и основных видов деятельности предприятия обосновывается прямой зависимостью результатов деятельности одного подразделения от результатов деятельности другого подразделения.
Этап 3. Анализ внешней эффективности организации (анализ степени использования организацией внешних возможностей). Цель анализа - оценка степени применения системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, обнаружение причин рассогласования результата и цели в проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления совокупности условий ее функционирования во внешней среде. Методом исследования на этом этапе является SWOT-анализ.
Этап 4. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации). Цель анализа - оценка способности организационной структуры управления обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели, формализованному в виде обобщающего показателя Кму).
Этап 5. Анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре. Цель анализа - оценка соответствия двух основных подсистем друг другу, формирование информации для разработки мер по обеспечению экономического, технологического, социально-психологического и организационного соответствия. Оценка эффективности организационной структуры может быть проведена только с позиции ее результативности для управляемого объекта. С этой точки зрения в цепочке наиболее значимых факторов, учитываемых при анализе организационной структуры, основными являются: уровень специализации → объем и тип производства → технологические факторы → организация производственного процесса → производственная структура → воспроизводственная структура →
финансовая структура → организационная структура.
Таким образом, проведенное во второй главе работы исследование позволяет сделать вывод, что актуальность оценки структур управления обусловлена тем, что в настоящее время многие отечественные предприятия сталкиваются проблемой их низкой эффективности. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием направлена на выявление ее способности обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах.
Информационной основой исследования организационных структур управления являются нормативные, организационные, распорядительные, справочно-информационные документы.
В целях оценки эффективности организационной структуры предприятия может быть использована методика, предложенная Н.Н. Федоровой, и включающая пять этапов: 1) анализ организационно-регламентирующего обеспечения системы менеджмента; 2) анализ целостности объекта управления; 3) анализ внешней эффективности организации; 4) анализ внутренней эффективности организации; 5) анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре.
Глава 3. Анализ организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.1. Краткая характеристика ООО «Транспортные услуги»
ООО «Транспортные услуги» создано 05 ноября 2002 года.
Адрес государственной регистрации предприятия: 115184, г. Москва, улица Ордынка Б., д. 7.
Направления деятельности предприятия:
- обеспечение сервиса по доставке груза от двери до двери, крупногабаритного груза, по таможенному оформлению в портах погрузки и прибытия;
- отправка 20-футовых и 40-футовых контейнеров;
- автоперевозка грузов;
- страхование и отслеживание всех видов грузов;
- услуги таможенного оформления грузов.
Для выявления тенденций экономического развития ООО «Транспортные услуги» в табл. 4 представлены основные технико-экономические показатели за последние три года и цепные темпы роста этих показателей.
Таблица 4
Динамика основных технико-экономических показателей
деятельности ООО «Транспортные услуги» за 2013-2015 гг.[1]
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя |
|||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
абсолют. |
относит. |
||||
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Объем реализации услуг |
тыс.руб. |
123584 |
295777 |
245676 |
172193 |
-50101 |
139,33 |
-16,93 |
Численность работающих |
чел. чел. |
14 7 |
28 18 |
39 26 |
14 11 |
11 8 |
100,00 157,14 |
139,29 144,44 |
в том числе рабочих |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||
Выработка одного работающего одного рабочего |
тыс.руб. тыс.руб. |
8827,43 17654,86 |
10563,46 16432,06 |
6299,39 9449,08 |
1736,03 -1222,80 |
-4264,07 -6982,98 |
119,67 -6,93 |
-40,37 -42,50 |
|||||
Фонд заработной платы работающих в том числе ФЗП рабочих |
тыс.руб. тыс.руб. |
11090,66 5118,47 |
48431,04 23436,36 |
57031,65 32400,94 |
37340,38 18317,89 |
8600,61 8964,58 |
336,68 357,88 |
117,76 138,25 |
|||||
Среднегодовая заработная плата одного работающего одного рабочего |
тыс.руб. тыс.руб. |
792,19 731,21 |
1729,68 1302,02 |
1462,35 1246,19 |
937,49 570,80 |
-267,32 -55,83 |
118,34 78,06 |
-15,45 -4,28 |
|||||
Полная себестоимость услуг, работ |
тыс.руб. |
100853 |
252924 |
233647 |
152071 |
-19277 |
150,78 |
-8,63 |
|||||
Затраты на 1 руб. реализации |
руб. |
0,82 |
0,87 |
0,95 |
0,05 |
0,08 |
6,01 |
9,2 |
|||||
Прибыль (убыток) от основной деятельности |
тыс.руб. |
22731 |
42853 |
12029 |
20132 |
-30824 |
88,5 |
-71,92 |
|||||
Уровень рентабельности услуг |
% |
22,6 |
16,9 |
5,1 |
-5,7 |
-11,8 |
-25,22 |
-69,8 |