Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Введение
Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX в. Переход Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социального обеспечения. Новая система создается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в области социального обеспечения. В соответствии с Конституцией РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае: болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Таким образом, на самом высоком — конституционном уровне — закрепляются положения о социальном обеспечении. И не просто закрепляются, — государство гарантирует социальное обеспечение. Это свидетельствует об особой важности данной системы в обществе.
В современном обществе существование системы социального обеспечения является объективной необходимостью. В связи с этим представляется правильным утверждение М.Л. Захаровой и Э.Г. Тучковой о том, что «системы социального обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества». Состояние и функционирование этой системы зависит от экономических возможностей общества и государства. Наиболее развитые системы социального обеспечения существуют в экономически развитых странах.
В сфере социальных услуг на данном этапе произошли большие изменения. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребения с учетом его волеизъявления, предоставления бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с законодательством.
В настоящее время действует Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» с изменениями и дополнениями от 7 августа 2000 г. Этот закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает определенные гарантии. «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации)».
Человек приходит в этот мир с определенной целью, но жизнь не вечна и реальность такова, что на определенном этапе своего жизненного пути конечным пунктом становится физиологическая смерть. Законодательство Российской Федерации в этом случае гарантирует право на получение пособия на погребение.
Следует отметить, что тема настоящей курсовой работы уже длительное время обсуждается в цивилистике. В то же время в Российской Федерации отсутствуют учебники по курсу «Право социального обеспечения». Первый и единственный учебник был написан крупнейшим советским ученым, одним из основателей права социального обеспечения — профессором В. С. Андреевым.
С того времени прошел большой период времени, в течение которого были изданы труды таких авторов, как В.С. Аракчеев, А.В. Горшков, К.Н. Гусов, В.А.Ершов, Т.К. Миронова и др.
В настоящее время существуют проблемы, связанные с выплатой социальных пособий на погребение. В связи с этим, перед законодательством в области социального обеспечения по выплатам на погребение стоят задачи, направленные на разрешение этих проблем.
Таким образом, представленная актуальность и степень научной разработки темы обусловили выбор данной темы, а также определили ее объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объектом исследования являются проблемы законодательного регулирования в сфере выплат социальных пособий на погребение.
Цель курсовой работы – исследовать проблематику законодательного регулирования по социальному обеспечению на погребение.
В соответствии с указанной целью исследования были поставлены следующие задачи:
– изучить понятие пособия на погребение;
– исследовать гарантированные законодательством услуги на погребение;
– проанализировать специфику ритуальных услуг в РФ;
– рассмотреть порядок выплат социальных пособий на погребение.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых-правоведов советского и современного этапа развития правовой науки: М.О. Буяновой, Н.А. Захаровой, И.В.Григорьева, К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской и др.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Глава I. Теоретико-правовые основы обеспечения достойного
погребения умерших
Исторический аспект развития социальных гарантий, связанных
с погребением умерших
Архаический период благотворительности – древнейший период славянской истории. Погребение усопших — важнейший христианский обряд. Церковь смотрит на земную жизнь, как на приготовление к жизни вечной, в которой будет участвовать и тело, которому, по слову апостола, подобает стать нетленным и бессмертным. С православной точки зрения, смерть человека — «успение», засыпание, переход в мир иной, рождение в вечность. Умерших людей принято называть «усопшими», то есть уснувшими. Благоговейное отношение к телу умершего напрямую связано с главным догматом христианства — Догматом о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. По учению православной церкви со смертью человек не исчезает, не уничтожается, он засыпает телом, а душой на встречу с Богом и частный суд. Умерший «спит», оставаясь при этом человеком, отсюда название «покойник», то есть спокойный человек, тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога».
Многие погребальные обряды напоминают обряд крещения, тем самым говоря: как через таинство Крещения человек возрождается от жизни греховной к жизни святой и богоугодной, так и через смерть истинный христианин возрождается для новой, лучшей и вечной жизни со Христом.
В древности, ради умершего затевали праздник. Все вокруг и особенно семья радовались, что он ушел вверх, по пути своего развития, и причислился к Богам - Покровителям рода. Он стал его покровителем. И никогда на похоронах не было слез печали или утраты, ибо каждый желал ближнему только добра и блага, а высшее благо - это развитие, новая ступень познания.
Основная масса погребений в XI—XIII веках совершалась по обряду ингумации. Умерших хоронили в деревянных колодах и гробах, часто завернув в ткань или кору. В могиле оставляли различные бытовые предметы и украшения, необходимые в загробном мире. Обряд сожжения тел у вятичей и кривичей встречается до XV века. В Повести временных лет Нестор Летописец писал:
«…Аще кто умряше, творяху тризно над ним, и по семь творяху кладу велику и взъложахут и на кладу, мертвеца сожьжаху, и посемь собравше кости вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне…»
В VII—VIII веках существовал «обычай „страва“ и обрядного принятия пищи во время похорон или панихиды, который оставил свои следы в некоторых средневековых некрополях. Часто, это неглубокие ямы между погребениями с остатками очагов, фрагментами керамических сосудов, бытовыми предметами и костями животных…»
В России впервые фиксируется правовое свидетельство социального пособия в Судебнике Ивана IV (1598). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») – «две гривны в год». Соборное уложение 1649 года содержит уже значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось право на прожиток, т.е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (военная травма, в полку на государственной службе, вне службы). Никаких положений об оказании помощи крестьянам в Соборном уложении не содержалось. По распоряжению Елизаветы были созданы так называемые «приходы», в них содержались дети-сироты, старики и инвалиды.
Начиная с XVII века на территории России стали вводиться так называемые похоронные пошлины. Время появления пошлины неопределенно, но еще сохранились акты, свидетельствующие о существовании пошлины. Они взимались при выдаче письменного разрешения на погребение умерших скоропостижной смертью. Количество похоронных пошлин в разное время в разных епархиях было различно: в 1658 году, например, в вологодской епархии, похоронная пошлина равнялась гривне, а в новгородской епархии, в 1661 году – полуполтине.
С XVIII в России существуют похоронные кассы. Так называются общества взаимопомощи для оказания денежной помощи семьям умерших участников или для погребения умерших членов.
Еще вначале XVIII Петром I был издан указ о строительстве и содержании по всем губерниям богаделен и больниц для старых и увеченных солдат, которые не могли работать.
Содержание и устройство больниц и богаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего приказа, с 1701 года – Монастырского приказа, а с 1721 года – в ведении Святейшего Синода и Камер – конторы. Екатерина II в 1752 году издает указ о создании специальных госпиталей для содержания уволенных со службы военнослужащих, не имевших средств к существованию.
После Отечественной войны 1812 года по приказу Николая I Чесменский дворец был перестроен под военную богадельню инвалидный дом для ветеранов. Позже в Измайлове началось строительство Николаевской военной богадельни для ветеранов Отечественной войны.
С развитием капитализма труд становится товаром, который имеет очень низкую цену в форме заработанной платы. По мере развития механизации, многие работники теряли свой заработок из-за болезней, инвалидности, его семья по потере кормильца. В связи с этим были образованы специальные кассы, которые выплачивали пособия инвалидам и на погребения.
Становление современной модели социального обеспечения в России начинается после Октябрьской революции 1917 года.
Уже в первый год своего существования советское государство предприняло попытку законодательно закрепить систему социального обеспечения, элементами которой было социальное обеспечение пролетариата в порядке социального страхования,
государственное обеспечение увечных военнослужащих и членов их семейств, а также государственное обеспечение в форме содержания в инвалидных домах, домах матери и ребёнка, в детских домах.
На протяжении последующих лет государство решало проблемы совершенствования законодательства о пособиях и пенсионном обеспечении.
Современное российское государство не только сохранило, законодательную систему, но и кардинально были изменены или отменены в связи с принятием новых законов.
В России конфигурация системы социальной защиты складывалась на основе комбинирования существовавших ранее (в советское время) и созданных в рыночных условиях институциональных механизмов, формировалась из большого количества различных видов социальных услуг.
Механизм социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономике продолжает свое формирование.
Следовательно, еще с древних времен на погребение в определенное время выделялась, говоря современным языком, социальная помощь на погребения.
Виды ритуальных услуг, цели и порядок их предоставления в РФ
Несмотря на принимаемые Правительством России меры, направленные на развитие социальной сферы, одна из самых острых социальных проблем общества по-прежнему остается без должного внимания со стороны государства. Речь идет о состоянии похоронного дела в РФ, обеспечивающего проводы в последний путь ушедших из жизни жителей России. В стране умирает ежегодно порядка 2,5 млн. человек, 50-60 млн. человек участвует в траурных церемониях похорон. В большинстве случаев ни в одной семье не готовятся к смерти кого-то из родственников. Как показывают данные, многие люди не доживают не то, что до 80-и, но и до 60-и лет, поэтому смерть приходит в дом неожиданно. С этого момента начинается череда нескончаемых дел по организации похорон и оформлению различных документов.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, (ред. от 23.12.201) устанавливает, что ритуальные услуги (похоронные и мемориальные) относятся к разряду бытовых услуг. По словам Е.Н. Моисеевой «Похороны – это важная ритуальная деятельность, которую мы должны совершить в случае смерти близкого человека».