Файл: Сущность мотивации и стимулирования в бюджетном учреждении.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность мотивации и стимулирования в бюджетном учреждении
1.1. Понятие мотивация и стимулирования и их функции.
1.2. Методы стимулирования и мотивации
1.3. Особенности менеджмента бюджетных организаций.
2.1. Начальная диагностика мотивации и стимулирования сотрудников МАОУ «СОШ № 48» г. Новоуральск.
Введение
Заинтересованность сотрудников в качественном выполнении своих обязанностей обеспечивает успех деятельности предприятия. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание мотивации персонала. Существуют различные способы поднятия мотивации коллектива, в основе которых лежат психологические и социологические исследования.
Проблема мотивации персонала имеет свои особенности в негосударственной и бюджетной организации: в частности, фиксированный размер премиальной части в бюджетной организации ограничивает работодателя в использовании одного из инструментов мотивации. Так, государственные предприятия, вследствие некоторых особенностей, требуют особого подхода к мотивации сотрудников.
Именно мотивация и стимулирование работников образования может помочь повысить качество оказания образовательных услуг, улучшить психологический климат в коллективе и привлечь в образовательные учреждения молодые кадры, что является актуальной проблемой.
Цель данной работы – исследовать механизмы мотивации сотрудников общеобразовательных учреждений на примере МАОУ «СОШ №48».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить научную литературу, посвященную мотивации и стимулированию, особенностям менеджмента бюджетных организаций.
- На основе изученной литературы сформулировать основные инструменты мотивации сотрудников общеобразовательных учреждений, учитывая особенности таких предприятий.
- Проанализировать инструменты мотивации персонала, используемые в МАОУ «СОШ №48».
- На основании опроса выявить наиболее результативные инструменты мотивации персонала, для сотрудников МАОУ «СОШ №48»..
- Разработать рекомендации о потенциально возможных инструментах мотивации и о других способов её повышения в МОУ СОШ № 48.
Объектом исследования являются особенности мотивации сотрудников бюджетных организаций.
Предмет исследования – инструменты мотивации персонала МОУ СОШ № 48
В основу работы легли научные труды, посвященные основам менеджмента и мотивации как его неотъемлемой части (Балашов Ю. К., Коваль А. Г., Абрамова С. В., Сардарян А.), а также статьи, авторы которых затрагивают тему мотивации в негосударственных организациях (Будлянская Н. И., Офицерова А. В.)
Глава 1. Сущность мотивации и стимулирования в бюджетном учреждении
1.1. Понятие мотивация и стимулирования и их функции.
Мотивация является одной из основных функций менеджмента наряду с планированием, контролем, организацией и координацией.
Теоретики основ менеджмента сходятся в том, что мотивация – это процесс повышения работоспособности персонала и эффективности его труда, а также психологическое состояние человека, которое побуждает его к определенной деятельности. Например, В. В. Чеха понимает мотивацию как процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов [Чеха, 2009, с. 14].
Рассматривая мотивацию как функцию менеджмента, необходимо понимать её как действия руководителя, побуждающие сотрудников действовать в интересах компании, а не только в своих интересах.
Сотрудники будут действовать в интересах компании, если в этой компании создан определенный психологический климат, то есть при удовлетворении всех потребностей сотрудников. Именно поэтому процесс мотивации включает в себя обнаружение неудовлетворенных потребностей персонала и возможное удовлетворение этих потребностей [Чекмарёв, 2013, с. 140].
Однако при удовлетворении всех потребностей, человек попадает в зону комфорта, и работоспособность может упасть: сотрудники не видят смысла работать более качественно и интенсивно, потому что нет потребностей, а значит, нет стимула к действию. Экономическое и моральное стимулирование, а также создание условий для саморазвития работников – необходимые действия, направленные на мотивирование сотрудников.
Понятия мотивация и стимул близки, и в рамках данной работы очень важно разграничить эти понятия.
Мотивация – это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Стимул – это некоторое воздействие на человека, целью которого является направить его деятельность, скорректировать поведение в организации [Балашов, Коваль, 2002, с.2].
В менеджменте мотивация включает в себя мотивацию, как ее понимают психологи, то есть, «включение» мотивов работников, и стимулирование – побуждение их к эффективному труду.
При этом стимулирование не требует от руководителя тщательного изучения персонала, так как это процесс внешнего воздействия на сотрудника с целью получить от него результат или выполнение какой-то части работы. Можно сказать, что мотивация в узком смысле, в понимании психологов – внутренняя движущая сила для сотрудника, а стимул – внешняя. Разграничим мотивацию в психологическо понимании и в понимании теории менеджмента: Мотивация = мотивация + стимулирование.
«Психологическая» мотивация сотрудников повышает их внимание к работе, способствует выработке положительных эмоций. Сотрудник работает хорошо, предвосхищая степень удовлетворенности при достижении цели.
Стимулирование сотрудников во власти и самореализации руководителя. Сотрудники способствуют достижению организации в основном финансовых результатов.
Значение стимулирования труда велико. Стимулирование труда выполняет основные функции, которые отмечают многие ученые. Их обобщила и систематизировала в своей статье Г. А. Волоквицкая.
Функции стимулирования:
- Экономическая функция
Повышение эффективности производства, которое проявляется в повышении производительности труда и качество продукции;
- Нравственная функция
Формирование жизненной позиции, нравственного климата в организации и в обществе в целом;
- Социальная функция
Формирование социальной структуры общества через разные уровни доходов, которые в значительной степени зависят от воздействия стимулов [Воловицкая, 2007, эл.ресурс].
Функция же Мотивации – добиться выполнения работником всех его обязанностей максимально качественно и быстро.
Функции Мотивации и стимулирования в очередной раз подчеркивают связь их друг с другом.
1.2. Методы стимулирования и мотивации
Отношения Мотивации и стимулирования рассматриваются в статье Балошова и Коваля. Авторы отмечают, что мотивация как метод управления трудом противоположна стимулированию по направленности. Мотивация призвана изменить существующее положение, а стимулирование, в свою очередь, его закрепляет. При этом они взаимно дополняют друг друга.
Чтобы добиться максимального результата от сотрудника, необходимо использовать мотивацию и стимулирование комплексно, и в зависимости от психологических особенностей комбинировать различные методы мотивации и стимулирования в нужном соотношении.
В зависимости от психотипов различают разные классификации мотивационных типов.
Например, мотивационные типы можно разделить на два класса:
1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);
2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация – человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится) [Балашов, Коваль, 2002, с.4].
Определение психотипа и типа мотивации играет важную роль в организации трудовой деятельности: для класса избегательной мотивации, например, разумно ввести различные санкции в целях повышения мотивации и, как следствие, работоспособности, а для класса достижительной мотивации необходимо акцентировать внимание на премиальной части.
Рассмотренная выше классификация имеет ключевое значение в рациональном управлении персоналом, но не описывает сами инструменты, методы, с помощью которых мотивацию можно повысить.
Следующая классификация включает как виды мотивации по основным группам потребностей, так и виды мотивации по используемым способам или методам:
I. Материальная мотивация – все, что включает в себя финансовую составляющую. Все методы материальной мотивации можно разделить на два больших блока:
А) Система поощрений – это оплата труда, всевозможные надбавки, премии, бонусы. При использовании системы поощрений каждый сотрудник знает, что чем больше и качественнее он работает, тем большее вознаграждение он получит, следовательно, работник старается выполнить своё задание качественно и в как можно большем объеме.
Б) Система штрафов – это метод мотивации, противоположный предыдущему. В данном случае работники, которые выполняли свои обязанности не очень хорошо или допустили какое-либо серьёзное нарушение, наказываются штрафом, что стимулирует работать их лучше.
II. Нематериальная мотивация – все, от чего не зависит финансовая сторона, но служит мотивом для качественной и продуктивной работы.
Если рассмотреть наиболее распространенные причины увольнения, то мы заметим, что многие увольняются вовсе не по финансовым соображениям. Таким образом, чтобы избежать текучести кадров, что может привести к снижению качества работы, а, соответственно, и к снижению прибыли компании, чтобы не тратить время и деньги на обучение новых сотрудников, необходимо также использовать и другие методы мотивации труда персонала, в том числе и нематериальные.
Рассмотрим наиболее эффективные методы нематериальной мотивации. Выбор таких методов наиболее широк.
1. Карьерный рост. Каждый сотрудник знает, что если он будет добросовестно и ответственно относиться к своей работе, то ему непременно предложат повышение в должности, что означает более высокий социальный статус и увеличение возможностей дальнейшего профессионального развития.
2. Благоприятный климат в коллективе. Каждый сотрудник понимает, что дружный и сплоченный рабочий коллектив – это залог качественного выполнения работы, и, наоборот, разнозненный и конфликтный коллектив и климат, соответствующий данному коллективу, всегда выбивает из рабочего ритма.
3. Официальное трудоустройство и социальный пакет. Для каждого человека, который заинтересован в нахождении работы, немаловажно официальное трудоустройство, соблюдение трудового законодательства (нормированный рабочий день, отпуск и т.д.) и социальный пакет (обучение за счет компании, бесплатное питание, организация досуга, бесплатный проезд или оплата расходов на бензин и др.).
4. Культурные и спортивные мероприятия в коллективе. Организация корпоративных праздников, коллективных посещений различных концертов, спортивных соревнований, субботников, экскурсий и т.д. – это необходимые мероприятия, которые способствуют становлению благоприятного климата в коллективе, а также позволяют сотруднику компании хорошо расслабиться и отдохнуть.
5. Имидж компании. Работа в большой и популярной компании, с узнаваемым именем – это всегда престижно, поэтому это также является хорошей нематериальной мотивацией.
6. Обучение за счет компании. Многие компании в современном мире стремятся обучить своих сотрудников методам работы именно в данной компании, дать возможность научиться чему-то новому, повысить свою профессиональную квалификацию – это также является отличной нематериальной мотивацией.
7.Личная и публичная похвала руководителя. Данный метод мотивации очень действенен и им не стоит пренебрегать. Похвала либо в личной, либо в публичной форме служит хорошим мотивирующим фактором для повышения эффективности труда. Именно с целью похвалы во многих крупных компаниях существуют доски почета, соревнования на лучшего работника, которые размещаются не только на территории компании, но и на её сайте [Вдовиченко, 2016, эл.ресурс].
Методы стимулирования, наряду с вышеперечисленными методами мотивации, имеют свои классификации. По Афонину А.С. все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида: