Файл: Алгоритм создания (или совершенствования) системы управления качеством для гостиничных предприятий.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ГОСТИНИЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1. Понятие качества облуживания в гостинице
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1. Международные стандарты управления качеством обслуживания в гостинице
психологические факторы
политика государства
безопасность
Рис. 4 - Факторы, влияющие на качество обслуживания в гостиничной сфере[21]
Если к уровню капитальных вложений, природно-климатическим условиям, политике государства и безопасности, у российских и иностранных туристов нет вопросов, то компетентность персонала, культура труда и поведение сотрудников гостиницы является камнем преткновения гостиничной индустрии России.
К сожалению, в Российском гостиничном бизнесе до достижения мировых стандартов обслуживания и гостеприимства далеко: возможно здесь особую роль играет менталитет русского человека. Согласно исследованиям, на русский менталитет наложила свой отпечаток следующая анатомическая особенность: у славян сильнее развито правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции. Таким образом, при предоставлении услуг, в них часто можно проследить определенную эмоциональность, полностью чуждую обслуживающему персоналу ведущих туристских стран.
На сегодняшний день существует две модели поведения сотрудников гостиниц, не входящих в гостиничные цепи. Условно их можно подразделить на «модель поведения в СССР» и модель поведения молодого персонала сферы сервиса.
Первая модель пришла из СССР, когда в эпоху тотального дефицита, работникам сферы обслуживания было свойственно покровительственное или вовсе грубое отношение к клиентам. На сегодняшний день в большинстве обособленных гостиниц также сохраняется данная тенденция.
Другой проблемой в обслуживании гостей является появившаяся в России модель поведения «господин – слуга». Персонал, преимущественно новички, не понимают, что с клиентом можно и нужно вести уважительный диалог на равных и превращают оказание сервиса в театральное представление.
Единственным решением, помимо замены кадрового состава гостиниц, является внедрение системы качества гостиничных услуг. Данная система должна пронизывать все этапы организации обслуживания: бронирование, предварительная предоплата, встреча и регистрация, обслуживание в период проживания, выезд из отеля – расчет за услуги.
Развитие системы качества гостиничных услуг России необходимо организовывать согласно «золотому» правилу обслуживания: «Гостей следует обслуживать так, как бы вы хотели бы, чтобы обслужили вас». В стандартах качества обслуживания приводятся критерии, необходимые для обеспечения менеджмента качества. К ним относятся совокупность процедур и каждодневных операций, которые выполняет персонал и которые будут способствовать максимальному удовлетворению посетителей.
Гостиничным предприятиям России необходимо создать комплекс нормативных документов, определяющих:
- требования к внешнему виду и поведению персонала;
- методы обслуживания и управления конфликтами, стандарты телефонного этикета, уровень владения иностранным языком в пределах своих обязанностей[22].
Россия обладает богатым природно-климатическим потенциалом: здесь имеются обширные территории для возведения интересных архитектурных гостиничных объектов, развитая вспомогательная инфраструктура туризма. Единственным препятствием для создания сильного национального туристского продукта является человеческий фактор и отсутствие системы менеджмента качества в обособленных гостиницах.
При внедрении новой системы обслуживания, определения стандартов оказания услуг, российский гостиничный продукт станет сильным конкурентом странам, у которых основной сферой, приносящей доходы в государственный бюджет, является сфера туризма (Турция, Египет, Греция и другие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев теоретические аспекты обеспечения международного стандарта управления качеством обслуживания в гостинице, в том числе представив понятие качества облуживания в гостинице и проанализировав международные стандарты управления качеством обслуживания в гостинице, отметим следующее.
На сегодняшний день, в условиях серьезной конкуренции между гостиничными предприятиями, качество обслуживания является важнейшей характеристикой, отражающей их конкурентоспособность на международном рынке гостиничных услуг.
В соответствии с международным стандартом ISO 9000:2000 «качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Обеспечение качества оказания гостиничных услуг базируется на разработке управленческих решений и осуществлении единого комплекса управленческих действий, направленных на планирование, предоставление и реализацию услуг надлежащего уровня качества.
К обеспечивающим элементам качества гостиничных услуг относятся: грамотно организованная система управления качеством, наличие соответствующей материально-технической базы и квалифицированный персонал, что в полной мере отражает требования международного стандарта ISO 9000.
Можно выделить два основных направления обеспечения качества предоставления услуг, которые вытекают из сущностных характеристик дефиниции «качество обслуживания»: определение, анализ и контроль полезных характеристик процесса оказания услуги и определение, анализ и контроль недостатков в процессе предоставления услуги.
Единственным решением, помимо замены кадрового состава гостиниц, является внедрение системы качества гостиничных услуг. Данная система должна пронизывать все этапы организации обслуживания: бронирование, предварительная предоплата, встреча и регистрация, обслуживание в период проживания, выезд из отеля - расчет за услуги.
Развитие системы качества гостиничных услуг России необходимо организовывать согласно «золотому» правилу обслуживания: «Гостей следует обслуживать так, как бы вы хотели бы, чтобы обслужили вас». В стандартах качества обслуживания приводятся критерии, необходимые для обеспечения менеджмента качества. К ним относятся совокупность процедур и каждодневных операций, которые выполняет персонал и которые будут способствовать максимальному удовлетворению посетителей.
Гостиничным предприятиям России необходимо создать комплекс нормативных документов, определяющих: требования к внешнему виду и поведению персонала; методы обслуживания и управления конфликтами, стандарты телефонного этикета, уровень владения иностранным языком в пределах своих обязанностей.
Также для повышения качества обслуживания необходимо разработать для каждой службы гостиницы профессиональные стандарты, которые будут определять, требования к уровню подготовки и практическому опыту, владению иностранными языками, основные обязанности, права, ответственность каждого работника, порядок взаимодействия с другими службами в процессе организации обслуживания.
Письменные профессиональные стандарты позволят добиться того, чтобы каждый работник четко знал что, как и когда он должен выполнять на рабочем месте, но и объективно оценить качество своей работы, что часто бывает очень сложной задачей в отелях.
При внедрении новой системы обслуживания, определения стандартов оказания услуг, российский гостиничный продукт станет сильным конкурентом странам, у которых основной сферой, приносящей доходы в государственный бюджет, является сфера туризма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. – 02.12.1996. – № 49. – ст. 5491. - Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085
«Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 19.10.2015. – № 42. – ст. 5796. - Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 Об утверждении порядка «классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473) // Российская газета. – № 24/1. – 06.02.2015.
- ГОСТ ISO 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-ст). – М.: Стандартинформ, 2015.
- Баумгартен Л.В. Современное состояние и возможные направления повышения качества туристских услуг / Л.В. Баумгартен // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 8 (641). – С. 29 - 41.
- Берлин С.И. Современная парадигма управления качеством гостиничных услуг / С.И. Берлин, Х.Ш. Хуако, Н.А. Шишкина // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2013. – № 4. – С. 225 - 229.
- Валединская Е.Н. «Формирование механизма бизнес - администрирования операционными процессами гостиничного обслуживания для 99 российских несетевых гостиничных предприятий» / Е.Н. Валединская, Р.Р. Гареев, А.И. Кошелева // Российский экономический журнал. – №4. – 2016. – С. 42-50.
- Вьюник А.В. Понятие стандартов обслуживания в гостиничном бизнесе / А.В. Вьюник // Кооперация в науке и инновациях. – 2015. – С. 461-646.
- Гареев Р.Р. Гостиничные антиконфликтные модели: сущность и преимущества / Р.Р. Гареев // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 1. – С. 61-64.
- Гареев Р. Сущность и особенности гостиничного качества /
Р. Гареев // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 2. – С. 209-212 - Кобяк М.В. Стратегия управления качеством продукции и услуг в гостиничном бизнесе / М.В. Кобяк // Российское предпринимательство. – 2011. – № 5-2. – С. 156–160.
- Кобяк М.В. Теория и методология эффективного управления гостиничными предприятиями – автореферат дисс. доктора эконом. наук, 2013. – 464 с.
- Круль Г.Я. Основы гостиничного дела / Г.Я. Круль. – К.: Центр учебной литературы, 2011. – 223 с.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. Р.Б. Ноздрёвой. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 1071 с.
- Кошелева А.И. Обеспечение качества оказания гостиничных услуг в независимых гостиничных предприятиях РФ [Текст] / А.И. Кошелева,
Е.Н. Валединская, А.В. Романюк // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития. – 2017. – С. 92-99. - Лайко М.Ю. Международный опыт и российская практика эффективного управления гостиничными предприятиями / М.Ю. Лайко,
А.И. Кошелева, Д.К. Евстегнеева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. – № 4 (48). – С. 2-18. - Никольская Е.Ю. Методы оценки компетенций персонала в индустрии гостеприимства / Е.Ю. Никольская // Социально- экономические и правовые основы развития экономики. Коллективная монография. – 2015. – С. 65-72.
- Петрова И.В. Качество обслуживания в гостеприимстве: маркетинговый анализ / И.В. Петрова, Е.Г. Теличева // Ученые заметки ТОГУ. – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 157-164.
- Саак А.Э., Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / А.Э. Саак, М.В. Якименко. – СПб.:Питер, 2012. – 482 с.
- Чипига К.В. Проблема качества предоставления гостиничных услуг в России / К.В. Чипига // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. – 2016. – С. 163-166.
-
Петрова И.В. Качество обслуживания в гостеприимстве: маркетинговый анализ / И.В. Петрова, Е.Г. Теличева // Ученые заметки ТОГУ. – 2015. – Т. 6. – № 3. – С. 157. ↑
-
Там же. – С. 158. ↑
-
Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. Р.Б. Ноздрёвой. – М.: ЮНИТИ, 2012. – С. 178. ↑
-
Там же. – С. 221. ↑
-
Саак А.Э., Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) [Текст] / А.Э. Саак, М.В. Якименко. – СПб.:Питер, 2012. – С. 186. ↑
-
Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка «классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473) // Российская газета. – № 24/1. – 06.02.2015. ↑
-
ГОСТ ISO 9000-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1390-ст). – М.: Стандартинформ, 2015. ↑
-
Берлин С.И. Современная парадигма управления качеством гостиничных услуг / С.И. Берлин, Х.Ш. Хуако, Н.А. Шишкина // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2013. – № 4. – С. 225. ↑
-
Там же. – С. 226. ↑
-
Лайко М.Ю. Международный опыт и российская практика эффективного управления гостиничными предприятиями / М.Ю. Лайко, А.И. Кошелева, Д.К. Евстегнеева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. – № 4 (48). – С. 2. ↑
-
Баумгартен, Л.В. Современное состояние и возможные направления повышения качества туристских услуг / Л.В. Баумгартен // Вестник МГЛУ. – 2012. – № 8 (641). – С. 29 - 41; Берлин С.И. Современная парадигма управления качеством гостиничных услуг / С.И. Берлин, Х.Ш. Хуако, Н.А. Шишкина // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2013. – № 4. – С. 225 - 229; Валединская Е.Н. «Формирование механизма бизнес - администрирования операционными процессами гостиничного обслуживания для 99 российских несетевых гостиничных предприятий» / Е.Н. Валединская, Р.Р. Гареев, А.И. Кошелева // Российский экономический журнал. – № 4. – 2016. – С. 42-5;. Вьюник А.В. Понятие стандартов обслуживания в гостиничном бизнесеА.В. Вьюник // Кооперация в науке и инновациях. – 2015. – С. 461-646. Гареев Р.Р. Гостиничные антиконфликтные модели: сущность и преимущества / Р.Р. Гареев // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 1. – С. 61-64; Гареев Р. Сущность и особенности гостиничного качества / Р. Гареев // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 2. – С. 209-212. ↑
-
Круль Г.Я. Основы гостиничного дела / Г.Я. Круль. – К.: Центр учебной литературы, 2011. – С. 47. ↑
-
Кошелева А.И. Обеспечение качества оказания гостиничных услуг в независимых гостиничных предприятиях РФ / А.И. Кошелева, Е.Н. Валединская, А.В. Романюк // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития. – 2017. – С. 92. ↑
-
Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка «классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 № 35473) // Российская газета. – № 24/1. – 06.02.2015. ↑
-
Лайко М.Ю. Международный опыт и российская практика эффективного управления гостиничными предприятиями / М.Ю. Лайко, А.И. Кошелева, Д.К. Евстегнеева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. – № 4 (48). – С. 2-18; Никольская Е.Ю. Методы оценки компетенций персонала в индустрии гостеприимства [Текст] / Е.Ю. Никольская // Социально- экономические и правовые основы развития экономики. Коллективная монография. – 2015. – С. 65-72. ↑
-
Кобяк М.В. Теория и методология эффективного управления гостиничными предприятиями – автореферат дисс. доктора эконом. наук, 2013. – 464 с. ↑
-
Кобяк М.В. Стратегия управления качеством продукции и услуг в гостиничном бизнесе / М.В. Кобяк // Российское предпринимательство. – 2011. – № 5-2. – С. 156. ↑
-
Никольская Е.Ю. Методы оценки компетенций персонала в индустрии гостеприимства / Е.Ю. Никольская // Социально- экономические и правовые основы развития экономики. Коллективная монография. – 2015. – С. 66. ↑
-
Кошелева А.И. Обеспечение качества оказания гостиничных услуг в независимых гостиничных предприятиях / А.И. Кошелева, Е.Н. Валединская, А.В. Романюк // Рыночная трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития. – 2017. – С. 92. ↑
-
Чипига К.В. Проблема качества предоставления гостиничных услуг в России / К.В. Чипига // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. – 2016. – С. 163. ↑
-
Там же. – С. 164. ↑
-
Там же. – С. 165. ↑