Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Способы мотивации).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире менеджмент играет огромную роль в процессе функционирования любой организацией. Но, как и в любой отрасли, здесь имеется свой комплекс проблемных моментов. В комплексе проблем менеджмента особая роль отводится проблемным ситуациям по совершенствованию управленческого подхода относительно персонала предприятия. Главная задача в данном вопросе – повысить эффективность производственного процесса на основании всесторонней развитости и грамотности в использовании творческой энергии сотрудников, квалификационных составляющих, компетентной, инициативной стороны, ответственности.
Управленческий процесс в отношении персонала предприятия является сложным и многогранным. Сюда можно отнести кадровую политику, комплекс взаимоотношений среди сотрудников, социально-психологические моменты управления. Ключевой же составляющей выступает грамотное определение методов повышения производительности, творческих инициатив, а так же стимулирование и мотивация сотрудников.
Сотрудники в любой организации являются наиболее ценной и важной частью производительных сил общества. В комплексе эффект от производительного процесса во многом зависим от квалификационных составляющих персонала, грамотного распределения должностных обязанностей, что непосредственно отражается на объемах и темпах получения выгоды. Но, наряду с эти, немаловажным аспектом здесь выступает процесс стимулирования сотрудников, который так же способствует повышению производительности труда. Главное - это грамотно и целенаправленно сформировать данный процесс.
На основании вышесказанного стоит отметить, что в современном мире такой вопрос, как «Особенности мотивации персонала в период адаптации сотрудника» является актуальным и требует глубокого и тщательного анализа.
Целью данной исследовательской работы является анализ особенностей мотивации персонала в период адаптации сотрудника.
Для ее достижения необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты процесса мотивации персонала;
- проанализировать процесс мотивации сотрудников
ПАО «НК «Роснефть».
Объектом исследования является процесс мотивации.
Предметом – мотивация персонала ПАО «НК «Роснефть» в период адаптации.
При написании работы будут применены методы научного познания в виде анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения, наблюдения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи, определяются предмет, объект и структура работы. Первая глава посвящена рассмотрению мотивации, как функции управленческого процесса. Во второй будет проанализирован процесс мотивации сотрудников ПАО «НК «Роснефть» в период адаптации. В заключении будут подведены итоги и сделаны соответствующие выводы.
При написании курсовой работы будут исследованы и проанализированы такие информационные ресурсы, как законодательные акты, сеть Интернет, периодические издания, научные труды отечественных и зарубежных авторов, таких, как Мескон М.Х., Данько Т.П., Андреев В.И.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Мотивация, как функция управления
С точки зрения управленческого процесса под мотивацией понимается комплекс стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности, то есть после проведения организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:
- процесс стимулирования, то есть побуждения сотрудников к активности при помощи внешних факторов (материальные и моральные стимулы);
- процесс мотивирования, то есть создания у сотрудников внутренних «позывов» к трудовой деятельности. Главный момент здесь – это заинтересовать персонал в трудовом процессе, вызывая трудовую активность и удовлетворение от рабочего процесса.
Это говорит о том, что поведение любого индивидуума всегда подлежит какой-либо мотивации. Каждый сотрудник может прикладывать максимум усилий, быть воодушевленным и положительно настроенным к рабочему процессу. Но может и быть пассивным, уклоняться от выполнения своих обязанностей. Однако всегда можно найти определенный стимул, который побудит сотрудника к эффективной трудовой деятельности.
Под мотивацией понимается процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Согласно традиционному подходу к процессу мотивирования, оно основано на вере в то, что персонал организации – это ресурс, актив, который должен вести эффективный трудовой процесс.
Однако практически каждый менеджер ежедневно решает вопрос того, как грамотно и эффективно провести мотивационную деятельность в коллективе, то есть направить его энергетические ресурсы на выполнение определенных функций.
Так, личная удовлетворенность от успешно выполненных действий и гордость за результаты выполненной работы способствуют прививанию сотрудникам чувства цели. Этот момент является столь же важным, как и материальное стимулирование. Но как заинтересовать сотрудника в выполнении чужих обязанностей? Здесь стоит дать сотруднику личную свободу, превратить его в «сопредпринимателя», показать, что только он сможет справиться с данной работой.
Каждый сотрудник, который был обучен, повысил квалификацию, накопил производственный опыт знаний и навыков, стремиться к реализации своих способностей. И чем больше он это делает, тем более он удовлетворен, а, следовательно, более мотивирован. Его цели совпадают с целями предприятия.
Каждый сотрудник стремится к самореализации. И там, где деятельность управленца дает ему такие возможности, трудовая деятельность является высокоэффективной, а мотивации к трудовой деятельности – высокой. Следовательно – мотивация персонала – это затрагивание его важных интересов, возможность реализации его в производственном процессе.
1.2 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы в период адаптации сотрудника
Сегодня различные теории психологического и организационно-экономического направления в изучении мотивации персонала в период адаптации сотрудника можно разделить на две группы:
- содержательные теории мотивации, которые идентифицируют внутренние побуждения личности (потребности), заставляющие сотрудников действовать так, а не иначе (теории А.Маслоу, Ф.Герцберга и т.д.);
- процессуальные теории мотивации — это более современные теории, которые базируются первоначально на определении того, как ведут себя сотрудники на основании воспитания и познания (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера — Лоулера).
Данные группы теорий противоречат в чем-то друг другу, но и одновременно взамодополняют.
Так, согласно теории Маслоу у человека существует пять потребностей:
- физиологическая;
- потребность в безопасности;
- социальные;
- нужда в уважении;
- необходимость самовыражения.
Согласно данной теории руководитель должен выявить потребности, которые являются наиболее активными для того или иного сотрудника. Но так как потребности непостоянны, менеджерам необходимо производить постоянный анализ потребностей сотрудников.
В теории потребностей Мак Клелланда особое внимание уделяется нуждам высшего уровня. Здесь весь анализ сосредоточен на власти, успехе и причастности:
- потребности власти заключаются в желаниях оказания воздействия на других людей. Но данная потребность проявляется не столько «у рвущихся к власти» карьеристов, сколько у энергичных сотрудников, которые отстаивают свои позиции;
- потребности в успехе подлежат удовлетворению не столько провозглашением успеха конкретного сотрудника, а ходом самого процесса доведения работы до эффективного результата;
- потребности в причастности схожи с мотивациями по Маслоу. Данным сотрудникам интересны контакт с компаниями знакомых, налаживание дружеских отношений и т.п.
Согласно двухфакторной теории Герцберга существует две категории факторов:
- гигиены — это политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного контроля за работой;
- мотивации — это успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможность творческого и делового роста.
Данная теория схожа с теорией Маслоу.
Что же касается процессуальных теорий, то здесь анализируется тот момент, как сотрудником распределяются его усилия для достижения конкретных целей и как им выбираются конкретные виды поведения. Данные теории рассматривают не только потребности, но и их социальное значение для сотрудника.
Здесь можно выделить:
- теорию ожиданий;
- теорию справедливости;
- модель Портера — Лоулера.
Если рассматривать теорию ожиданий с точки зрения идеального стечения обстоятельств, то ее можно описать, как «надежда» сотрудника на то, что тот тип поведения, который он выбрал для себя удовлетворит его желания. Ожидание здесь проявляется в качестве оценки сотрудником вероятности определенного события. Здесь подчеркиваются следующие взаимосвязи:
- затраты труда — результаты;
- результаты — вознаграждения;
- вознаграждения - валентность (удовлетворенность вознаграждением).[1]
Основным выводом теории справедливости в практической деятельности управления является тот момент, что пока сотрудники не начнут считать, что получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность своего труда.
Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером была разработана комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости (модель Портера-Лоулера),. Одним словом, данная теория строится на пяти переменных:
- затраченных усилиях;
- восприятии;
- полученных результатах;
- вознаграждении;
- степени удовлетворения.
То есть итоги деятельности сотрудников во многом зависимы от приложенных ими усилий, способностей, характерных особенностей, осознания их ролевых позиций в процессе трудовой деятельности.
Показатель затраченных усилий во многом зависим от ценностных характеристик вознаграждений. Удовлетворение является результатом внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости.
Из анализа различных теорий мотивации следует, что менеджеру необходимо:
- установление набора критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;
- создание атмосферы, благоприятной для мотивации рабочих;
- активное общение со своими сотрудниками.
Дугласом Макгрегором, проанализировавшим деятельность исполнителя на рабочем месте, было выявлено, что менеджер может взять под контроль комплекс следующих параметров, определяющих действия исполнителя:
- заданий, получаемых подчиненными;
- качеств выполнения задания;
- период времени на получение задания;
- ожидаемых временных промежутков выполнения задачи;
- средств, имеющихся для выполнения задачи;
- коллектива, в котором работает подчиненный;
- инструкций, полученных подчиненным;
- убеждений подчиненного в посильности задачи;
- убеждений подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
- размеров вознаграждения за проведенную работу;
- уровня вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Весь этот комплекс факторов целиком и полностью зависим от менеджера, и оказывает то или иное влияние на сотрудников, определяя качество и интенсивность его трудовой деятельности.
Дуглас Макгрегор сделал вывод, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y».
«Теория X» воплощается в чисто авторитарном стиле управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.
«Теория Y» приемлет демократический стиль управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название «Теория Z» и «Теория A». Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому «Теория Z» базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.[2]