Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие, структура и свойства логистических систем
1.2. Модели логистических систем
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1. Подходы к классификации логистических систем и их содержание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что в связи с возросшим производством и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов, увеличением роста оборота товаров, значительно выросла роль управления товарными потоками, то есть логистики.
Грамотно организованное продвижение материальных потоков позволяет заметно экономить оборотные средства и представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия. И если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место лигистическая система. Высокая степень согласованности производительных сил, которые входят в нее для управления сквозными материальными потоками, представяют их отличительную особенность.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Она, сложный и четко работающий организм, который собран из отдельных элементов. Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.
Степень разработанности проблемы. В работах Б.А. Аникина, Д.Дж. Бауэрсокса, А.М.Гаджинского, А.А. Колобова, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, В.И.Сергеева, Г.В. Ходарина, М.Е. Залманова, А.В. Свищева и др. глубоко разработаны понятия, признаки, содержание, общая характеристика, структура логистических систем, ее построение, перспективы развития и возможности применения. Несмотря на широкий спектр изученных вопросов, многоаспектная проблема логистических систем еще требует дальнейшей разработки.
Результаты проведенного анализа научных работ исследователей в области логистики распределения показали, что, несмотря на их весомый вклад в исследование логистических систем распределения, на сегодняшний день проблема развития логистической системы распределения готовой продукции с учетом изменений экономических условий в сфере машиностроения является актуальной, поскольку недостаточно глубоко исследована и остается малоизученной
Значительная разработанность разнообразных вопросов в области логистических систем позволяет решить задачу сравнительного анализа их классификаций в современных условиях, что делает работу актуальной.
Цель исследования – изучение классификаций логистических систем.
Объект исследования - логистика
Предмет исследования – логистические системы.
В исследовании поставлены следующие задачи:
- определить понятие и структуру логистических систем;
- исследовать систему и классификацию логистических систем;
- рассмотреть содержание отдельных логистических систем.
Теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения логистической теории.
В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; анализ состояния проблемы в практике; сравнительный анализ.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения, расширили представление о логистических системах, могут быть использованы в практической работе.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие, структура и свойства логистических систем
Вначале военное дело, а со второй половины XX века – экономика, являются основными направлениями развития логистики в историческом аспекте. При рассмотрении процесса производства, управления и контроля на предприятии, говорят о логистической системе, которая обеспечивает весь механизм функционирования на предприятии.
Понятие «логистическая система» происходит от общего «система» и является одним из базовых в логистике.
В самом общем смысле система (от греч. - целое) представляет собой объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места.
Изучение Толкового словаря В. Даля позволяет сделать заключение о том, что понятие система определяется как созданная с определенной целью природой или человеком самодостаточная структура, состоящая из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, которая существует относительно самостоятельно и устойчиво, постоянно развивается и совершенствуется в зависимости от взаимодействия с окружающей средой[1].
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части.
А. П. Гарнов, Н. С. Киреева определяют логистическую систему как организационно-управленческий механизм координации, который позволяет достичь эффекта благодаря четкой слаженности в действиях специалистов различных служб, участвующих в управлении материальным потоком[2].
А. А. Гайдаенко, О. В. Гайдаенко рассматривает логистическую систему, как специально организованную интеграцию логистических звеньев, которые находятся в определенной экономической системе и используются для оптимизации процессов трансформации материального потока[3].
В. И. Лихацкий подчеркивает, что логистическая система является сложной системой, которая состоит совокупности элементов, между которыми имеются определенные функциональные связи и отношения[4].
Б. А. Аникин пишет, что логистическую систему следует рассматривать как адаптивную систему с обратными связями, которая выполняет те или иные логистические операции, включает несколько подсистем и имеет развитые внутрисистемные связи и связи с внешней средой[5].
В. И. Сергеев определяет логистическую систему как сложную организационно завершенную экономическую систему, которая состоит из взаимосвязанных в процессе управления материальных и сопутствующих им потоков элементов, границы и задачи функционирования которых, объединены внутренними и внешними целями организации бизнеса[6]
А. М. Сумец рассматривает логистическую систему как самоорганизующуюся систему, которая выполняет логистические функции и логистические операции, имеет обратную связь, состоит из нескольких систем и связана с внешней средой[7]
Для изучения понятия «логистическая система» необходимо исходить из анализа подсистем, которые формируют систему, ее свойств и связей.
К основным подсистемам (элементам Ms) логистической системы относятся следующие:
M1 – закупка; M2 – склады (складское хозяйство); M3 – запасы; M4 – транспорт; M5 – производство; M6 – распределение; M7 – сбыт; M8 – информация; M9 – кадры. Всего их девять.
Кратко охарактеризуем каждую из них.
Закупка – M1 как выделенная подсистема, обеспечивает непосредственно от первоисточника логистическую систему материалопотоком в виде сырья, материалов и т.п.
Склады – M2, как подсистема, предназначена для размещения и хранения материального потока, который преобразован в запас, его переработке на складе и формированию в тот «формат», который требуется потребителю для удобства перевозки. Это складские площади в виде зданий, сооружений, площадок, а также необходимые технические средства для перемещения и переработки материалопотока на складе.
Запасы – M3, является наиболее затратной подсистемой, хотя и гарантирует системе высокую адаптивность к изменениям на рынке. Экономичность логистической системы зависит от оптимальной величины запаса, которая экономически обоснована.
Транспорт – M4, как подсистема, связывает такие элементы как закупка, склад, запасы, производство, сбыт, транспортным процессом, обеспечивая таким образом бесперебойное и своевременное функционирование логистической системы.
Производство – M5, является подсистемой, предназначение которой заключается в переработке с минимальными затратами и заданным качеством поступающего материального потока в востребованную рынком продукцию.
Распределение – M6 – подсистема, направленная на обеспечение выбытия материального потока из подсистемы производства и поступления его, с минимальными затратами к местам возможного потребления, через логистические каналы и цепи.
Сбыт – M7 интегрирована с маркетингом. Основное предназначение данной подсистемы состоит в своевременной реализации готовой продукции потребителям с сопутствующим логистическим сервисом в нужном месте и в назначенное время.
Информация – M8 , как информационная подсистема - одна из основных подсистем, которые обеспечивают деятельность системы в целом, так как поддерживает информационную связь между всеми подсистемами логистической системы, выполняя, при этом, функцию управления и контроля.
Кадры – M9, как подсистема, которая обеспечивает целенаправленную деятельность логистической системы в целом и задействованна при выполнении всех логистических операций.
После описания основных подсистем, на рисунке 1.1 покажем схематически модель логистической системы и экономические цели функционирования каждой подсистемы.
Рис. 1.1 Схематическая модель логистической системы
Кроме того, на схеме показана последовательность функционирования каждой из подсистем M1 – M9 прохождении материального потока через логистическую систему насквозь.
Подсистемы логистической системы решают следующие задачи:
Закупка (M1) решает задачу организации и управления закупками.
Склады (M2) нацелены на организацию складского хозяйства и управление грузопереработкой внутри склада.
Запасы (M3) решают задачу управления запасами.
Транспорт (M4) направлен на организацию и управление транспортным процессом.
Производство (M5) решает задачу организации и управления производственным процессом.
Распределение (M6) занимается организацией и управлением распределением материальных потоков.
Сбыт (M7) направлен на организацию и управление сбытом.
Информация (M8) связана с организацией и управлением информационными потоками.
Кадры (M9) решают задачу организации и управления процессом исполнения логистических операций.
Таким образом, логистическая система является динамической, открытой, стохастической, адаптивной сложной или большой системой с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции. Логистическая система состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Целью логистической системы является доставка товаров и изделий с минимальным уровнем издержек, но в соответствии с требованиями потребителей.
Для того чтобы система могла существовать, развиваться, совершенствоваться и выживать в экстремальных ситуациях, она должна обладать совокупностью ряда свойств, среди которых можно назвать: автономность, целостность, организованность совокупности элементов, членимость; структурированность; интегративность, сложность, определенный качественный уровень, внутренние связи, взаимодействие с внешним миром.
Автономность системы непосредственно связана и взаимообусловлена ее целостностью, которая присуща всем устойчивым системам.
Автономность рассматривают, как способность системы функционировать и развиваться в определенных пределах, независимо от окружающей среды.
Принцип автономности дает системе такие преимущества, как:
- сохранение стабильности в процессе саморазвития, что повышает надежность системы;
- относительную независимость и возможность принимать самостоятельные решения оперативно, а значит повышать эффективность функционирования;
- проявление активности по отношению к окружающей среде, а также интенсификации внутренних процессов при достижении поставленных целей, что содействует выживаемости системы;
- возможность синтеза сложной системы из простых подсистем для гибкого реагирования на воздействия окружающей среды.