Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие, структура и свойства логистических систем
1.2. Модели логистических систем
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1. Подходы к классификации логистических систем и их содержание
Внутрипроизводственные микрологистические системы связаны с организацией и управлением материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции.
Внешние микрологистические системы связанны с управлением и организацией движения материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Интегрированные микрологистические системы связанны с управлением и организацией движения материальных и сопутствующих потоков как внутри рассматриваемого предприятия, так и возникающих в процессе взаимодействия предприятия (фирмы) со своими поставщиками, клиентами и другими заинтересованными сторонами.
Макрологистические системы не предназначены для извлечения прибыли или достижения каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. В зависимости от характера межсистемных связей принято выделять три варианта макрологистических инфраструктур:
1. Макрологистические системы с прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников.
2. Эшелонированная макрологистическая система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него - к потребителям через посредников.
3. Макрологистическая система с гибкой связью. В таких логистических системах движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников. В течение последних десятилетий в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается.
А.М. Гаджинский, А.Г. Кальченко, И.А. Леншин, Ю.М. Неруш и другие ученые предпринимали попытки разделить логистические системы на виды и группы по таким признакам, как: 1) уровень логистической интеграции (кооперации) - институциональная признак; 2) вид логистических цепей; 3) характеристика снабжения и распределения.
Классификация логистических систем по институциональному признаку представлена в табл. 2.1. Рассмотрим подробнее эту классификацию.
Первый уровень касается микрологистических подсистем, так как на любом предприятии имеются подсистемы снабжения и распределения. Кроме того, на производственных предприятиях создается логистическая подсистема поддержки производства, а на предприятиях непроизводственной сферы - подсистема поддержки операционной деятельности.
Таблица 2.1
Классификация логистических систем по институциональному признаку
Уровень логистической кооперации |
Вид логистической системы |
Характеристика |
Примеры логистических систем |
I |
Микрологистические подсистемы |
Функционируют как составляющие логистической системы предприятия |
Логистическая подсистема снабжения; поддержки производства (операционной деятельности); распределения (сбыта). |
II |
Микрологистические системы |
Охватывают логистические процессы предприятия |
Логистическая система: промышленного, торгового предприятия или предприятия сферы услуг |
III |
Металогистические системы |
Межорганизационная кооперация |
Кооперация производственных, торговых, транспортных предприятий |
IV |
Мезологистические системы |
Кооперация мета-логистических систем |
Логистические цепи поставок от места происхождения сырья к месту потребления продукта. Региональные системы обеспечения, транспортировки грузов, людей. |
V |
Макрологистические системы |
Интеграция потоков в масштабах всей страны |
Национальная транспортная система Национальная система стратегических запасов Национальная информационная система |
VI |
Международные макрологистические системы |
Интеграция потоков разных стран |
Международные транспортные, информационные системы, системы безопасности и др. Системы дистрибуции глобальных фирм. |
Микрологистическая система, как система второго уровня, охватывает логистическую деятельность предприятия и сочетает в себе признаки вышеуказанных подсистем. В ней решаются вопросы координации отдельных функциональных элементов, таких как процессы планирования производства и сбыта; транспортные, складские и погрузочно-разгрузочные работы.
Кооперация между организациями характерна для третьего уровня, при взаимодействии производственных, торговых, логистических предприятий или всех вместе. Металогистические системы объединяют логистические процессы смежных предприятий через заключенные договоры, контракты и др.
Логистическую кооперацию четвертого уровня характеризуют мезологистические системы в пределах отдельного региона.
Макрологистическая система связывает логистические потоки в масштабах экономики всей страны. Макрологистическими системами являются национальные транспортные, информационные системы, системы национальной безопасности, стратегических запасов, обороны и др.
В табл. 2.2 представлена классификация логистических систем в зависимости от характеристик поставки и распределения.
Таблица 2.2
Классификация логистических систем по характеристикам поставки и дистрибуции
Вид логистической системы |
Характеристика |
Примеры логистических систем |
Уравновешенные логистические системы |
Поставки и распределение выполняются в разных местах с разными контрагентами |
Производство пищевых продуктов |
Логистические системы с преобладанием поставок |
Сложные (многономенклатурные) поставки и простое распределение |
Изготовление самолетов, кораблей |
Логистические системы с преобладанием распределения |
Простые (монономенклатурные) поставки и многономенклатурное распределение |
Химическая промышленность |
Логистические системы с обратным циклом |
Возвращение с целью замены, ремонта, утилизации |
Компьютеры, телефоны |
В табл. 2.3 представлена классификация логистических систем в зависимости от вида логистических цепей.
Таблица 2.3
Классификация логистических систем по видам логистических цепей
Вид логистической системы |
Вид логистической цепи |
Характеристика |
Примеры логистических систем |
С прямыми связями |
Прямые хозяйственные связи |
Материальный поток доводится до потребителя на основе прямых хозяйственных связей. В таких системах сокращаются сроки поставок, но имеются большие транспортные расходы. |
Поставки от места происхождения продукта непосредственно к месту потребления продукта. |
Эшелонированные |
Многоуровне вые связи |
Материальный поток доводится до потребителя с участием хотя бы одного посредника |
Поставки от места происхождения продукта к месту потребления продукта от посредника. |
Гибкие |
Прямые хозяйственные связи и многоуровневые связи |
Материальный поток до потребителя доставляется как по прямым связям, так и с участием посредников. |
Система снабжения машиностроительного предприятия, согласно которой узлы, детали постоянного спроса поставляются из состава посредника, а детали эпизодического спроса - со склада производителя |
В зависимости от оптимизации определенной сферы логистической деятельности, снабжения, распределения или утилизации, возможно отнесение логистической системы к тому или иному виду.
Кроме того, детальные классификации логистических систем в основу берут:
- Фазовую принадлежность - подсистемы снабжения, производства, сбыта, переработки и утилизации отходов и др.;
- Функциональный признак - подсистемы реализации заказа, транспортировки, формирования запасов, складирования, упаковки, обслуживания клиентов, информационные и т.д.;
- Функции управления - подсистемы логистического планирования, логистического контроля, стратегического и оперативного логистического управления;
- Административно-территориальное деление - районные, городские, областные, республиканские;
- Отраслевые признаки: межотраслевые, отраслевые (машиностроительные, строительные, торговые и др.)
- Степен глобализации - государственные, межгосударственные, трансконтинентальные.
Выбор типа логистической системы зависит от комплекса выполняемых функций и критериев, которые ее характеризуют: степень надежности поставок; минимальная продолжительность транспортировки; минимальные транспортные расходы; гибкость системы; обеспечение хранения грузов; скорость обработки заказов; минимальные затраты на упаковку грузов; низкие расходы на страхование.
В современном развитии логистических систем выделяется ряд тенденций: во - первых, повышение уровня логистической кооперации, во-вторых, создание комплексных логистических систем, которые решают многие функциональные задачи.
2.2. Описание общепризнанных логистических систем
На практике используются следующие виды логистических систем:
- Just In Time
- MRP - Materials requirements planning
- DRP (distribution requirements planning)
- MRPII - Manufacturing resource planning
- ERP - Enterprise resource planning
- LEAN PRODUCTION
- SAP R/3
- CSRP - Customer Synchronized Resource Planning
- ROP, QR, CR, AR
- EOQ МОДЕЛЬ[10].
Основная идея концепции JUST IN TIME (JIT) состоит в том, что если логистическое расписание задано, то движение материальных потоков можно организовать таким образом , что материалы и компоненты будут поступать в нужном кол-ве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки. Это позволяет утверждать, что запасы материальных ресурсов не нужны. Таким образом, можно выделить два основных предположения данной концепции: возможно обеспечить поставку МР точно в заданный срок; возможно предсказать спрос на готовую продукцию хотя бы на срок поставки + срок производства;
Принципы функционирования JIT системы на примере системы KANBAN.
После исследования спроса формируется производственная программа. По этой программе подразделение, которое является последним в производственной цепочке (например, сборочный цех) получает заказ на сборку определенного количества готовой продукции. Тогда это подразделение отправляет свой заказ на комплектующие предыдущему в производственной цепочке подразделению и получает в указанный срок нужные комплектующие в заданном количестве (на один заказ). Если подразделений много, то процесс осуществления заказовитеративно повторяется, пока не будет сформирован заказ внешнему поставщику.
Система JIT широко используется в розничной торговле, так как повышает прибыльность розничных фирм, если они способны точно прогнозировать потребительский спрос. Однако в отраслях промышленности, которые производят сезонную продукцию, широко не используется.
Концепция MRP - Materials requirements planning имеет цели, среди которых удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю; поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции; планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств МР и запасов продукции за время, которое используется для планирования. Работа системы начинается с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые для удовлетворения потребностей производственного расписания количества материальных ресурсов.
Ядром MRP системы является программный комплекс, который и проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании базы данных о материальных ресурсах и их запасах, и на основании производственного расписания. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки материальных ресурсов по подразделениям, объемы и сроки поставок.
MRP системы используются, когда спрос на материальные ресурсы очень зависит от спроса потребителя на готовую продукцию, или когда надо работать с большой номенклатурой материальных ресурсов.
Логистическая концепция «Lean Production» является развитием подхода «just in time» и включает в себя такие элементы как системы KANBAN и MRP.
В плане логистики у данной системы следующие цели: высокие стандарты качества продукции; низкие производственные издержки; быстрое реагирование на потребительский спрос; короткое время переналадки оборудования.