Файл: Процессный подход к менеджменту. (ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
2.1. Особенности процессного подхода к менеджменту в ХХI веке.
2.2. Анализ функционирования процессного подхода в современных условиях.
Анализ процессного подхода на ОАО «ВОЛЖСКИЙ АБРАЗИВНЫЙ ЗАВОД»
Система менеджмента качества ОАО «Волжский абразивный завод» построена на основании требований МС ИСО 9001:2008 с применением процессного подхода, который обеспечивает непрерывность управления процессами в рамках системы, при условии их взаимодействия. На данном этапе своего развития на ОАО «Волжский абразивный завод» функционируют 12 процессов. К ним относятся: управляющие процессы, бизнес-процессы и поддерживающие процессы. Для анализа функционирования процессного подхода на ОАО «Волжский абразивный завод» был рассмотрен процесс А34 «Производство абразивного инструмента». Цель процесса А34 –производство абразивного инструмента на бакелитовой и керамической связках в соответствии с требованиями нормативной документации, договоров (контрактов) на поставку продукции и планами производства.
Владелец процесса – заместитель генерального директора по производству абразивного инструмента и огнеупорных изделий. Руководитель процесса – начальник производства абразивного инструмента. Ответственность за разработку, внедрение, внесение изменений в карту процесса, а также за мониторинг, измерение и оперативное управление процессом несёт руководитель процесса. Ответственность за выделение ресурсов, анализ результатов, улучшение процесса несёт владелец процесса.
Результативность– степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Измерение процесса осуществляется по критериям результативности (в соответствии со шкалой результативности):
–Критерий № 1. Превышение планового уровня материальных затрат в цеховых расходах. Это процент материальных затрат к установленному лимиту. Лимит оформляется на каждый месяц и утверждается генеральным директором.
– Критерий № 2. Фактический уровень технологических потерь абразивного инструмента на керамической связке с учётом исправления путём переточки на другие размеры. Этот критерий рассчитывается, как отношение количества несоответствующей продукции с учётом переточки к сумме количества годной продукции сданной на склад, снятой по акту и возвращённой с переточки.
– Критерий № 3. Фактический уровень технологических потерь абразивного инструмента на бакелитовой связке. Этот критерий рассчитывается, как отношение общего количества несоответствующей продукции в тоннах к количеству годной продукции сданной на склад плюс общее количества несоответствующей продукции.
Показатели критериев каждого месяца складываются, в результате чего получают процентную результативность. В зависимости от значения процесс оценивают по шкале (Таблица 1):
Таблица 1
Значение |
Шкала оценки результативности процессов: |
Более 95% |
Устойчивые положительные результаты. Процесс функционирует результативно. Необходимо наблюдение за процессом и разработка мероприятий по улучшению. |
От 80% до 95% |
Большинство результатов имеют положительную тенденцию, но имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует преимущественно результативно. Необходимо разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса. |
От 50% до 80% |
Большинство результатов не изменилось, имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует условно результативно. Необходима обязательная разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса. |
Ниже 50% |
Незаметные изменения, имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует нерезультативно. Необходим внеочередной анализ протекания процесса, разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса. |
При проведении анализа результативности процесса А34 за 2009-2011 гг. получены следующие данные (Рисунок 1):
Рисунок 1
На рисунке 1 представлены значения результативности процесса за каждый месяц с 2009 по 2011 года. Линии тренда – линейная результативность. Она наглядно демонстрирует тенденцию изменения данных. Если оценить данные в соответствии с таблицей 1, то практически 70% времени процесс показывает результат от 80 до 95%. Большинство результатов имеют положительную тенденцию, но имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует преимущественно результативно. Необходимо разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса. Линия тренда показывает динамику к уменьшению результативности процесса. В связи с этим можно прогнозировать и дальнейший спад. Соблюдение предприятием всех требований стандарта ИСО 9001 не достаточно для наилучшего эффекта от производства. С одной стороны необходимо ежеквартально внедрять мероприятия по улучшения процесса. Но с другой – необходимо пересмотреть сами критерия, которые существуют на предприятии. Их необходимо ужесточить, добавить новые или убрать старые, демонстрирующие ежемесячно положительные результаты. По графику видно, что конечная точка (декабрь 2011 года) находится на отметке в 100 процентов. Это подтверждает необходимость перемен в самих критериях.
Второй путь развития наилучшей эффективности и результативности процесса – это внедрение на предприятие бережливого производства. Основное положение данного принципа – всегда нужно стремиться устранить или ослабить негативные последствия семи главных источников непроизводительных затрат:
- лишних движений;
- лишних запасах;
- дефектах продукции;
- внутризаводских перевозках;
- перепроизводстве;
- простоях;
- избыточных обрабатывающих операциях.
Бережливое производство успешно применяется на российских предприятиях много лет. При устранении затрат, которые не создают ценности для клиента, достигаются следующие выгоды для компании: сокращается трудоёмкость изготовления изделия, что позволяет высвободить ресурсы для выполнения иных работ; уменьшается продолжительность выполнения отдельных работ; реорганизация производства по принципу «выполнять все точно вовремя»; сокращается время переналадки оборудования на 100 процентов; уменьшается объем незавершённого производства и запасов товарно-материальных ценностей; увеличивается оборачиваемость денежных средств.
Внедрение принципов бережливого производства, а также пересмотр имеющихся критериев результативности положительно скажется на предприятии ОАО «Волжский абразивный завод».
Вывод по главе 2.
Для эффективной реализации стратегии необходимо использовать процессный подход в качестве операционной основы (аллокации людей, использованию технологий и т.п.), и проектный – в качестве инструмента реализации трансформации. В современных организациях управление, основанное на проектах, очень логично входит в систему стратегического управления компанией, успешно сочетаясь с такими процессными инструментами, как система сбалансированных показателей. Соответственно, компании должны использовать оба подхода, но в разных сферах управления.
Заключение.
Так как целью любой предпринимательской деятельности есть максимизация прибыли, то возникает необходимость поиска путей достижения поставленной цели. Одним из таких путей есть оптимизация работы организации с целью сокращения издержек.
Наибольшую трудность в понимании, что такое Процессный подход к управлению вызывает само понятие Процесс. В русском языке это слово имеет слишком иного значений и оттенков. В терминах ISO 9000:2000: «Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая «входы» в «выходы». Определение слишком общее и неконкретное. Вкладывать в такое определение свой смысл, или применять его для нужд конкретной (своей) организации под силу далеко не каждому менеджеру. Данная статья предлагает вашему вниманию вариант структурирования и реализации процессного подхода к управлению организацией, разработанный автором на основе собственного опыта и знаний.