Файл: Проблема лидерства. стили руководства и их влияние на коллектив (Лидерский статус руководителя в современной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема лидерства существует еще с давних времен, она всегда была, есть и будет одной из самых актуальных и насущных тем, волнующих умы многих ученых: практиков и теоретиков. Данная тема и в наши дни обладает глобальным интересом. Способность объединять людей во благо общей миссии, вести за собой хоть «на край света», уверить в лучшем и светлом будущем - вот главные задачи настоящего лидера.

Лидерство - основной элемент результативного и эффективного руководства. Оно встречается там, где существуют устойчивые и сплоченные идеями объединения людей.

Несмотря на то, что многие видные ученые посвятили свои труды исследованию проблемы лидерства Альберт М., Ладанов И.Д., Лэнд П.Э. многие вопросы требуют дальнейшей теоретической и практической разработки.

Цель исследования – выявить стиль руководства и его влияние на коллектив.

Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:

- изучить лидерский статус руководителя в современной организации;

- рассмотреть стили руководства и их влияние на коллектив;

- изучить проблемы лидерства и руководства;

- оценить стиля руководства в организации;

- дать рекомендации по оптимизации деятельности руководителя.

Объектом исследования является – менеджер организации.

Предмет исследования – лидерство, как основополагающая роль менеджера, и ее реализация в управленческой деятельности.

Для написания курсовой работы была изучена учебная и специальная литература по организационному поведению, менеджменту, управлению персоналом, тесты, периодические издания, а также информационные ресурсы сети Интернет.

Глава 1. Основные аспекты лидерства в организации

1.1. Лидерский статус руководителя в современной организации

Лидерство и руководство – это понятия, которые лежат в основе эффективного управления организацией. Актуальность выбранной темы заключается в том, что главными управленческими функциями считается лидерская и административная. Не всем удается успешно совмещать их.


Реализация данных функций – это основа существования организации, но зачастую они делятся между разными людьми. В современной, успешной организации руководитель должен уметь совмещать их в себе как качества и умения менеджера, так и навыки лидера. Понятия «лидер» и «руководитель» в психологии имеют индивидуальную роль. «Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности» [11, с.189].

«Лидер – член группы, за которым она признает право принимать решение в значимых для нее ситуациях; индивид, который способен играть центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе» [11, с.189].

Природа лидерства неразделимо связана с управлением. Лидерство – нестандартный тип отношения управления. В большинстве случаев, он заключается в процессе социального взаимодействия в управляемой организации. Здесь требуется высокий уровень взаимозависимости участников.

Отличительной чертой лидерства является то, что оно возникает стихийно и является менее стабильным, а также в нем предполагаются последователи, а не подчиненные, как в управлении. Лидер выдвигается неофициально и является инноватором, он вдохновляет людей на определенные действия, использует их эмоции. Руководитель или менеджер, в свою очередь, назначается высшим руководством. Он занимает свой пост независимо от того, воспринимают его или нет в этой роли подчиненные. Менеджер работает по целям других, его задача поручать и контролировать, используя доводы и не отходить от существующего плана.

Управленческая практика показывает, что эффективный руководитель зачастую является одновременно лидером организации, т.е. можно сказать, что существует некая управленческая технология, которой необходимо владеть руководителю, а именно: собственное видение ситуации, лидерские черты, потенциал, реализация посредством делегирования полномочий, т.к. все это носит поступательно – циклический характер [7, с.32].

Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями руководителя. В этом случае проявляется формальное лидерство. Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Рассмотрим лидерские качества настоящего руководителя на схеме, приведенной ниже (рис.1).

Рисунок 1 – Лидерские качества руководителя

Из данной схемы видно, что главная задача руководителя, как истинного лидера, состоит в том, чтобы используя труд других людей, добиваться успешной работы коллектива с помощью сотрудничества и мотивирования, не используя метод запугивания.


Результативность деятельности лидера оценивается его способностью регулировать конфликты, происходящие внутри организации. Именно это регулирование складывается из последовательных действий лидера, который стремится оказать положительное влияние на ситуацию, вызвавшую конфликт, на его участников и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов [8, с.45].

Учитывая характер конфликта, и беря во внимание особенности его участников, лидер может выбирать роль судьи или посредника. Успешная и эффективная работа организации, в первую очередь зависит от проблемы выбора лидера. С одной стороны, лидерство – это наличие определенного набора качеств, которые приписываются тем, кто может успешно оказывать влияние и воздействовать на других. С другой стороны, лидерство является процессом преимущественно не силового воздействия в направлении достижения организацией своих целей.

Лидерство представляет собой специфический тип управленческого воздействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей [2,с.17].

Делая вывод, можно сказать о том, что для того, чтобы деятельность организации была успешной, руководитель должен уделять много времени поиску лидеров организации, способствовать развитию их потенциала и давать возможность реализовывать свои идеи.

Лидерский потенциал – это залог успешной деятельности компании. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но также атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.

1.2. Стили руководства и их влияние на коллектив

Высшая точка успешной карьеры – это должность руководителя. Мы с завистью смотрим на тех людей, которые всегда оказываются в центре внимания, в центре событий и думаем о них как о прирожденных лидерах.

Но не всегда прирожденный лидер становится хорошим руководителем, и наоборот, хороший руководитель не всегда является лидером.

Лидерство и руководство – разные понятия. Лидерство является психологической характеристикой поведения группы людей, а руководство – это социальная характеристика отношений в группе, причем эти отношения регламентированы правовым законодательством [4, с.52].


Руководитель – это человек, направляющий работу других. Он несет ответственность за ее результат. Определяет порядок и последовательность выполнения работы. С подчиненными общается только по теме и в установленных рамках. Лидер воодушевляет людей, открывает новые горизонты и вселяет энтузиазм в работников [2, с.19].

Влияние на людей через способности и умения является неформальным лидерством, с позиции занимаемой должности, официального положения в организации – формальное лидерство.

Формальный лидер обладает официальными полномочиями и действует в конкретной отведенной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей благодаря своим деловым и личным качествам. Неформальный лидер выдвигается «снизу», а формальный лидер - руководитель – «сверху».

В целом, лидерство представляет собой отношения превосходства и подчинения, возникающие в ходе внутригрупповых межличностных контактов, в то время как руководство относится к обеспечению функционирования группы. В процессе сравнения этих понятий выявляется ряд отличий: лидер регулирует взаимоотношения участников группы, складывающиеся на межличностном уровне, а руководитель- на формальном уровне внутри организации;

Рассмотрим, что отличает успешные организации от остальных в современном мире. Это эффективное и динамичное лидерство. Однако часто происходит нехватка людей, наделенных качествами истинного лидера. Менеджеры, которые могут существенно способствовать росту организации, иногда являются самым скудным ресурсом. Следовательно, со всех сторон наблюдается постоянный поиск людей, которые обладают необходимой способностью проявлять себя в самых экстренных и непредвиденных ситуациях.

В организации, где есть вера в способности официальных лидеров, сотрудники будут опираться на них по нескольким вещам. Во время радикальных изменений от лидера ждут эффективного и разумного планирования, уверенного принятия решений, а также регулярного, плотного общения, которое является своевременным [6, с.89].

Кроме того, в периоды перемен сотрудники будут воспринимать лидерство как поддерживающее, заинтересованное и приверженное своему благополучию, и в то же время признавать необходимость принятия жесткого и бескомпромиссного решения. В любой организации должна существовать атмосфера доверия между лидером и остальной частью команды. Такая атмосфера дает надежду на светлое будущее фирмы и значительно облегчает ряд определенных задач, помогает справиться с кризисом.


В организациях, характеризующихся плохим лидерством, сотрудники не ожидают ничего позитивного. В атмосфере недоверия сотрудники узнают, что лидеры будут действовать неразрешимыми способами и способами, которые, похоже, не в чьих-либо интересах. Плохое лидерство означает отсутствие надежды, и в скором времени приводит к тому, что организация становится полностью не функционирующей.

Лидерство до, во время и после внесения изменений - это ключ к прохождению через болото. К сожалению, если вы не установили послужной список эффективного руководства, к тому времени, когда приходится сталкиваться с трудными изменениями, может быть, слишком поздно [8, с.63].

Лидерству присуще три стиля руководства: авторитарный, демократический и пассивный.

Авторитарный стиль руководства сохраняет основной акцент на различии авторитарного лидера и его последователей. Эти типы лидеров гарантируют создание отличных профессиональных отношений.

Авторитарные лидеры сосредоточены на эффективности, поскольку другие стили, такие как демократический стиль, могут рассматриваться как препятствие на пути прогресса.

Демократический стиль руководства состоит в том, что лидер делится с членами группы способностями принимать решения, продвигая интересы членов группы и практикуя социальное равенство. Демократический стиль предполагает, что каждый человек в силу своего статуса должен принимать участие в принятии решений группой.

Однако демократический стиль руководства по-прежнему требует руководства и контроля со стороны конкретного лидера. Демократический стиль требует от лидера принятия решений о том, к кому следует обратиться в рамках группы и кому предоставляется право участвовать в принятии решений, голосовать и выполнять разные важные поручения. Пассивного лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. 

Различия между лидером и руководителем хорошо описал Уоррен Беннис [10]:

1. Р. – управляет, Л.- изменяет и совершенствует

2. Р. – это копия, Л. – это оригинал

3. Р. – поддерживает, Л. – развивается.

4. Р. – фокусируется на системах и структуре, Л. – на людях

5. Р. – полагается на контроль, Л. – внушает доверие

6. Замысел у Р. – Краткосрочный, у Л. – далекие перспективы

7. Р. – Всегда смотрит на нижнюю строчку «Итого», а Л. – Поднимает глаза на горизонт.

8. Р. подражает, а лидер – создает.

9. Р. делает все правильно, Л. делает правильные вещи.

Хорошо, если руководство и лидерство идет рука об руку [10].