Файл: Особенности продвижения туристических продуктов на примере инсайд-туров.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы деверсификации предприятия туризма
1.1 Понятие и виды диверсификации бизнеса
1.2 Особенности продвижения туристических продуктов на примере инсайд-туров
Глава 2 Анализ деятельности ООО Компания «Меридиан-Томск»
2.1 Характеристика предприятия
3.1 Обоснование диверсификации бизнеса туристической компании
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие индустрии туризма является в последние годы общемировой тенденцией. Интерес, проявляемый к развитию индустрии туризма, связан не только с тем, что отрасль динамично развивается, но и с тем, что успешное развитие туризма оказывает влияние практически на все ключевые секторы экономики. Задачей деятельности туристических фирм и целой сети турагентств является организация комплексного обслуживания туристов. Услуги в туризме разнообразны: перевозки, размещение, питание, экскурсии, развлекательные и бытовые услуги и т. д.
Финансовый кризис затронул все сферы экономики, в том числе туризм, не обошел он стороной и туристический бизнес России. В 2014 году, на российском туристском рынке сложилась ситуация, когда из-за санкционного давления на экономику, снижения мировых цен на нефть и девальвации российской валюты, объемы продаж в туристской отрасли упали в 3-5 раз. До наступления кризиса и влияния геополитических рисков на российскую валюту, туристский рынок России характеризовался значительным преобладанием выездного туризма над внутренним и въездным. Тем не менее череда веерных банкротств туроператоров, начавшаяся в июле 2014 г. и повлекшая за собой разбалансированность туристского рынка, подрыв доверия потребителей к туризму как отрасли, показала, что российским компаниям необходимо проводить переориентацию бизнеса на внутренний туризм. Поэтому проблема диверсификации бизнеса туристических компаний, ориентированных на массовый туризм, приобретает все большую актуальность.
Проблемы разработки мероприятий по диверсификации бизнеса компаний отражены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей и ученых как: Виноградова Н.В., Друри К., Землянского Ф.Т., Казинец И.Л., Краснова С.Е., Керашева М.А., Лебединского Ю.П., Опацкого Л.В., Орлова С.А., Святенко М.М., Сингур Г. Н, Филатова К.Е., И. Ансоффа, Я Корнай, Г. Кунца, П. Друкера, Ф. Котлера, Б. Карлофа, К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю, П. Хэйне, В. Леонтьева, Е. Дихтля, Х. Хершгена и многих других.
Тем не менее, что касается туристической отрасли, проблемы диверсификации бизнеса в научной литературе не разработаны, что подтверждает значимость выбора проблемы исследования.
Цель работы – рассмотреть направления диверсификации бизнеса на примере ООО Компания «Меридиан-Томск».
В соответствии с поставленной целью в рамках работы необходимо последовательно решит следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические основы деверсификации предприятия туризма.
- Проанализировать деятельность ООО Компания «Меридиан-Томск».
- Разработать проект по диверсификации бизнеса ООО Компания «Меридиан-Томск» путем ориентации на межрегиональный инкаминг.
Объектом исследования является ООО Компания «Меридиан-Томск».
Предмет исследования – оценка возможностей и перспектив диверсификации бизнеса туристической компании.
Для реализации поставленных задач в работе использованы следующие методы: табличный метод подсчета структурных изменений в составе показателей; графический метод, наглядно и доходчиво выражающий развитие изучаемого явления; интервьюирование; анализ эмпирических материалов; синтез теоретических и эмпирических материалов.
Глава 1 Теоретические основы деверсификации предприятия туризма
1.1 Понятие и виды диверсификации бизнеса
Избыточное увлечение диверсификацией, сопровождающееся неоправданной ломкой сложившихся структур и методов управления на предприятиях и снижением общего уровня квалификации управленческого персонала, оказалось в той же мере опасным, как и чрезмерная специализация.
В экономической литературе встречается большое множество определений диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация такая концепция, которой нельзя дать однозначное определение. Экономический словарь дает следующее определение диверсификации. «Диверсификация (изменение, разнообразие, ориентир), расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями» [11]. Похожие определения приводятся и другими экономистами. Ф.Е. Удалов и О.Ф. Удалов в своей монографии «Управление и конверсия: проблемы и перспективы» дают следующее определение: «Под диверсификацией производства понимается его направленность на многономенклатурный выпуск продукции. Диверсификация - это расширение номенклатуры товаров или, образно говоря, «мина под монопродукт» [17]. В.Н. Павлова в книге «Финансы предприятий» приводит следующее определение: «Диверсификация - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг» [9].
Эти определения содержат в себе двойственность и не дают точного разграничения, что же такое диверсификация - ориентация, направленность или действие, процесс. Если рассматривать диверсификацию как ориентацию, направленность, то становится невозможно описать механизм ее действия, а такие выражения, как диверсифицировать производство, процесс диверсификации теряют всякий смысл. С другой стороны, в случае, если рассматривать диверсификацию только как процесс, действие теряется связь с общей стратегией предприятия. Очевидно, также стоит вводить уточнения понятию диверсификации, такие как диверсификация производства, диверсификация кредитного портфеля и так далее.
Одной из проблем, связанных с определением понятия диверсификация, является проблема, состоящая в том, какое освоение новой продукции принимать за диверсификацию производства, а какое не принимать. Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом [4], уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: «Диверсификация - это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».
В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация.
Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции.
Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это - диверсифицированная компания.
Приведенная классификация относится только к выпущенным на данный момент продуктам или услугам и не затрагивает изменений продукта или услуг. В условиях рынка отнесение предприятия к тому или иному типу абсолютно на данный момент и относительно в длительной перспективе, так как с течением времени специализированное предприятие может быть преобразовано в диверсифицированное и наоборот.
В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы. И. Ансофф считает, что основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности.
Все причины диверсификации вызваны одним - повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.
Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное «прикрытие» неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля.
Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании.
Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут содержать один из нижеперечисленных методов.
1. Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.
2. Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции.
3. Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию.
Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и на вновь образовавшуюся компанию.
4. Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.
5. Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как непосредственное участие либо как контроль над другой компанией, но тем не менее присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура.
6. Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами.
В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию [25].
7. Оказание поддержки оператору или потребителю в изменении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в санаторно-курортном комплексе можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор.
Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).
Что касается отрасли туризма, то структура турпродукта состоит из основного продукта (та услуга, которую желает приобрести клиент и которой занимается туристская организация), дополнительных услуг (услуги, позволяющие увеличить полезность и привлекательность основной услуги для клиента) и системы предоставления услуг. Совершенствование основного ведет к значительным финансовым вложениям, что часто не по средствам мелким и средним предприятиям отрасли. Следовательно, упор делается на предоставлении более широкого спектра дополнительных услуг с целью повышения ценности конечного продукта – туруслуги - в глазах потребителей. При этом, согласно научным исследованиям, вся совокупность дополнительных услуг по отношению к ним клиентов в общем виде делится на две группы: факторы гигиены (своевременный вылет, сохранность багажа, квалифицированный экипаж, точная информация о задержках рейса и др.) и факторы усиления (это факторы равенства – фирма соответствует среднему уровню обслуживания на рынке и факторы превосходства – наличие уникального турпродукта). Для предприятий индустрии туризма важным остается вопрос управления спросом на туруслуги и их диверсификация для поддержания необходимого уровня рентабельности деятельности предприятий в период межсезонья. При этом механизм взаимодействия спроса и предложения на услуги характеризуется следующими особенностями: