Файл: Понятие и сущность аудиторской деятельности, как вида предпринимательства.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВИДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и сущность аудиторской деятельности как вида предпринимательства
1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. Характеристика видов аудита
Сопутствующие аудиту работы и услуги являются предпринимательской деятельностью аудиторов или аудиторских организаций. Они включают такие направления, как: бухгалтерские и консультационные услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, которые не являются собственно аудитом; обучение и прочие услуги аудиторского профиля. Для проведения всех этих видов деятельности исполнитель должен быть компетентен в собственно аудите, бухгалтерском учете, контроле и анализе хозяйственной деятельности, финансах и экономике в целом, хозяйственном праве, налогообложении.
Аудитор должен решить следующие задачи:
1) оценить уровень бухгалтерского учета, квалификацию учетных кадров, качество обработки информации (прежде всего первичных документов), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
2) оказать помощь предприятию, дав рекомендации по устранению недостатков, повлиявших на финансовые результаты, и сказавшихся на достоверности показателей отчетности;
3) оценить будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат, но и сориентировать руководство проверяемой организации на прошлые факты и существующие в данный момент положения.
4) оказать помощь предприятию в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Существует несколько определенных правил, которые касаются деятельности аудиторов:
- хозяйственные субъекты свободны в выборе аудиторов (аудиторской фирмы);
- аудитор сам выбирает своего клиента и может быть независим от указаний каких-либо государственных органов, так как заключаются договорные отношения между аудитором и клиентом;
- имеется возможность в отказе клиенту, до устранения отмеченных недостатков, в выдаче аудиторского заключения;
- аудиторская проверка невозможна при родственных или деловых отношениях с клиентом, которые превышают договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
- заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг аудиторам и аудиторским фирмам запрещено.
Все вышеизложенное позволяет сказать, что аудиторская деятельность осуществляется с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций норм. Аудиторская деятельность является предпринимательской деятельностью по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта стран, в которых этот вид деятельности существует десятки и сотни лет.
В мировой практике выделяют две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая распространена в Австрии, Франции, Испании, ФРГ - таких европейских странах, где аудиторская деятельность регламентируется централизованными органами, которые фактически осуществляют государственный контроль аудиторской деятельности.
Вторая концепция развита в Великобритании и США - англоязычных странах, где аудиторская деятельность саморегулируется определенным образом. Аудит в этих странах ориентирован, преимущественно, на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. В этих странах аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России нормативное регулирование аудиторской деятельности включает четыре основных уровня и, в связи с этим, представляется многоуровневой системой. Уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности.
Первый уровень правового регулирования – законодательный, включает:
Нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 31.12.2017)[7], который определяет правовые основы проведения независимой аудиторской проверки достоверности финансовой отчетности организаций, предприятий, компаний и других юридических лиц; устанавливает порядок приобретения права осуществлять аудиторскую деятельность коммерческими организациями и физическими лицами, и внесения сведений о них в реестр Саморегулируемой организации аудиторов (СОР). Закон определяет, так же, права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц; устанавливает основания для проведения обязательного ежегодного аудита, определяет состав сведений, которые заносятся в аудиторское заключение, устанавливает требования к порядку подписания аудиторского заключения в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Кроме того, закон устанавливает требования к составу, квалификации и деловой репутации аудиторов, качеству работы, к формированию уставного капитала Саморегулирующих организаций аудиторов.
Среди законов следует так же назвать:
Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [8]
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) [9]
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017)[10]
Второй уровень правового регулирования называется нормативным. Среди документов второго уровня можно назвать документы, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, являющиеся обязательными для исполнения субъектами рынка.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» от 11.06.2015 N 576 (ред. от 31.07.2017)[11] (Приложение 1)
Приказ Минфина России «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» от 24.10.2016 N 192н (ред. от 30.11.2016)[12] (Приложение 2).
Приказ Минфина России «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» от 09.11.2016 N 207н [13] (Приложение 3)
Приказ Минфина России «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг» от 09.03.2017 N 33н [14].
Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, которое утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 01.06.1994[15];
Кодекс профессиональной этики аудиторов, который одобрен Советом по аудиторской деятельности Минфина России 22 марта 2012 г. протокол N 4[16].
Третий уровень правового регулирования назван методологическим. Он включает нормативные акты министерств и ведомств, которые устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита в конкретных отраслях, организациях, в отдельных вопросах налогообложения, финансах, бухгалтерском учете, хозяйственном праве.
Здесь следует назвать такие документы, как:
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 31.12.2017) [17];
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017) [18];
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 07.03.2018)[19];
Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 № 3085-1 (ред. от 02.07.2013) [20];
Приказ Минфина России «Об утверждении порядка создания единой аттестационной комиссии» от 27 мая 2010 г. № 51н [21] ;
Приказ Минфина России «Об утверждении положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» от 19 марта 2013 г. № 32н (ред. от 17.01.2017) [22];
Приказ Минфина России «Об утверждении порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора» от 6 декабря 2010 г. № 161н [23];
Методические рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России
Четвертый уровень правового регулирования – внутрифирменный. Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
Анализ действующих нормативно-правовых актов показал, что они регламентируют различные вопросы аудиторской деятельности.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Классификация аудита
Классификация видов аудиторских услуг на основе различных классификационных признаков, поможет понять цели, задачи и функции аудиторской деятельности. В Приложении 5 представлены различные виды аудиторских услуг.
Теория аудита на Западе рассматривает лишь такие виды аудита, как:
- проверку любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности, то есть операционный аудит.
- проверку финансовых средств, соблюдения принципов и требований ведения бухгалтерского учета, так называемый финансовый аудит.
- определение соблюдения в хозяйственной системе специфических процедур или правил, которые предписаны персоналу вышестоящим руководством (администрацией), а также (если есть такой заказ от клиента) действующими нормативными актами, то есть аудит на соответствие.
- проверку составления официального заключения относительно надежности информации, представляемой другой стороне, так называемый специальный аудит.
Каждый из указанных видов аудита может быть осуществлен у любого экономического субъекта, как в рамках внутреннего, так и внешнего (независимого) аудита; как обязательная или инициативная аудиторская проверка[24].
Операционный аудит иногда называют аудитом эффективности работы или деятельности администрации и используют для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать при контроле выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы предприятия и др.
Аудит финансовой отчетности представляет собой сбор информации, которая касается представленной финансовой отчетности и определение степени достоверности этой информации общепринятым принципам бухгалтерского учета.
Аудит на соответствие требованиям предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на операции или отчеты.
Аудит бухгалтерской отчетности может проводиться независимыми от проверяемого экономического субъекта аудиторами, хотя им нанятыми и оплачиваемыми. Независимость аудитора предполагает, что на его мнение не может быть кем-либо оказано влияние. Аудит бухгалтерской отчетности выявляет согласование сводной бухгалтерской отчетности (проверяемой поддающейся количественной оценке информации) с определенными критериями, такими как действующее законодательство и различные инструкции по бухгалтерскому учету (На Западе GAAP). Широко применяется практика проведения аудита бухгалтерской отчетности, включающей бухгалтерский баланс и приложения к нему, а также сопутствующие документы (справки, расшифровки, объяснительные записки, на которые в них имеются ссылки), на основе информации о движении денежных средств, либо другой основе, которые свойственны бухгалтерии проверяемой хозяйственной системы. Во всех последующих исследованиях, кроме специально оговоренных случаев, под аудитом понимается именно аудит завершенной бухгалтерской отчетности.