Файл: Порядок организации работы по ведению кассовых операций в коммерческом банке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Любой организации, обратившейся в банк, наличные деньги выдаются по денежному чеку, которая оформлена этой организацией. Организация должна предъявить бухгалтерскому работнику кредитной организации, ВСП (за исключением обменного пункта) денежный чек накануне дня или в день получения наличных денег.

Денежный чек – это бланк строгой отчетности, который оформляется самим клиентом о получении чековой книжки из банка.[3,с.76]

После проверки и оформления бухгалтерскими работниками расходный кассовый документ внутренним порядком передается кассовому работнику. После чего работник кассы, получив расходный кассовый документ, выполняет следующие действия:

  • проверяет наличие подписей бухгалтерских работников, проверивших и оформивших расходный кассовый документ, и соответствие этих подписей имеющимся образцам;
  • сверяет соответствие сумм наличных денег, проставленных в расходном кассовом документе, цифрами и прописью;
  • проверяет наличие на расходном кассовом документе данных предъявленного клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность);
  • подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и уточняет у клиента сумму получаемых наличных денег;
  • сверяет номер контрольной марки, отрывного талона с номером на расходном кассовом документе и приклеивает контрольную марку, отрывной талон к расходному кассовому документу (если контрольная марка, отрывной талон отделялись от расходного кассового документа);
  • передает клиенту расходный кассовый документ для его подписания;
  • пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег под наблюдением клиента таким образом, чтобы клиент мог видеть количество пересчитываемых банкнот Банка России, монет Банка России и их номиналы, сверяет его подпись в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность, выдает наличные деньги, проставляет оттиск штампа кассы на расходном кассовом документе и подписывает его.[3,с. 76]

Кассовый работник выдает клиенту банкноты Банка России полными и неполными пачками по указанным на верхних накладках пачек банкнот суммам, отдельные корешки, банкноты Банка России полистным пересчетом, монету Банка России - полными и неполными мешками с монетой по надписям на ярлыках к мешкам с монетой, отдельные монеты Банка России - поштучным пересчетом.


Кассовый работник может выдавать организации наличные деньги, предварительно упакованные в сумку. Сумка с наличными деньгами выдается организации по надписям на ярлыке к сумке с наличными деньгами, заранее проверив целостность сумки и пломбы.[15,с.89]

Осуществление операций не допускается в том случае, когда клиент, не внося наличные деньги, предъявляет одновременно расходный кассовый документ и приходный кассовый документ.

Прием организацией сумок с предварительно подготовленными наличными деньгами осуществляется по надписям на ярлыках к сумкам с наличными деньгами с проверкой целости сумок и пломб, наличия необходимых реквизитов на пломбах и ярлыках к сумкам с наличными деньгами.[9,с.56]

Клиент может в индивидуальных кабинах, расположенных при кассах, в которых осуществляются прием, выдача наличных денег, или помещении для пересчета наличных денег клиентами пересчитать полистно, поштучно получаемые наличные деньги, упакованные в пачки банкнот, мешки с монетой, сумки с наличными деньгами. Доставка клиентом наличных денег в указанное помещение и их пересчет осуществляются в присутствии контролирующего работника. [15, с.67]

При полистном, поштучном пересчете наличных денег клиентом верхняя и нижняя накладки от пачек банкнот, бандероли от корешков, обвязка с пломбой (полиэтиленовая упаковка) от пачек банкнот, ярлыки от мешков с монетой, сумок с наличными деньгами, пломба (обвязка с пломбой от мешков с монетой, сумок с наличными деньгами) сохраняются до окончания пересчета всей пачки банкнот, мешка с монетой или сумки с наличными деньгами. На выявленные в результате пересчета клиентом пачек банкнот, мешков с монетой излишек или недостачу наличных денег контролирующим работником составляется в одном экземпляре акт об излишках, недостачах, сомнительных банкнот(ах)/монеты(ах) в пачках/мешках, из сумок с наличными деньгами - в одном экземпляре акт пересчета.[15,с.78]

Излишняя сумма наличных денег изымается у клиента, недостающая сумма наличных денег выдается клиенту. Акт, акт пересчета передаются кассовым, контролирующим работником заведующему кассой.

  1. Мероприятия по совершенствованию кассовых операций в ПАО «Сбербанк России»

    1. Основные направления совершенствования кассовых операций


Проведение ряда мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрению современных технологий и методов передачи информации, повышению защищенности информационных систем, обеспечению эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов, является одним из приоритетных направлений совершенствования платежной системы. [15, с.29] Унифицированные форматы электронных документов, вот что хочет разработать и воплотить в жизнь банковская система, используются эти форматы при проведении расчетов.

Идёт целенаправленная работа по развитию межбанковских расчетов в России. Межбанковские расчёты созданы для экономии времени клиентов. Этот вид операции нашёл широкое распространение в нашей стране и называются такого вида операции клирингом.

Клиринг – способ регулирования безналичных расчетов, который основывается на определении и зачете взаимных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказанные услуги с последующим переводом сальдо. [1,с.88] В банковской системе такого вида операции занимают не последнее место. Так как концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, прервать цепочку неплатежей, достичь экономия платежных средств на сумму зачтенного оборота, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими. Самый главный результат при этих операциях – это упрощение, удешевление и ускорение расчетов, сохранение имеющейся денежной наличности, то есть кассовой. Это всё позволяет повысить уровень прибыльности и ликвидности участников.

Функция зачета взаимных требований кредиторов друг другу заключается в том, что равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу. Большинство предприниматели зачеты организуют с участием банка, но это необязательное условие зачёта, так как возможна их организация между предприятиями, следовательно эта операция будет происходить без ведома банка. В последнем случае банк предпринимателю предоставляет поручение или чек на сумму незачёта. Клиринг наибольшее распространение получил в таких областях: товарный рынок, фондовый рынок и банковское дело. В этих сферах клиринг упорядочивает и упрощает подсчет позиций каждого участника, снижает риски недоставки или неуплаты.[9, с.56]

Клиринг является неотъемлемой функцией для банков, прежде всего, как способ уменьшения потребности в средствах платежа и упрощения обмена встречными платежами. Платежные расчёты могут производиться либо на валовой, либо на чистой основе. Валовой основа расчёта предполагает собой, что зачисление и списание средств по счетам в банках производится последовательно по каждому расчетному инструменту. Платежи исполняются по мере их поступления. Выделяют два основных вида систем брутто-расчетов: системы, осуществляющие непрерывное исполнение поступающих платежей, т.е. в режиме реального времени, и системы, в которых исполнение платежа осуществляется в определенное время, т.е. в дискретном режиме.[9,c.67]


В России на сегодняшний день приняты и функционируют две базовые модели клиринга.

Первая модель - клиринг с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. На начало операционного дня все участники должны иметь на корсчетах в Московском клиринговом центре средства в объеме, необходимом для клиринга; расчетные операции проводятся в пределах кредитного остатка на счете соответствующего участника; после завершения клирингового цикла участники-дебиторы должны покрыть дебетовые остатки по взаимозачету. В последующем участникам будет предоставляться овердрафт за счет средств резервного фонда оплаты.

Вторая модель - клиринг без депонирования средств на счетах участников в клиринговом учреждении. Каждому банку-участнику здесь открывают корсчет, необходимый только для учета обязательств, деньги на нем, по сути, отсутствуют; на основе поступающих и обрабатываемых документов палата ведет учет взаимных обязательств банков-участников; рассчитывается конечное сальдо, которое передается на основные корсчета банков в ЦБ РФ.[15,c.27]

Большое значение в деятельности российских банков занимают такого вида операции: международные, расчетные, валютные, кредитные. Эти операции осуществляются через крупные банки, которые выступают в качестве организаторов и исполнителей данных операций, кредиторов, заемщиков, гарантов и консультантов клиентов.

Минимизация остатков денежных средств в кассе;

Включение данного направления в мероприятия по совершенствованию кассовых операций связано с тем, что кассовые резервы есть фактическая иммобилизация ресурсов банка. Доходность кредитных операций в 1,5 раза выше, чем доходность от расчетных операций по кассе. В связи с этим, необходимо уменьшение остатка по кассе (с учетом соблюдения нормативов), что позволит увеличить процентные доходы.

Организация системы безналичных платежей через пластиковые карты.

На сегодняшний день большинство кредитов, получаемых клиентами банка, выдаются им в наличной форме. Некоторыми недостатками данного подхода является в следующем:

банк автоматически лишается части активов;

бывает необходимость того, чтобы задействовать в процессе выдачи кредита кассовых работников, что означает также накладные расходы на проведение данной операции в виде зарплаты кассиров;

лучшим решением всех задач для банка является внедрение безналичной выдачи кредита на пластиковую карту с тем условием, чтобы клиент имел возможность снятия кредита в банкоматах банка. Это позволит как разгрузить кассу банка, так и снизит отток ресурсов из банка;


произойдёт минимизация остатков средств в банкоматах;

внедрение системы снятия средств по корпоративным картам.[15,c.15]

С целью уменьшения объёмов работы кассы, а также снижения накладных расходов, предлагается рассмотреть возможность внедрения системы выдачи наличных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям через корпоративные пластиковые карты. Данное предложение направлено на уменьшение объёмов ручной работы персонала банка, прежде всего - операционного отдела, а также на повышение качества услуг, предоставляемых банком своим клиентам. Достоинством такого подхода является то, что для снятия денег клиенты могут самостоятельно перечислять средства на картсчет, указывая необходимые реквизиты. Снятие будет происходить в момент, удобный для клиента, кроме того, снятие может производиться (с уплатой комиссионных), даже в чужом банкомате в другом городе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  В заключение хочу сказать, что кассовые операции - операции по приему и выдаче наличных денежных средств. В широком смысле кассовые операции - это операции, которые связаны с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах коммерческого банка и счетах клиентов коммерческого банка.

Кассовые подразделения банков создаются для комплексного кассового обслуживания клиентов, как юридических, так и физических лиц и обработки денежной наличности.

Кассовые операции на территории РФ, на данном этапе, регламентируется Положением ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации № 318-П. [16]

Виды кассовых операций:

  • прием денежной наличности;
  • выдача денежной наличности;
  • кассовое обслуживание банкоматов, касс вне банка, обменных пунктов;
  • кассовое обслуживание в РКЦ;
  • доставка и инкассация денежных средств и ценностей;
  • хранение ценностей.

Существуют три способа обработки наличности, всё зависит от того, участвует ли персонал банка:

  • ручная;
  • автоматизированная;
  • автоматическая.

С целью повышения эффективности использования наличных денежных средств банка, мною были выделены такого рода мероприятия, которые состоят:

  • минимизация остатков денежных средств в кассе;
  • организация системы безналичных платежей через пластиковые карты;
  • минимизация остатков средств в банкоматах;
  • внедрение системы снятия средств по корпоративным картам.