Файл: Страховые пособия по беременности и родам(Возникновение и правовое регулирование особенностей выплаты пособий по беременности и родам).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современной России одна из самых важных проблем - демографическая. Политика государства уже много лет направлена на повышение рождаемости в стране, в том числе, на повышение материальной заинтересованности женщин в рождении детей. Отказ от рождения второго и далее ребенка зачастую связан с отсутствием или недостатком финансовых возможностей родителей.

В этой связи актуальным является право на получение женщинами пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком

После появления новорожденного на свет государство выплачивает молодой матери пособия на малыша. Такие деньги необходимы для каждой семьи, ведь для ухода за новорожденным требуется немаленький бюджет. Стоит знать, что в каждой стране и регионе эти выплаты отличаются друг от друга. Но если говорить о России, то при рождении ребенка, матери положено пособие по беременности и родам в 2018 году и начисления до полутора лет.

Целью курсовой работы является исследование порядка выплаты социальных пособий по беременности и родам. .

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю возникновения пособий по беременности и родам;

- провести сравнительный анализ законодательства о декретном отпуске в России и за рубежом;

- рассмотреть сущность социальных пособий по беременности и родам и особенности их расчета;

- исследовать типы пособий по беременности и родам.

Объектом изучения являются пособия по беременности и родам.

Предметом изучения являются общественные отношения, связанные с реализацией пособий по беременности и родам.

Вопросы, связанные с исследованием детских пособий разработаны, по-разному. В тоже время важность исследования этих вопросов подчеркивают многие ученые. В частности этим вопросам посвящены работы Галаганова В.П., Загоровского А.И., Королев Ю.А. и других.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения.

1 Возникновение и правовое регулирование особенностей выплаты пособий по беременности и родам


1.1 История возникновения пособий по беременности и родам

В 19 веке в России право на получение работы для женщин имело свои специфические особенности. В связи с развитием капиталистического производства владельцы фабрик охотно устраивали женщин на работу. Согласно статистическим данным, к началу 90х годов 19 века в текстильной промышленности было занято около 160 тысяч женщин, что составляло 80% всех трудящихся женщин. Кроме того, отсутствовали нормативы об охране труда, уровень заработной платы женщин был значительно ниже мужского. Характерной особенностью правового статуса женщины в России на тот момент являлось отсутствие законодательства об охране материнства и младенчества[1].

Появление новых экономических отношений, в связи с отменой крепостного права, значительным образом повлияло на политическое и нравственное состояние всех слоев населения. И уже в 60-е годы 19-го столетия впервые появилась основа для самоорганизации женщин. Появлялось множество женских движений, основными лозунгами которых являлись: охрана женского труда, борьба за восьмичасовой рабочий день, а также принятие законов об охране материнства и младенчества.

Так, в России после революции 1917 года социальное равенство женщин стало являться один их самых важных принципов переустройства всей страны.

В начале 20 века закладываются основы международно-правовой защиты материнства и детства. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 г., закрепила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Правовые нормы о защите материнства и детства отражаются в более чем 30 международных актах. Законодательство об охране здоровья граждан обеспечивает предоставление женщине возможности получить во время ее беременности, а также в связи с рождением ребенка специальные отпуска – по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

На данный момент в России сложилась весьма развитая система социальных пособий, появление которых обусловлено, прежде всего, развитием социально-экономических отношений. Целью этих пособий является компенсация заработка полностью или частично, оказание материальной поддержки семьям в связи с рождением ребенка[2].


В конце 20 века российским законодательством был принят Федеральный закон от 19.05.1995 № 81– ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[3], выражающий в настоящее время единую систему государственных пособий, обеспечивающую гарантированную государством материальную помощь материнства, отцовства и детства.

Под пособием по беременности и родам понимается один из видов страхового обеспечения материальной поддержки гражданам, имеющим детей, который выражается в денежной сумме и выплачивается женщине в полной сумме за весь отпуск по беременности и родам. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет представляет собой выплату гражданам, которые осуществляют уход заботу за ребенком.

Таким образом, можно сказать, что с каждым годом наше государство все больше старается заботится о своих гражданах, в частности матерях, но многие факторы говорят нам о том, что материальной помощи недостаточно для современной среднестатистической семьи. Необходимо и дальше предпринимать меры по обеспечению матерей и их детей.

1.2 Сравнительный анализ законодательства о декретном отпуске в РФ и зарубежных странах

Отпуск по беременности и родам - это отпуск, который предоставляется трудящимся гражданам на время до и после рождения ребенка.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования законодательства об отпусках.

Одной из проблем требующих решения на первом месте стоит проблема взаимосвязи функции обеспечения работниками себя и своих семей материальными благами с функцией исполнения родительских и семейных обязанностей.

Россия. Согласно ст.255 Трудового кодекса Российской Федерации[4], оплачиваемый отпуск по беременности и родам, составлял семьдесят дней, а при рождении двух и более детей восемьдесят четыре до родов и семьдесят (110) дней после родов. Оплачиваемый отпуск по беременности и родам, начисляется 40% от зарплаты по достижению ребенком 1,5 лет, так же в отпуске можно оставаться до достижения ребенком возраста трех лет, молодая мама будет получать пособие. Отпуском могут воспользоваться так же и другие родственники или опекуны, которые фактически ухаживают за ребенком.


Финляндия. Продолжительность отпуска по беременности и родам в Финляндии составляет - 9,5 месяцев, но его можно так же и продлить. При этом ухаживать за ребенком могут как мать, так и отец. По уже сложившейся традиции в подарок мамы от государства получают большую коробку с набором всего необходимого для малыша. Пособие на ребенка выдается до 17-летнего возраста. Детей отдают в садик зачастую до годовалого возраста либо прибегают к платным услуги няни.

Норвегия. Продолжительность декретного отпуска - 46 недель (с сохранением 100% зарплаты) либо 56 недель (выплачивается 80%). Чтобы начислялись декретные выплаты, во время беременности нужно 6 месяцев отработать. Так же в стране принят законопроект, который касается отцов: они так же как и матери могут уйти в отпуск по уходу за детьми на 14 недель. Ежемесячно до достижения 18 лет выплачивается пособие, малышей принято рано отдавать в садик. Если ребёнок не посещает садик с года до двух лет, семья получает дополнительные выплаты на услуги няни.

Китай. Поскольку в этой стране действует ограничение по рождаемости: одна семья - один ребенок, родители стараются развивать своего ребенка всеми возможными способами. В основном в декрете сидят мамы, при этом чем женщина старше - тем больше времени ей предоставляется для восстановления после родов. Отцам разрешается взять отпуск от 90 до 120 дней, но это право мужчины пользуют редко, потому что в Китае на рынке труда конкуренция велика. Довольно таки часто детей уже с трехмесячного возраста отдают в детский сад, где им занимаются воспитатели[5].

Германия. Краткосрочный отпуск по беременности и родам, короткий отпуск власти компенсируют материально. После выхода из отпуска (а длится от шести-восьми недель) женщина получает пособие до 400 евро на каждого ребенка (до двух лет), но и вплоть до двадцать одного года выплачиваются так называемые «детские деньги» (до 200 евро). В течение того времени, пока мама восстанавливается после родов, ее зарплата сохраняется. Парадокс, но в такой стране почти треть женщин сознательно отказывается от материнства, предпочитая жить без детей.

Для страны, так трепетно относящейся семейным ценностям, США любыми способами мешает своим гражданам создавать семью. США является единственной промышленно развитой страной, в которой отсутствует закон, гарантирующий матерям оплачиваемый отпуск по беременности и родам, и только 12% женщин получают от работодателей оплачиваемый отпуск. На многих американских фирмах просьба женщин о декретном отпуске остаётся не рассмотренной. Законодательной основой отпуска по беременности и родам в США является «Акт о семье и медицинских отпусках», который был принят в 1993 году после многолетнего противостояния партии консерваторов и лоббистов, которые утверждали, что данный закон может поставить под угрозу все компании Америки. Акт о семье и медицинских отпусках гарантирует, что компании с численностью пятьдесят и более сотрудниками предоставят родителям двенадцати недельный отпуска, который не будет оплачиваться, и это вряд ли можно назвать решением проблемы. Так же выясняется, что этот акт не может защитить почти половину работающих мам в США. Одной из причин является то, что данный закон находит применение только к женщинам, которые проработали в компании не менее года. А те женщины, которые работают неполный рабочий день, контрактники или работники маленьких компаний вообще в этом законе не рассматриваются.


Во всех странах без исключения увольнение беременной женщины запрещено, а ее рабочее место на период отпуска сохраняется.

В некоторых странах установлена общая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на «до» и «после» родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно вовсе не брать до родов отпуск и все 16 недель использовать отпуск после рождения ребенка. В некоторых странах размер семейных пособий стремительно увеличивается по мере взросления ребенка. В половине стран размер пособия зависит от количества детей в семье. В большинстве случаев максимальная сумма выплачивается на третьего-четвертого ребенка[6].

В половине стран возрастная граница предоставления пособия на детей составляет 18 лет. В некоторых странах родители не получают пособия на детей уже с 16–17 возраста, в Ирландия - родители не получают пособия на детей с 14 лет. Во многих, исключением являются Дания и Испания, возрастная граница выплаты пособия может быть повышена, если ребенок продолжает учебу, в частности, если ребенок получает высшее образование. Такой возрастной порог во многих стран составляет от 24 до 27 лет[7].

Подводя итог вышесказанному можно сделать соответствующие выводы. Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было, а так же устанавливают дополнительные материальные выплаты.

Вопрос рождения ребенка откладывается на более поздний возраст, в семье количество детей уменьшается, здесь возникает дилемма «ребенок или карьера», все чаще она решается женщинами в пользу карьеры.

Одна из целей семейной политики - увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране, так же как и их направления.

Страны отличаются, в первую очередь, по помощи, которую они выражают родителям в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младше трех лет, чьи родители работают. Как известно, страны севера Европы более щедры, расходуя огромное количество средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестиции определены в основном на детей дошкольного возраста (трех-шести лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается от многих стран, относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.