Файл: Правовые основы организации нотариата( Законодательство Российской Федерации о нотариате).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За последние двадцать лет профессия нотариуса из неприметной и малозначительной превратилась в значимую и престижную. Кардинальные изменения экономических и социальных условий жизни российского общества, обусловившие появление и развитие частной собственности, свободного предпринимательства, изменили характер и содержание деятельности нотариата в Российской Федерации. Без преувеличения можно констатировать, что современный небюджетный российский нотариат вносит вклад в обеспечение экономического развития страны, выступая гарантом экономической безопасности и стабильности.

Нотариат сегодня решает задачи обеспечения прозрачного и бесконфликтного гражданского оборота, уменьшения количества незаконных сделок. Современный нотариат играет важную роль в укреплении отношений собственности, обеспечении законности перехода имущества в порядке наследования.

Отказ российского нотариата от перехода к модели активного нотариата (по французскому образцу) сохраняет его место в системе российского правопорядка как правоохранительного органа, органа, обеспечивающего защиту и охрану гражданских прав, находящегося в тесной связи с судом, судебной деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских споров.

В мире существует несколько типов нотариата, которые и организационно и содержательно отличаются. Для уяснения сути различий необходимо составить представление о понятии, признаках нотариата, его правовой природе и месте в системе правопорядка государства.

Знание законодательного регламентирования нотариата и нотариальной деятельности важно для понимания современного состояния российского нотариата и перспектив его развития.

Состояние законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, во многом не соответствует тенденциям, которые характерны для современного общества. Сосуществование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, неопределенность в разграничении полномочий между нотариальными палатами и органами управления юстицией, нечеткое определение законодательной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по регулированию организации системы нотариата, неполнота правовой регламентации участия нотариата в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина - далеко не полный перечень конституционно-правовых проблем в современной России, требующих научного и практически-прикладного разрешения. Все это создает проблемы в реализации нотариальной защиты и прав граждан и является актуальной темой для исследования.


Цель настоящей работы состоит в выявлении и анализе теоретических и практических проблем правового положения нотариуса.

Задачи курсовой работы:

- определить Понятие, признаки, значение нотариата;

- рассмотреть Законодательство Российской Федерации о нотариате;

- выявить проблемы законодательного регулирования правил совершения нотариальных действий в РФ;

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере нотариата.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов как И. А. Алферов, Б. М. Гонгало, В. П. Грибанов, Т. И. Зайцева, Н. В. Сучкова, О. М. Сычев, Г. Г. Черемных, и др.

В работе использовались методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные, специальные и частноправовые методы исследования.

Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, библиографии.

1. Понятие, признаки, значение нотариата

Нотариат есть система органов и должностных лиц, на которых государством возложено выполнение предусмотренных законом нотариальных действий в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Данное определение вытекает из содержания ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) и имеет ряд признаков.

Первый признак указывает на существование «системы», состоящей из нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, занимающихся частной практикой, а также иных уполномоченных на совершение предусмотренных Основами действий лиц (например, должностных лиц консульских учреждений).

Второй – определяет задачи, возложенные государством на «систему», заключающиеся в совершении перечисленных в Основах нотариальных действий, а также в оказании юридической помощи.

Третий – позволяет выявить цель, достигаемую за счет решения указанных задач и направленную на обеспечение законности, юридической безопасности в частноправовых отношениях и, как следствие, обеспечение публично-правовых интересов государства и общества в стабильности гражданских, семейных правоотношений.

В период действия Положения о нотариальной части 1866 г. нотариат определялся как правовой институт, носители которого – нотариусы – уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая последним значение актов публичных[1].


Очевидно, что содержание понятия нотариата охватывает как его частноправовое начало, обеспечивающее законность в частноправовых отношениях, так и публично-правовое начало, гарантирующее выполнение законодательно определенных публичноправовых полномочий в интересах частных лиц и одновременно в интересах общества и государства в целом.

Независимо от основания обращения (указание закона, например ГК РФ, или волеизъявление граждан, организаций) нотариус, удостоверяя сделки и свидетельствуя права, применяет соответствующие нормы права. Нормы материального права применяются нотариусом на основании установления фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию, а нормы, регулирующие нотариальную деятельность, – на основании предусмотренных законодательством правил.

Определяющим в содержании нотариата является правоохранительная направленность деятельности его системы: юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. В связи с этим нотариат занимает свое место в системе российского правопорядка.

Сходство нотариальной деятельности с судебной (например, судебное установление/нотариальное удостоверение факта нахождения гражданина в живых; совершение нотариусом исполнительной надписи/выдача судом судебного приказа) является только кажущимся. Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует как спор о праве гражданском, так и спор о факте. Удостоверяя бесспорные права и факты, нотариус может убедиться в их наличии непосредственно либо на основании указанных в законе документов.

Нотариус является активным элементом общества, всегда умеющим поставить право на службу человеку. «Не будучи судьей, который восстанавливает правовой порядок, нарушенный конфликтами между теми или иными субъектами права, нотариус, предупреждая споры своими разумными советами, составляя соглашения в соответствии с законом, обеспечивая безопасность общественных отношений, выступает в роли миротворца»[2].

Вместе с тем нотариат и суд находятся в тесной связи. Так, удостоверительная деятельность нотариата предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Нотариальный орган удостоверяет бесспорные факты, что может при необходимости рассматриваться в суде как факты доказательственные. Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута (ст. 186 ГПК), или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия (ч. 5 ст. 61 ГПК РФ). Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении. При совершении некоторых действий, например, обеспечение доказательств, нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК РФ.


Правоохранительная, предупредительная роль нотариата, обеспечивающая гражданам и юридическим лицам реализацию бесспорных прав и создающая дополнительные гарантии защиты права в случае его нарушения, обусловливает самостоятельность этого института.

В связи с этим утверждение, что нотариат – орган превентивного правосудия[3], весьма спорно, поскольку смешение правосудной и правоохранительной деятельности принижает значение первой и преувеличивает роль второй. Вывод М.С. Шакарян и А.К. Сергун о том, что именно с такими аксиоматическими утверждениями связаны два методических следствия, по-прежнему актуален. Во-первых, считая положения очевидными, авторы далеко не всегда проверяют их правильность. Во-вторых, не выясняется вопрос, как эти положения соотносятся с уже выработанной юридической наукой системой понятий и представлений, в частности, по таким кардинальным вопросам, как что такое «процессуальная форма вообще» и «процессуальная норма вообще»[4], «правосудие» как таковое.

Интересно мнение французских авторов по аналогичному вопросу. Они полагают излишним преувеличивать значение выражения «нотариус как судья особого производства», подчеркивающего важнейшую роль нотариуса в общественных отношениях, поскольку судебный акт принимается уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке в целях разрешения правового конфликта посредством применения соответствующих правовых норм к спорному вопросу. Между нотариальными и судебными актами существует значительное различие как с материальной, так и с формальной точек зрения. И если задача судьи – разрешить спор, то цель нотариуса – обеспечить выполнение публичной службы (функции) создания доказательства[5].

Действительно, производство дел в суде и нотариальное производство существенно различаются. Судебное рассмотрение и разрешение дел осуществляется в предусмотренной законом гражданской процессуальной форме, в то время как для нотариального производства свойственно процедурное начало, раскрывающее (в материально-правовом смысле) характер связи субъектов правоотношения – предмета охранительной деятельности, и в собственно процедурном смысле связанное с совершением нотариальных действий в предусмотренном законом порядке.

Роль нотариата в государстве и обществе можно охарактеризовать следующим образом: «Наряду с другими должностными лицами, которые разрешают споры, общественное спокойствие требует наличия и иных должностных лиц, которые, будучи незаинтересованными советниками сторон и беспристрастными выразителями их воли, ставят стороны в известность о значении договорных обязательств, в которые они вступают, ясно выражая их содержание, придают им характер аутентичного акта и силу судебного решения, не подлежащего обжалованию, сохраняя память о них навечно и верно, препятствуют возникновению конфликтов между добросовестными людьми и лишают людей алчных, рассчитывающих на успех, желаний возбуждения несправедливого притязания. Этими незаинтересованными советниками, этими беспристрастными составителями, этими своеобразными добровольными судьями, бесповоротно обязывающими стороны соглашения, являются нотариусы, а этим институтом – нотариат»1 . Приведенная характеристика относится прежде всего к французскому нотариату и впервые была озвучена в 1803 г. при представлении Закона о принципах организации нотариата 16 марта 1803 г. (или 25 вантоза XI г. республики). Вместе с тем именно французский нотариат был взят за основу при создании модели латинского нотариата. В настоящее время многие из перечисленных черт свойственны и российскому нотариату.


2. Законодательство Российской Федерации о нотариате

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;