Файл: Правовые основы организации нотариата( Законодательство Российской Федерации о нотариате).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;

4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.

Законодательство о нотариате основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из нормативных правовых актов, среди которых: Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы); другие федеральные законы, например: ГК РФ, определяющий, что нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие в установленном законом порядке (ст. 163 ГК РФ); что залог может быть учтен путем регистрации уведомлений о залоге, поступивших от залогодателя, залогодержателя или в случаях, установленных законодательством о нотариате, от другого лица, в реестре уведомлений о залоге такого имущества (реестр уведомлений о залоге движимого имущества). Реестр уведомлений о залоге движимого имущества ведется в порядке, установленном законодательством о нотариате (ст. 3391 ГК РФ); некоторые процедурные аспекты нотариального производства в разделе V «Наследственное право».


Налоговый кодекс РФ, которым установлены, например: ставки государственной пошлины, взимаемой нотариусом за совершение нотариальных действий (ст. 33324, 33325 НК РФ); требование об обязанности нотариусов сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального действия (ст. 85 НК РФ).

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», в соответствии с которым нотариус: создает и использует усиленную квалифицированную электронную подпись для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата; проверяет квалифицированную электронную подпись и подтверждает ее принадлежность заявителю (для установления его личности) при регистрации уведомления о залоге движимого имущества, направленного нотариусу в электронной форме.

В состав законодательства о нотариате входят принимаемые на основании и в соответствии с законами нормативные правовые акты:

– Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

– Правительства Российской Федерации, например: постановление Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 543 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей»; постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»;

– федеральных органов исполнительной власти, например, приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»; приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов»;

– законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые на основании Конституции Российской Федерации, относящей нотариат к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (подп. «л» ч. 1 ст. 72), и не противоречащие Основам. Например, с 13 июля 1993 г. в Республике Башкортостан действует Закон «О нотариате» (в ред. Закона от 10 июля 2014 г.); 19 апреля 2006 г. Московской городской Думой был принят Закон города Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (действует в ред. Закона г. Москвы от 2 апреля 2008 г. № 15); 17 декабря 2008 г. Законодательным собранием г. Санкт-Петербурга принят Закон «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге (действует в ред. Закона от 16 января 2009 г. № 803-З). Законы о нотариате имеются также в Нижегородской, Смоленской областях.


Нормы законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, содержащиеся в других нормативных правовых актах, должны соответствовать Основам, поскольку именно они являются главным нормативным актом, регламентирующим деятельность российского нотариата.

С принятием 11 февраля 1993 г. Основ начался очередной этап развития российского нотариата, направленный на восстановление свободного нотариата, получившего свое оформление в 1866 г. в Положении о нотариальной части. Необходимость отказа от государственного нотариата в пользу «частного» была вызвана рядом причин – изменение политических, экономических условий жизни государства и общества. Возвращение частной собственности, развитие предпринимательства, формирование рынка недвижимости, в том числе и в связи с приватизационными процессами, потребовали изменений в нотариальной сфере. Проведение правовой, а затем и судебной реформы, не могло не отразиться на нотариате как правоохранительном органе, органе, непосредственно связанном с судом, обеспечивающем защиту и охрану прав граждан и организаций. Выбор в пользу латинского нотариата был предопределен историей российского нотариата, принадлежностью правовой системы России к романо-германской правовой семье, политико-экономическими условиями, существовавшими в России в начале 90-х годов ХХ столетия.

Основы состоят из двух разделов. Раздел первый определяет организационные основы деятельности нотариата. Раздел второй устанавливает перечень нотариальных действий и правила их совершения. Поскольку Основы не содержат детальной регламентации порядка совершения нотариальных действий, постольку возникает необходимость в принятии Федеральной нотариальной палатой различных методических рекомендаций, направленных на обеспечение единообразного порядка осуществления нотариальной деятельности, например:

– Методические рекомендации по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. Правлением Федеральной нотариальной палаты. Протокол 03/03 заседания Правления ФНП от 26–27 марта 2003 г.);

– Методические рекомендации по удостоверению доверенностей (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты. Протокол № 03/03 от 7–8 июля 2003 г.);

– Методические рекомендации по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты. Протокол № 04/04 от 1–2 июля 2004 г.);

– Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27–28 февраля 2007 г. Протокол № 02/07);


– Методические рекомендации по совершению нотариального действия о передаче заявлений граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 23–25 июня 2008 г. Протокол № 09/08).

В первое десятилетие нотариальное законодательство было достаточно стабильно. С 2003 г. в Основы стали вноситься изменения, обусловленные развитием российского небюджетного нотариата, необходимостью повышения качества нотариальной деятельности, усиления контроля за деятельностью нотариусов. Серьезное влияние на содержание Основ оказывало и продолжает оказывать гражданское законодательство, о чем свидетельствуют изменения последних лет[6].

Отказавшись от принятия нового закона о нотариате[7], законодателем была избрана модель точечных изменений в Основы и связанных с ними нормативных правовых актов. В декабре 2013 г. был принят Закон № 379-ФЗ, который, по мнению К.А. Корсика, стал одним из самых значимых за двадцать лет внебюджетного нотариата. Он расширил ряд предоставленных нотариусам полномочий, и дал иную трактовку самой сути нотариального удостоверения и нотариального акта[8].

Изменения законодательства о нотариате продолжились и в 2014–2015 гг. Принятие федеральных законов от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ и от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ[9] внесло изменения как в организационную составляющую нотариата (например, нормы о государственной поддержке нотариата, о поддержке нотариальными палатами нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях – ст. 11.1, 11.2 Основ), так и в функциональную (например, продолжилось расширение перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусом, – ст. 35 Основ).

Вывод о том, что нотариату суждено измениться, очевиден: «невозможно игнорировать глобальные изменения экономики и общества. У нотариата есть безусловный положительный потенциал для того, чтобы не просто сохранить свои позиции, но стать одним из центральных институтов гражданского общества, гарантирующего безопасность частных соглашений, мир и спокойствие в семье»[10].

Именно нотариат всей историей развития Российского государства и общества предназначен для исполнения правоохранительной, предупредительной роли, обеспечивающей лицам реализацию бесспорных прав и создающей необходимые гарантии защиты права в случае его нарушения.


3. Проблема законодательного регулирования правил совершения нотариальных действий в РФ

Отсутствие стабильности, как правило, непоследовательность в действиях власти, незавершенность новых правовых институтов, разобщенность общества, поляризация граждан по уровню доходов — вот далеко не полный перечень признаков эпохи перемен. Безусловно, все эти факторы сказываются на состоянии законодательства, а система и тенденции его развития определяют состояние и перспективы развития любого правового института, в т. ч. и нотариата. Попробуем проанализировать то, что мы наблюдаем в законодательстве в целом и в законодательстве, касающемся нотариата, в частности.

В целом система российского законодательства не является стабильной. В большей степени это обусловлено обстоятельствами и событиями социального характера, общественной атмосферой. Взятые на себя государством обязательства в различных сферах на данном этапе можно оценить либо как завышенные, либо, по крайней мере, не предполагающие достаточно прозрачный и надежный способ достижения поставленных целей. Как средство далеко не эффективное используются популистские (в первую очередь, направленные на снижение социальной напряженности и констатацию стабильности ситуации) меры, которые, как правило, не могут учитывать баланс интересов различных социальных групп, лиц различных профессий. Акценты и приоритеты государственной политики нередко смещаются и видоизменяются до неузнаваемости, вплоть до того, что объективно формируют задачу исследования вопроса в контексте единства всех перед законом и судом, единства правового пространства России.

В ответ на потребности развивающихся рыночных отношений в 1993 г. в России возродился негосударственный нотариат. Принятые тогда Верховным Советом РФ Основы законодательства РФ о нотариате позволили по-иному организовать работу нотариусов. Основываясь на принципах самофинансирования, независимости и подчинения только закону, беспристрастности, полной имущественной ответственности за результаты своей деятельности, частнопрактикующие нотариусы на качественно ином уровне стали обеспечивать предписанную им законом защиту прав и интересов участников гражданско-правовых отношений. Очень быстро результаты позитивных изменений ощутили на себе граждане России. Исчезли унизительные очереди, открылось множество прекрасно оборудованных, оснащенных самой современной техникой нотариальных контор, в которых посетителей встречают не озлобленные, издерганные клерки, а внимательные, вежливые и, что очень важно, грамотные специалисты.