Файл: Понятия профессионального стресса. Профессиональное выгорание, его характеристика и стадии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Было проведено экспериментальное исследование эмоционального выгорания сотрудников Филиала «Нальчикский» Публичного акционерного общества «Ханты-Мансийский банк Открытие».

На основании проведенного исследовании мы увидели, что у многих участников экспериментальной группы наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. Отмечается неудовлетворенность и эмоциональная нестабильность большей части банковских работников.

Появилась обоснованная необходимость в разработке общих рекомендаций по психопрофилактике синдрома «эмоционального выгорания».

Были разработаны рекомендации, направленные на понижение уровня эмоционального выгорания, повышения стрессоустойчивости у сотрудников Филиала «Нальчикский» Публичного акционерного общества «Ханты-Мансийский банк Открытие».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что проблема профессионального выгорания и профессиональных стрессов по-прежнему актуальна.

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности банковских работников не исключение.

Банковским работникам, по роду своей деятельности, свойственен синдром эмоционального выгорания, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности.

В ходе выполнения теоретической части исследования были рассмотрены подходы к определению понятия «синдром профессионального выгорания»; охарактеризованы особенности проявления «синдрома профессионального выгорания» банковских работников; определены современные методики диагностики «синдрома профессионального выгорания» и выявлены психологические средства коррекции «синдрома профессионального выгорания».

Целью эмпирического исследования, было подтверждение гипотезы о том, что специально разработанные рекомендации по снижению эмоционального выгорания, приведут к снижению уровня выгорания.

С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по выявлению уровня профессионального выгорания и стресса у банковских работников.

Для диагностики уровня эмоционального выгорания использовался метод диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; опросник «профессиональное выгорание», разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н. Е, Старченковой Е.; опросник «экспресс-оценка выгорания» Каппони В., Новак Т.


Полученные в ходе исследовательской работы данные были обработаны и проанализированы.

С испытуемыми была проведена разъяснительная беседа и разработаны общие рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. - №6. – 145 с.
  2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. - Cер.14 Психология. - 2005. - №1. – 89 с.
  3. Бойко В.В. Психоэнергетика – CПб.: Питер, 2008. – 416 с.
  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. – 154с.
  5. Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций Издательство: Эксмо Год: 2008, С.160.
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб., 2008. – 358 c.
  7. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  8. Гуслякова, Л.Г. Введение в теорию социальной работы / Л.Г. Гуслякова. – Барнаул: Форест, 1995. – 217 с.
  9. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2005. – с. 233-236.
  10. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 1995.
  11. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2007. – 19 с.
  12. Маслач К., Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2005. – 309 с.
  13. Осипов, Г.В. Социология: основы общей теории / Под ред. Осипова Г.В. – М.: "Аспект-пресс", 1998. – 271 с.
  14. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы : избр. работы 1991-2005 гг.: учеб. пособие / П. Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2006. – 476 с.
  15. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета, № 43 – 8 июня 2005.
  16. Синдром эмоционального выгорания (лекция). // Под. ред. П.И. Сидорова, д. м. н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007 г. – 392с.
  17. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
  18. Управление персоналом. Словарь-справочник // Интернет-версия: psyfactor.org/personal/personal17-11.htm
  19. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Акад. Проект, 2007. – 510 с.
  20. Kondo, Dorinne K. Crafting selves : power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace / Dorinne K. Kondo. Chicago: University of Chicago Press, 1990. – 346 p.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.

ФИО ____________________________________________________________________________


п/п

Утверждение

Да

Нет

1.

Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

3.

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

6.

Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Приложение 2

Опросник выгорания Маслач

Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника.
Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.

ФИО ____________________________________________________________________________

№ п/п

Утверждение

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой).

К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен (должна) идти на работу.

Я хорошо чувствую душевные переживания тех, с кем я работаю (партнеры, клиенты), и это помогает в переговорах по торговым сделкам (реализации продукции).

Меня раздражают (выводят из душевного равновесия) те люди, с кем мне приходится работать.

Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой).

Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях.

Я чувствую угнетенность и апатию.

Я оказываю позитивное влияние на продуктивность работы сотрудников нашей фирмы (моих подчиненных и коллег).

В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным(ой) и бесчувственным(ой) по отношению к тем, с кем мне приходится работать.

Люди, с которыми мне приходится работать, неинтересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

Я чувствую все больше жизненных разочарований.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

В организации, где я работаю, я предпочитаю формальное общение, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с сотрудниками (или клиентами) до минимума.

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе или в общении с клиентами.

Я легко (без напряжения) общаюсь с людьми независимо от их социального статуса (положения), возраста и характера.

Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями).

Я чувствую себя на пределе возможностей.

Я смогу еще многого достичь в своей жизни.

Люди, с кем я работаю (начальство, подчиненные, коллеги), перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.


Приложение 3

Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко

Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет».

ФИО ____________________________________________________________________________

№ п/п

Утверждение

Да

Нет

Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятель­ности.

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

От меня как профессионала/человека мало зависит благополу­чие партнеров.

Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Когда я чувствую усталость или напряжение, то ста­раюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать парт­нерам того, что требует долг, в том числе профессиональный.

Моя работа/учеба притупляет эмоции.

Я откровенно устал от человеческих проблем, с ко­торыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни.

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний.

Взаимодействие с партнерами требует от меня боль­шого напряжения.

Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения.

Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность.

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную.

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые.

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отно­шениях с деловым партнером.

Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение.

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение.

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми.

Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной.

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сокра­тят ли и т. п.

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограни­чить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

В общении я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе.

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

Я очень переживаю за свою работу/учебу.

Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается дав­ление, появляется головная боль.

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством.

Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям.

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе.

Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на “хороших” и “плохих”.

Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со све­жими силами, в хорошем настроении.

Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души.

Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического само­чувствия.

На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

Успехи в работе/учебе вдохновляют меня.

Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

Я потерял покой из-за работы/учебы.

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции.

Я часто работаю через силу.

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь.

Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный.

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив.

Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серь­езные проблемы.

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился.

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицатель­ных эмоций.

Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня.

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю ле­карства.

Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко.

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

Моя карьера складывается удачно.

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с ра­ботой/учебой.

Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать.

Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе.

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство.

Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье.