Файл: Понятия профессионального стресса. Профессиональное выгорание, его характеристика и стадии.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Нашу современную жизнь очень сложно представить без стрессов. Каждый день мы сталкиваемся с теми или иными стрессовыми ситуациями. Некоторые из них проходят для нас незаметно, а другие надолго остаются в нашей памяти, заставляя переживать.
Тема курсовой работы по-прежнему остается достаточно актуальной и в настоящее время, поскольку жертвами профессиональных стрессов и профессионального выгорания может стать любой работающий человек.
«Выгорание» – это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения.
Желание больше заработать (погоня за прибылью), ошибки в организации работы с трудовым коллективом и клиентами, профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. Люди начинают «перегорать как лампочки». Наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате неразрешенных стрессовых ситуаций на рабочем месте, что в свою очередь приводит к неэффективности в работе.
В настоящее время в средствах массовой информации активно обсуждается вопрос профессионального выгорания сотрудников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий. Специфика работы сотрудников этих профессий состоит в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми.
Среди профессий, в которых проблема профессионального выгорания встречается достаточно часто – банковская сфера.
Профессиональная деятельность банковских служащих отличается сложностью межличностного общения. Ситуации с высокой эмоциональной напряженностью требуют от них личного вклада в установление положительных отношений и умения управлять конфликтами.
Цель курсовой работы – исследовать симптомы синдрома «эмоционального выгорания» у банковских сотрудников, определить уровень профессионального выгорания банковских сотрудников, изучить факторы, которые влияют на развитие синдрома « эмоционального выгорания». На основе полученных в ходе исследования данных разработать и дать рекомендации по предупреждению синдрома «эмоционального выгорания».
Объект исследования – профессиональное выгорание сотрудников организации.
Предмет исследования – характеристика профессионального выгорания сотрудников Филиала «Нальчикский» Публичного акционерного общества «Ханты-Мансийский банк Открытие».
Гипотеза – если группа банковских сотрудников будет придерживаться разработанных для них рекомендаций, то уровень «эмоционального выгорания» существенно снизится.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие синдрома «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной литературе.
- Определить профессиональные качества и психологические особенности банковских сотрудников.
- Изучить и подобрать методики диагностики, подходящие для изучения данной проблемы.
- Сформировать выборку испытуемых для практического исследования.
- Провести практическое исследование синдрома «эмоционального выгорания» у работников банка.
- Обработать полученные результаты и провести их анализ.
- Разработать рекомендации по профилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Теоретико-методологическую основу исследования составили современные теоретические подходы и исследования эмоционального выгорания и сопутствующих ему психологических особенностей, сформулированные в работах В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, С. Maslach, A. Pines и др.
Использованные методики диагностики:
- Опросник «Экспресс-оценка выгорания» Каппони В.,Новак Т.
- Опросник выгорания Маслач К.
- Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко В.В.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 10 банковских сотрудников (8 женщин, 2 мужчины) различного возраста (30-47 лет) и с разным стажем работы (от 2 до 20 лет).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Общее понятие стресса и профессионального выгорания.
1.1 Понятия профессионального стресса. Профессиональное выгорание, его характеристика и стадии.
Что такое стресс? Дословно это слово переводится как «напряжение», и часто им обозначается широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия.
Впервые понятие «стресс» было введено Гансом Селье. Начиная с Селье, под стрессом понимается неспецифическая реакция организма в ответ на любые действия (чаще – неблагоприятные) и возросшие требования. В момент возникновения стрессовой ситуации в организме происходит целый ряд психофизиологических изменений, что может привести в ряде случаев к расстройствам физической, психической и социальной составляющих целостности человека [6].
Г.Селье ввел такие понятия как «эустресс» и «дистресс». Он назвал отрицательный стресс дистрессом, а положительный стресс – эустрессом. Но и в том, и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Отсюда следует вывод, что стресс присущ самой нашей жизни, он является неотъемлемой частью нашего существования. Полностью избежать стрессов невозможно, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями.
Как правило, стресс является следствием утомления и усталости. Основные факторы стресса проявляются во время трудовой деятельности: отсутствие обратной связи с коллегами, руководством, условия работы, шум, освещенность, оснащение помещения, где работает человек, чрезмерное давление со стороны коллег и т. д. [19].
Можно различить глубокий стресс, стресс средней тяжести и повседневный (привычный) стресс. Под повседневным стрессом понимаются кумулятивные особенности психики человека, особенно работающего в сложных условиях труда, на неудовлетворительном производстве или в коллективе, не устраивающем работника.
Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.
В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов [5].
Синдром эмоционального выгорания – понятие, введённое в психологию американским психиатром Х.Фрейденбергом в 1974 году [2].
Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, растущего негативизма по отношению как к клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, а в конечном итоге – и в резком ухудшении качества жизни. [13].
Развитию данного состояния способствует необходимость работы в напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой. Также развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения за выполненную работу.
Х.Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Авторы, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных его компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность [1].
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы.
Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
К трем основным факторам, играющих существенную роль в «эмоциональном выгорании» являются: личностный, ролевой и организационный факторы.
Среди личностных факторов, способствующих «выгоранию», Х.Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.
А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства [12].
К. Кондо «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей [20].
Ролевой фактор по К.Кондо проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности.
К организационному фактору, который способствует развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемый должным образом со стороны руководства.
Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [9].
Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
- Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывая о собственных нуждах, таким образом, первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее даже после ночного сна.
- Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета.
- Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности. Человек больше не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
У людей, страдающих синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:
- физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение);
- эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога и т.д.);
- поведенческие симптомы (во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств);
- интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия и т.д.);
- социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям и т.д.).
Синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни [15].
В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.
Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс [16]:
- Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник, как правило, доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.
- Вторая стадия эмоционального выгорания («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном.
- Третья стадия эмоционального выгорания (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно у «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также психологическим переживаниям - хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
- Четвертая стадия эмоционального выгорания (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
- Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.