Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
Глава 2. Анализ деятельности компании ЗАО «Сити-XXI век».
2.1. Характеристика деятельности компании ЗАО «Сити-XXI век»
2.2. Стратегический анализ внутренней и внешней среды ЗАО «Сити-XXI век»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно в том случае, если среда допускает его осуществления. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде - в этом и заключается актуальность данной темы.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключается в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружении изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Объект исследования – производственно-хозяйственная деятельность ЗАО «Сити-XXI век».
Цель данной работы – оценить влияние факторов внешней и внутренней среды на поведение организации ЗАО «Сити-XXI век».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Сформулировать понятие и определить значение внутренней и внешней среды организации;
- Определить направления анализа внутренней среды организации;
- Выявить факторы внешней среды организации;
- Исследовать методы анализа внутренней и внешней среды организации: SWOT- анализ, SNW-анализ, PEST – анализ;
- Провести SWOT- анализ деятельности ЗАО «Сити-XXI век» и выработать рекомендации по разработке стратегии развития данного предприятия.
Предмет исследования – факторы и условия внешней и внутренней среды организации.
В ходе написания работы для реализации поставленных целей и задач применялись такие методы исследования как анализ и синтез.
При проведении исследования были использованы периодические издания, учебные пособия и работы таких авторов как: Велесько Е. И., Виханский О.С., Демчук О.Н. и др.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключений организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
В литературе можно найти различные определения внешней и внутренней среды организации. Рассмотрим некоторые из них:
Кабушкин под внутренней средой организации понимает ситуационные факторы внутри организации, такие как цели организации, организационная структура, задачи, технология и люди [11, c. 26].
Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
Виханский дает следующее определение: внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени [7, c. 44].
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. [12,c.41]
Внешняя среда. Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов» [3, c. 33].
Под внешней средой в управлении следует понимать совокупность взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, которые влияют на организационную систему.
Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. [26,c.11]
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны и на них претендуют многие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, организация не сможет получить нужные ресурсы. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. [14,c.65]
Внешнюю среду обычно подразделяют на следующие составляющие:
Микросреда оказывает прямое влияние на предприятие.
Макросреда воздействует на предприятие и его микросреду. [18,c.12]
К обобщенным характеристикам внешней среды можно отнести:
Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
Сложность: число и разнообразие факторов, значительным образом влияющих на организацию; [5,c.12]
Первичность: относительная скорость изменения среды;
Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности [14, c. 48].
При рассмотрении влияния внешней среды на управление организационной системой важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. [10,c.23]
Успех функционирования предприятий в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом зависит от профессиональной подготовки управленческого персонала, его умения быстро идентифицировать происходящие изменения и наблюдающиеся тенденции, чтобы своевременно распознать возникающие угрозы, появляющиеся шансы и благоприятные ситуации и предпринять ответные шаги к действию, обеспечивающие адаптацию к сложившемуся положении. [22,c.9]
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.[13,c.7]
Таким образом, представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, помогает определить стратегию поведения организации провести эту стратегию в жизнь. [5,c.34]
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации [16,c.4].
Внутрифирменный стратегический анализ представляет собой комплексное изучение ключевых сфер деятельности предприятия, определение его сильных и слабых сторон, ресурсов и резервов дальнейшего развития [6, c. 90].
Анализ внутренней среды организации называют управленческим анализом деятельности предприятия, бизнес диагностикой, анализом проблем.
Управленческий анализ необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании. [11,c.71]
Основная цель данного анализа – исследование внутренней среды предприятия, содержащей источники его конкурентных преимуществ.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, в совокупности, состояние которых определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [7, c. 55].
Можно выделить следующие срезы внутренней среды: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый срез.
- Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
- Взаимодействие менеджеров и рабочих;
- Практика найма, обучения и продвижения кадров;
- Оценка результатов труда, стимулирование и мотивация кадров; [25,c.8]
- Возможность дополнительного привлечения квалифицированных специалистов;
- Создание и поддержание отношений между работниками;
- Уровень квалификации существующих работников;
Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Джордж Стейнер в своем исследовании попросил руководителей ряда фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готовая продукция. [10,c.12] По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы. [9,c.123]
То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию. Поддержка талантливых управляющих — это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников. [20,c.33]
- Организационный срез включает:
- Коммуникационные процессы;
- Организационные структуры;
- Нормы, правила, процедуры;
- Иерархию подчинения; [24,c.7]
- Распределение прав и ответственности;
- Делегирование полномочий и система контроля;
- Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
- Стратегия продукта, стратегия ценообразования; [1,c.61]
- Целевые сегменты рынка;
- Реальная доля рынка организации; [5,c.87]
- Стратегия продвижения продукта на рынке;
- Практика стимулирования сбыта и продвижения продукции;
- Наличие опыта маркетинговых исследований. [24,c.11]
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
- Уровень рентабельности продаж, собственного капитала, инвестиций; [13]
- Поддержание ликвидности, обеспечение прибыли; [19,c.12]
- Наличие собственных финансовых резервов;
- Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- Инвестиционная политика;
- Постановка системы управления финансами;
- Обеспечение непрерывного и положительного денежного потока.
- В производственный срез входят:
- Изготовление продукта;
- Снабжение и ведение складского хозяйства;
- Обслуживание технологического парка;
- Осуществление исследований и разработок;
- Гибкость производственных линий;
- Практика планирования и управления. [21,c.65]
Внутренняя среда организации полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться серьезному изучению. [20,c.45]
Организационная культура проявляется в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. [7,c.11]Однако, может быть что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.[10,c.45]