Файл: Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Предпринимательское право в российской системе права
1.1 Понятие предпринимательского права
Принципы предпринимательского права
2. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
2.1 Понятие индивидуальной формы предпринимательства
2.2 Правоспособность индивидуального предпринимателя
- генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективы с точки зрения получения дополнительного дохода;
- быстро оценивать инновации для их максимальной эффективности; оценивать рыночные условия с позиции получения дополнительной прибыли;
- рисковать;
- анализировать информацию и делать правильные выводы из рынка;
Эти навыки предпринимателя реализуются в совокупности его важнейших практических занятий. Среди них:
- исследование потребностей клиентов и их платежеспособности;
- определение параметров продукции, вида продукции, произведенных количеств, планируемой продукции , рынков и каналов движения товаров;
- определение на основе предполагаемой программы необходимого сырья ресурсов и рынков сбыта, где необходимое сырье можно купить по более низким ценам;
- выбор самой совершенной технологической схемы производства, а так же источника ее постоянного обновления;
- организация и управление производством товаров, предназначенных для продажи.
На основе предложенных характеристик понятия «предприниматели» и перечня функций, которые он выполняет в ходе своих конкретных действий, я попытаюсь определить сущность такого экономического явления, как предпринимательство (поскольку суть практики хозяйственной деятельности заключается именно в функциях, выполняемых фирмой, то есть предпринимателем).
2. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
2.1 Понятие индивидуальной формы предпринимательства
Индивидуальными предпринимателями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, установленную законом без образования юридического лица. Это общее положение о праве на предпринимательскую деятельность сформулировано в ст. 18, 23 ГК РФ.
Предпринимательство как экономическое явление может быть реализовано индивидом без государственной регистрации. Например, согласно п. 4 ст. 23 Гражданского кодекса, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе упоминать в отношении совершенных им сделок факт он не предприниматель. Суд может применить к этим сделкам правила кодекса, касающиеся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью. Кроме того, некоторые ученые включают так называемых частных практикующих юристов (юристов, детективов, нотариусов) в качестве предпринимателей без юридического лица, хотя действующее законодательство не рассматривает нотариальную деятельность и консультирование как компании.
В то же время, согласно пункту 2 статьи 11 НПК, в контексте настоящего Кодекса под индивидуальными предпринимателями понимаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном виде и ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, частные ценные бумаги. и частные детективы. Эта формулировка ставит справедливый вопрос о возможности применения налогового законодательства к частным специалистам без учета специфики деятельности адвоката и нотариуса. Это вопрос, возникший в практике Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина Притули Г. Ю., нотариуса. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 Налогового кодекса указывает, что некоторые межотраслевые концепции, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», управляются в особом смысле исключительно для целей настоящего Кодекса. Кроме того, в группу субъектов фискальных отношений, объединенных общей концепцией «индивидуальных предпринимателей», включены частные нотариусы вместе с субъектами, зарегистрированными в соответствии с установленными условиями и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
«Таким образом, системное толкование противоречивого положения позволяет сделать вывод о том, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации. Как индивидуальный предприниматель (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Это соответствует основам законодательства Российской Федерации о нотариусах, согласно ст. 1 из которых нотариальная деятельность не является бизнесом и не преследует цель получения прибыли».
Этот вывод Конституционного Суда Российской Федерации также интересен: назначение частных нотариусов как субъекта налоговых обязательств той же группе, что и индивидуальным предпринимателям, соответствует характеристикам статусных характеристик частных нотариусов.
В частности, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2015 г. и 23 декабря 2016 г. было отмечено, что деятельность частных нотариусов и адвокатов представляет собой особую правовую деятельность, осуществляемую от имени государства, которая определяет особый публично-правовой статус нотариусов (юристов).
Однако определенное сходство в статусе публично-правовых характеристик нотариусов и адвокатов не исключает, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, возможности законодателя применять социально обоснованную дифференциацию в правовом регулировании налоговых отношений с эти категории независимых граждан. Таким образом, определение термина «индивидуальные предприниматели», данное в Налоговом кодексе Российской Федерации, имеет особое терминологическое значение, а также в пункте 2 статьи 11 определения стандартов даны только для целей налогообложения. Независимая нормативная ценность - в качестве стандарта для прямого действия, п. 4, п. 2 ст. 11 не имеет. Это общий вывод Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе частного нотариуса.
Теоретически, форма индивидуального предпринимателя поднимает ряд фундаментальных вопросов. Во-первых, предложение должно быть тщательно оценено для того, чтобы признать в качестве индивидуальных предпринимателей , занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации. С экономической точки зрения такая деятельность является предпринимательской, поскольку она отвечает всем необходимым характеристикам. Во-вторых, эти действия незаконны. Нет общедоступной записи об экономическом субъекте.
Правовой режим нелегального бизнеса имеет несколько юридических последствий. Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 4 статьи 23) не позволяет таким лицам ссылаться в отношении заключенных ими сделок на тот факт, что они не являются предпринимателями. Аналогичным образом, Налоговый кодекс Российской Федерации рассматривает налогоплательщиков для осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Логика законодателя ясна: защищать, с одной стороны, частные интересы партии в гражданской операции, а с другой - общественные интересы государства путем сбора налогов.
В свою очередь, административные и уголовные нормы устанавливают юридическую ответственность за незаконные интересы. Итак, искусство. 171 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за незаконную деятельность, то есть ведение бизнеса без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях, когда это разрешение (лицензия) является обязательным или нарушает условия лицензии, если этот акт нанес серьезный вред гражданам, организация или государство или принесла значительный доход.
В свете вышесказанного можно сделать следующие выводы. Предпринимательство - это экономическая и правовая концепция. Экономическая природа предпринимательской деятельности дополняется правовой формой. С точки зрения закона, предпринимательство должно соответствовать его требованиям. В противном случае торговля является незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому в характеристике сделки следует различать два критерия (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса): тема и предмет. С учетом субъективного критерия законодатель прямо указал на необходимость государственной регистрации лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Без регистрации (даже без лицензии) такая деятельность является незаконной. Кроме того, юридическое лицо просто не существует вне государственной регистрации. Там нет номеров одного предпринимателя без надлежащей регистрации. Что касается нелегального предпринимательства, мы считаем правильным использовать термин «человек, который ведет бизнес без государственной регистрации». То же самое относится к организации без статуса юридического лица. Последняя (организация) юридически не существует, но осуществляет предпринимательскую деятельность.
Вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что деятельность частных практиков носит предпринимательский характер. Одним из веских аргументов является правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении публичного статуса адвокатов и нотариусов. Даже на первый взгляд утверждение кажется абсурдным: «Юрист - индивидуальный предприниматель». Конечно, он не альтруист, но это невозможно, но все виды экономической деятельности могут быть сведены к предпринимательству.
2.2 Правоспособность индивидуального предпринимателя
Правоспособность физического лица означает быть юридическим лицом. В литературе общепризнанно, что правоспособность индивидуального предпринимателя универсальна. Кроме того, ученые, разделяющие эту точку зрения, ссылаются на статьи 23 и 49 Гражданского кодекса. В соответствии с пунктом 3 ст. Согласно статье 23 Гражданского кодекса, деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или существом отношений, регулируется правилами Кодекса о предпринимательской деятельности граждан без правосубъективности.
Вопрос о правоспособности индивидуальных предпринимателей (в равной степени юридических лиц) не прост. Во-первых, если сравнивать юридические лица с физическими лицами (гражданами), то правоспособность коллективных субъектов намного меньше правоспособности физических лиц. Более того, в этом сравнительном плане все юридические лица должны обладать особой правоспособностью, поскольку они созданы для реализации определенных целей.
Во-вторых, сравнивая правоспособность юридических лиц, мы можем различить универсальную и особую правоспособность. Гражданский кодекс (статья 49) также проводит различие между общей и специальной правоспособностью. Коммерческие организации обычно имеют общую правоспособность. Исключение составляют объединенные компании, а также другие типы организаций, предусмотренные законодательством.
Те же выводы можно распространить на правоспособность индивидуальных предпринимателей. Человек обладает универсальной правоспособностью. В то же время люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, обладают особой правоспособностью. На практике это означает, что индивидуальный предприниматель имеет право заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации. В сертификате должно быть указано полное и точное название видов деятельности.
С точки зрения Кодекса и отдельных законов, принятых при его разработке, правоспособность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, носит общий (универсальный) характер, поскольку эквивалентна правоспособности коммерческих организаций. , Таким образом, существует несоответствие между доктринальным мнением и буквой закона по этому вопросу.
Авторы комментария к Гражданскому кодексу Российской Федерации (под редакцией О. Н. Садикова) противопоставляют универсальную правоспособность единого предпринимателя и особую правоспособность главы крестьянского хозяйства. Мы считаем, что нет оснований для такого сосуществования правоспособности.
Глава крестьянского хозяйства (сельского хозяйства), являясь индивидуальным предпринимателем, обладает общей правоспособностью.
Этот вывод подтверждается также некоторыми положениями Федерального закона от 11 июня 2015 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». На наш взгляд, необходимо различать статус главы крестьянской (аграрной) экономики и статус единого предпринимателя. В статье 17 указанного закона перечислены полномочия управляющего, в частности он организует деятельность учреждения; действует от имени хозяйства без доверенности, включая представление его интересов и исполнение сделок; выдает доверенность; принимает на работу и увольняет работников; организует бухгалтерский учет и отчетность по бизнесу; осуществляет другие полномочия, согласованные членами фермерского производства.