Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности и социализации.
В трудах В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева и других авторов доказывается, что общение, которое осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств организует и обогащает совместную деятельность людей. В результате формируются новые связи и взаимоотношения между ними.
Значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали А.А.Бодалев, В.А.Горянина, Н.И.Смирнова и др. Эти авторы говорили, что наглядное проявление эмоций и мыслей свидетельствует о самочувствии человека, его искренности в общении, о его темпераменте.
Знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения может помочь избежать ссор, конфликтов, споров между людьми. Существенно снизит проявление агрессии.
На наш взгляд, навыки невербального общения важны не только взрослым, но и детям. Они помогают развивать эмоциональную культуру ребенка. Открывают возможность полноценного социального общения, самореализации и самоконтроля.
С самых первых дней человека окружает огромное количество звуков и различного шума.
Музыка оказывает огромное влияние на сознание, подсознание и бессознательные процессы человеческого восприятия. Сила влияния музыки на физиологию человека известна еще с древнейших времен. Люди изучали эффективное воздействие звуков и вибраций на человеческий организм. Так, целители Древнего Египта великолепно справлялись с бессонницей методом хорового пения. Жители Древнего Китая использовали музыкальные мотивы для восстановления костной и сердечно-сосудистой систем. Еще Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка способна восстанавливать нарушенную болезнями первоначальную гармонию души. Музыка присутствует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Изучение невербальных проявлений эмоций по-прежнему является достаточно актуальной темой исследований.
Цель нашего исследования - невербальные проявления эмоциональных состояний человека.
Гипотеза исследования: предполагается, что произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние человека.
Объект исследования: изучение эмоционального состояние человека.
Предмет исследования: влияние музыкальных композиций на эмоциональное состояние человека.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- Изучить роль эмоций в жизни человека;
- Рассмотреть психологические теории эмоций;
- Рассмотреть влияние музыки на эмоциональное состояние человека;
- Изучить и подобрать методики диагностики, подходящие для изучения данной проблемы;
- Сформировать выборку испытуемых для практического исследования;
- Провести практическое исследование невербального проявления эмоционального состояние человека;
- Обработать полученные результаты и провести их анализ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные труды отечественных и зарубежных авторов.
Методы исследования:
- Изучение и анализ теоретической и экспериментальной литературы;
- Зарисовывание музыкальных впечатлений под музыку разных стилей;
- Анализ влияния музыкальных композиций на настроение испытуемых с помощью теста Люшера;
- Невербальная диагностика эмоционального состояния А.О.Прохорова.
Выборка исследования составила 8 человек. Испытуемые были отобраны методом случайной выборки.
База исследования – средняя общеобразовательная школа №32 г.Нальчик.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также из списка изученной и использованной научной литературы.
1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Роль эмоций в жизни человека
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.
Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [19].
Другими словами, эмоции – это субъективные психологические состояния. Они отражаются в форме непосредственных переживаний, а также ощущений приятного или неприятного, в отношении человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности [10].
К эмоциям относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это – «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главное значение эмоций для человека заключается в том, что, благодаря им мы лучше понимаем окружающих. С помощью наших эмоций мы можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Интересным является тот факт, что люди, которые принадлежат к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных эмоций, но и «наличие генетически обусловленной способности к их пониманию у живых существ» [10]. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Врождёнными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются в результате обучения и воспитания [10].
Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [8].
У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали языком, с помощью которого они обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются одним из важных фактором регуляции процессов познания.
Эмоции – это наш внутренний язык и система сигналов. С помощью эмоций человек узнаёт о значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её. [7].
В сложных ситуациях, когда человек не способен найти быстрый и правильный выход из них, возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект.
Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, как полагает В.К. Вилюнас «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.д.» [7].
На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал крупный отечественный психолог П. К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма» [1].
Своевременно возникшая эмоция, дает возможность человеку очень удобно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии достаточно быстро отреагировать на внешнее воздействие.
Эмоциональные ощущения в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество потребностей человека соответствует числу и разнообразию присущих ему эмоциональных переживаний и чувств. «Чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство» [1].
Самой древней по происхождению, а также простейшей и наиболее распространённой среди живых существ формой эмоциональных переживаний является удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности. «Эмоции,- полагает А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются» [13].
Эмоции достаточно слабо могут проявляться во внешнем поведении. Бывает даже, что внешне они вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иное поведение, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
Эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях [13].
Чувства же напротив носят предметный характер. Они связаны с представлением или идеей о некотором объекте.
Другая же особенность чувств состоит в том, что они, совершенствуясь и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высокими чувствами.
Высокие чувства – это эмоции, в основе которых лежит принятая человеком высшая мораль, нравственные нормы и ценности поведения.
Высшие эмоции человека – это мотивы поведения. Они способны побуждать и направлять человека, стимулировать его на совершение определенных действия и поступков.
Эмоции являются двигателем в достижении целей.
1.2 Психологические теории эмоций.
Проблеме эмоций уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные психологи.
За последнее время накоплено большое количество фактов и наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования.
Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, направление – разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.
Теория Вундта критиковалась американским психологом Э.Б. Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.
Известный немецкий психолог Т.Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.
Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем.
Современная же история эмоций началась с появления в 1884 году статьи известного американского психолога У. Джеймса. Джеймс считал, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге – по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как и «теория Джемса-Ланге». Согласно этой теории, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями.