Файл: Изучение эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тест Люшера

В ходе выполнения задания были получены данные, которые представлены в таблице результатов (Таблица 1): цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).

Таблица 1

Музыкальный стиль

Испытуемые

1

2

3

4

5

6

7

8

Металл

0

6

7

5

7

0

6

6

Классика

2

2

0

3

2

4

0

2

Рок-н-ролл

4

3

3

5

4

3

3

4

Поп-музыка

1

6

1

2

1

2

0

2

Рэп

5

4

4

6

5

5

1

6

Рок

3

7

7

7

1

5

7

7

RnB

6

6

1

1

6

5

1

5

Джаз

3

3

4

3

4

4

0

3

Как видно из таблицы, четко прослеживается зависимость выбора цвета от стиля музыкальной композиции. Так, «тяжелые» музыкальные стили (рок, металл, рэп) вызывают ассоциации с темными цветами. Выбор испытуемых пал на следующие цвета: черный, фиолетовый. Фиолетовый и черный цвет – мрачный настрой и отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Легкие же музыкальные стили (поп-музыка, рок-н-рол и др.) ассоциировались у испытуемых со спокойными цветами – красный, желтый, зеленый. Цвета радости, спокойствия, надежды и стремления.


Зарисовывание музыкальных впечатлений под музыку разных стилей

При обработке данных исследования и рассмотрения рисунков учащихся, выяснилось:

1. Зарисованные учащимися музыкальные впечатления под музыку мажорной и минорной тональности показали разные эмоции.

Из работ испытуемых мы видим, что минор холоднее и темнее мажора (музыка печальная, тихая, грустная). Цвета, преобладающие в рисунках темные – черный, фиолетовый, синий (Приложение 1).

Мажор светлее и ярче минора (музыка веселого характера, яркая, праздничная), а соответственно, в рисунках детей преобладают светлые тона – от красного до желтого (Приложение 2).

2. Зарисованные учащимися музыкальные впечатления под музыкальные произведения симфонического и эстрадного оркестра показали большое разнообразие цветовых эмоций. В работах детей мы видим целую гамму оттенков (Приложение 3).

3. Зарисованные учащимися музыкальные впечатления для различных инструментов соло нашли свое отражение в виде: синего журчащего ручья, золотых солнечных лучей и темной ночи. В рисунках детей мы видим, что звуки флейты светлее и теплее, чем звуки скрипки, звуки клавесина имеют некую таинственность и спокойствие (Приложение 4).

Проанализировав детские работы, можно заметить, что они представляют собой не только цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения, но и их собственное настроение. Оно проявляется доминирующими цветосочетаниями различных цветов и оттенков, специфическими для каждого отдельного музыкального произведения.

В ходе работы с цветом можно наблюдать развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком и движением.

В ходе работы наблюдалось улучшение состояния детей через творчество.

Дети старались наиболее точно передать содержание услышанных произведений. Наблюдалась активная вовлеченность в работу.

«Слышание» в музыке и выражение некоторых цветов создают перцептивный образ. Создающийся в результате восприятия, это один из разновидностей чувственного образа. Построение изображения в передаче через цвет является его формированием.

Так, например, преобладание зеленого цвета является показателем эмоционального комфорта, гармонии.

Зеленый – это цвет надежды, он уравновешивает и нейтрализует, восстанавливает нервную систему.

Синий – цвет покоя и размышлений. Расслабляет и приводит в состояние уравновешенности, им «видят» музыку «крепыши», медлительные и спокойные детки.


Часто дети используют фиолетовый цвет, он успокаивает, снимает стресс и усиливает восприятие. В психологии фиолетовый цвет иногда считают «гармонией противоречия».

Предпочтение коричневого цвета может быть связано с повышенной потребностью в комфорте, что может быть связано с усталостью, болезнью.

Черный цвет – цвет отказа и отрицания, цвет протеста, депрессии – цвет избавления от внешних раздражителей.

Красный цвет – цвет жизненной энергии и вегетативного возбуждения. Олицетворяет желания человека в области активных преобразований действительности вокруг. Цвет импульсивности – стремление добиться влияния, завоевать успех.

Желтый цвет – цвет оптимизма и веселости, он создаёт ощущение легкости, приподнятости.

Великолепно «слышатся» детьми в цвете такие композиторы как В. Моцарт, И.С. Бах, П.И. Чайковский и А. Вивальди.

Невербальная диагностика эмоциональных состояний А.О.Прохорова

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о благоприятном состоянии учащихся.

Используемые для раскрашивания квадратов цвета преимущественно светлых и теплых оттенков: розовый, оранжевый, красный, голубой.

В рисунках также отсутствуют напряжение и скованность. Дети изображали свое состояние в виде цветка, моря, солнца и др., что, в свою очередь, можно интерпретировать как радость, дружелюбие, бодрость и др. (Приложение 5).

Выводы к главе 2

Было проведено экспериментальное исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний учащихся.

На основании проведенного исследования мы увидели, что музыка имеет непосредственное воздействие на настроение и эмоции человека.

Наблюдалось стремление детей передать в рисунке структуру произведения, характер музыки, особенности ритма и колорит. Выбор цветовых гамм в рисунках позволил определить и эмоциональные состояния детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что проведенная нами исследовательская работа, еще раз подтверждает актуальность выбранной темы.

В ходе выполнения работы нами были решены следующие задачи:

  • Рассмотрены виды и роль эмоций в жизни человека;
  • Охарактеризованы психологические теории эмоций;
  • Проведено практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние.

По данной работе можно сделать следующие выводы.

Имеется научное подтверждение тому факту, что музыка имеет непосредственное воздействие на настроение и эмоции человека. Она способна их создавать, изменять и передавать.


Есть и обратная связь – любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать определенную музыку. Неоспоримым фактом является и то, что музыка оказывает стимулирующее действие на физическом уровне.

Поэтому ее ключевыми характеристиками являются темп и ритм. Так, например, посредством ритма музыка может синхронизировать как физические, так и умственные рабочие процессы, способствовать высвобождению адреналина. Музыка – часть социальной культуры, она помогает формировать чувство единства, принадлежности к определенной социальной группе.

Еще одна отличительная особенность музыки – фоновость её восприятия, не требующая осмысления и интерпретации.

Проведенное практическое исследование показало, как с помощью музыки человек может выражать свои эмоциональные состояния.

В ходе экспериментального исследования мы обнаружили зависимость между цветом, музыкой и эмоциональным состоянием.

На наш взгляд, рисование с использованием музыкальных композиций является неотъемлемой частью в коррекционных занятиях с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. - С. 173.
  2. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы «Текст»/ П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 2007. - 318с.
  3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.:Музыка, 1971. - 376 с.
  4. Батурина Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности – Иваново: Изд-во пед. ин-та, 2003. – 411 с.
  5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
  6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.
  8. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  9. Додонов Б.И. Эмоция как ценность – М., Политиздат, 1978. 272 с.
  10. Израд К. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980.
  11. Л.М.Веккер. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – Москва: Издательство "Смысл", 1998.
  12. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988. – 254 с.
  13. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. – Казань, 1991.
  14. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.
  15. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.: Знание, 1980. - 57 с
  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
  17. Симонов П.В. Что такое эмоция? – М.: Наука, 1966. - 94 с.
  18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.: Наука, 2003-379с.
  19. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) – М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385-386.
  20. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – Воронеж: МОДЭК, 1998.
  21. Яндекс.Музыка. URL: https://music.yandex.ru