Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
Уподобление музыке , нахождение «эмоционального унисона» является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи.
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности человека, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки человек осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
При слушании музыки роль эмоционального компонента очень велика. Музыка обладает несколькими характеристиками, такими как: гаммы, ноты, тишина и многое другое. Следовательно, музыкант должен играть и изменять её характеристики по своему усмотрению, чтобы создать желаемое музыкальное произведение, а значит и эмоцию, которую он хочет передать. Композитор должен тщательно выбирать, какие инструменты он хочет использовать и к кому он будет обращаться. Очень важно звучание каждого инструмента, чтобы получить общее соучастие с музыкой.
Музыкальный темп также может определить жанр музыки. Медленный темп с мелодией пианино заставит почувствовать грусть или спокойствие. И наоборот, быстрый темп с соответствующими мелодиями будет сообщать некоторую радость.
Композитор может также использовать обычный слух большей части аудитории, чтобы усилить передачу эмоции. Например, звуки, напоминающие негативные события, передадут эмоции с отрицательной валентностью (гневом, страхом или грустью). И наоборот, звуки, напоминающие положительные события, передадут эмоции с положительной валентностью (радость, спокойствие). Композитор должен вдохновиться всем тем, что его окружает, что существует музыкально для того, чтобы в итоге создать свою собственную музыку.
Музыка – это источник энергии, способствующий оздоровлению человеческих душ. Власть музыки выходит далеко за пределы царства слова.
Музыка и изобразительное искусство – источник радости в любом возрасте. Рисунок помогает человеку лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Люди рисуют музыку, передавая свои сиюминутные впечатления, фиксируя в отображении своё настроение, отношение с помощью красочных звуковых пятен, клякс, набрызгав, монотипии. Колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит (тембр) — один из главных факторов изобразительности.
В своих рисунках человек находит не только отражение настроения, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм.
Эти занятия способствуют развитию у человека образного мышления, воображения, креативности. Созданный рисунок помогает более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.
Музыка, живопись, рисунок, скульптура – это все неразрывно связано. Можно творить замечательные картины, сидя в машине и слушая музыку. Музыка вдохновляет на шедевры, а иной раз помогает раскрыться таланту.
В средние века создано много барельефов и картин с изображением музыкантов.
Музыка и живопись переплетены так, что для них одинаковыми являются такие понятия, как ритм, симметрия, пропорция, колорит.
Однако не только художники могут писать музыку, но и сама музыка может рисовать. Существуют так называемые музыкальные зарисовки. У некоторых музыкантов есть цветной слух, к таким можно отнести А.П. Мусоргского, Римского-Корсакова, которые при помощи отдельных тональностей в музыке достигали ассоциации с определенным цветом.
1.4 Выводы к Главе 1
В первой главе были раскрыты основные понятия, изучена роль эмоций в жизни человека, показана история изучения этого вопроса зарубежными и отечественными психологами. В качестве средства невербального проявления эмоционального состояния человека была рассмотрена музыка. Было определено ее влияние на эмоциональное состояние человека.
2. Психодиагностика эмоциональных состояний человека
2.1 Методики исследования
Для каждого из нас музыка – это часть нашей эмоциональной сферы.
Наше практическое исследование позволит нам:
- раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма от прослушивания музыки разных стилей;
- определить степень ее воздействия на эмоции человека, о цветовых ассоциациях.
Основная цель экспериментальной работы выявить, как учащиеся эмоционально реагируют на музыку разных стилей.
Для определения результатов этого влияния нами был проведен эксперимент в МКОУ «СОШ» №32 г.Нальчика – учащиеся 6 «В» класса.
Выборка исследования составила 8 человек.
В ходе исследования можно выделить следующие этапы:
1 этап (август 2016г.) Содержание этапа: подбор диагностических методик, выбор экспериментальной группы.
2 этап (сентябрь 2016г.) Содержание этапа: проведение экспериментальной диагностической работы.
3 этап (октябрь 2016г.) Содержание этапа: обработка полученных результатов и формулирование выводов.
Ход исследования
1 этап. На начальном этапе исследования были определены методики диагностики:
- Тест Люшера (краткий вариант);
- Зарисовывание музыкальных впечатлений под музыку разных стилей;
- Невербальная диагностика эмоциональных состояний А.О.Прохорова.
Тест Люшера (краткий вариант)
Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд. Вызывает у человека, как физиологический, так и психологический эффект.
Краткий вариант цветового теста Люшера представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: серого (условный номер – 0), темно-синего (1), зеленого (2), красного (3), желтого (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Характеристика цветов:
- Желтый цвет – светлый, как солнечный день, – вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.
- Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.
- Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.
- Зеленый цвет успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.
- Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.
- Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.
- Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.
С детьми была проведена разъяснительная работа по выполнению задания – Тест Люшера.
Было предложено прослушать последовательно 8 музыкальных отрывков, которые были распределены по музыкальным стилям:
- Металл (Metallica «Nothing else matters»);
- Классика (Antonio Vivaldi «La quattro stagioni»);
- Рок-н-ролл (Elvis Presley «Rock-n-roll»);
- Современная поп-музыка (Егор Крид «Будильник»);
- Рэп (Баста «Обернись»);
- Рок (Gorky Park «Moscow calling»);
- RnB (Justin Timberlake «Cry me a river»);
- Джаз (Ray Charles «Mess around»).
Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.
После каждого отрывка испытуемому предлагалось выбрать цвет, который соответствовал его настроению после прослушивания музыки.
Выбор цвета основан на бессознательных процессах. Он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.
Зарисовывание музыкальных впечатлений под музыку разных стилей
Для проведения исследования были выбраны произведения в минорной и мажорной тональности. Музыкальные композиции симфонического и эстрадного оркестров. Соло музыкальных инструментов: скрипка, клавесин, флейта.
В течение 30 минут дети в рисунках передавали свои музыкальные впечатления.
Невербальная диагностика эмоциональных состояний А.О.Прохорова
Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для работы необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторона будет предназначена для рисунка).
Инструкции к тесту:
Инструкция №1. Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листе бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вам надо в этом квадрате цветным карандашом изобразить ваше состояние, то есть то, что вы в данный момент испытываете. Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его карандашами разных цветов. При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонтально и перпендикулярно к ней на три части и т. д.)
Инструкцию № 2.
Ребята! Сейчас каждый из вас изобразил свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы (парта, доска, наш класс), а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например, цветок, мяч, солнце, дождь и т. д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа.
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к тесту
Цвет (в квадрате) |
Рисунок |
Состояние |
Красный |
Тетрадь Парта Класс Доска и другие школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого |
Радуга Новый год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары |
Радость |
Зеленый |
Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска |
Внимание, сосредоточение* |
Розовый |
Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла |
Мечтание, фантазирование |
Черный |
Дождь Клякса Ребенок спит за партой |
Утомление, усталость |
Оранжевый |
Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке |
Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый |
Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой |
Искренность |
Голубой |
Душ Бассейн Море |
Бодрость |
Синий |
Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука Дети с учительницей, со старшими |
Азарт |
Коричневый |
Поле |
Сочувствие, сострадание |
В таблице представлены не все, а только основные психические состояния школьников, отмеченные как наиболее часто встречающиеся. При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры говорят об обратном.
На наш взгляд, выбранные методики наиболее точно и верно помогли оценить те вопросы, которые хотелось бы выяснить в ходе экспериментальной части исследования.
2.2 Обработка и анализ экспериментальных данных
На 2-м этапе была проведена экспериментальная диагностическая работа с учащимися.
На 3-м этапе были проведены: обработка полученных результатов и формулирование выводов. В ходе данного этапа были обработаны и проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы.