Файл: Психологические требования к Менеджеру по персоналу..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе остро стоит проблема повышения эффективности управления. В условиях кризисных явлений и нестабильности экономики повышается проблема эффективного управления персоналом при оптимизации материальных затрат. В этом случае эффективность управления, приверженность персонала идеям и целям организации, эффективность организации в целом полностью зависят от людей, осуществляющих руководство. Такими людьми являются менеджеры, в частности менеджеры по управлению персоналом. К личностным и профессиональным качествам менеджеров предъявляются разносторонние требования. Чем выше соответствие личностных качеств менеджера предъявляемым требованиям, тем эффективнее он решает свои задачи.

Реализация сложных задач найма сотрудников на работу, «ядром» которых выступает установление их соответствия / несоответствия требованиям профессии в первую очередь, по психологическим характеристикам, потребовала от менеджера по персоналу квалифицированной психологической подготовки.

К подобному выводу применительно к личности специалистов-менеджеров кадровых служб пришли авторы многочисленных исследований, направленных на изучение психологических особенностей данной профессиональной группы (B.C. Агеев, Т.Ю. Базаров, М.Н. Берулава, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, В.В. Гончаров, А.А. Деркач, Г. Десслер, П.Ф. Друкер, СВ. Иванова, В.Н. Маркин, А.И. Наумов, А.Л. Ситников и др.). Как минимум, менеджер по работе с персоналом должен уметь выявить качества человека, значимые для успешного выполнения той или иной деятельности, правильно оценить его возможности по эффективному выполнению определенного вида работ, своевременно идентифицировать источники возникающих проблем, установить перспективы профессионального роста сотрудника.

Цель исследования – рассмотреть основные психологические требования к личности менеджера по управлению персоналом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие и критерии современного менеджера;

- рассмотреть общие критерии личности менеджера;

- охарактеризовать требования к личностным качествам менеджера по работе с персоналом;

- охарактеризовать требования к профессиональным компетенциям менеджера по работе с персоналом.

Объект исследования - личность современного менеджера.

Предмет исследования – психологические характеристики менеджера по работе с персоналом.

При написании работы применялись общенаучные методы исследования – анализ, синтез, сопоставление.


1. Теоретический обзор роли, выполняемые современными менеджерами и требования к ним

1.1. Роль, выполняемая современными менеджерами

Роль современного менеджера заключается в интегрировании в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия.

Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т.п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека.

Смена парадигмы управления изменила подходы к построению системы управления на уровне организаций. Основной чертой современного менеджмента становится его социальная направленность и социальная ответственность. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой[1].

При этом усложняется процесс и факторы воздействия внешней среды на организацию, растет неопределенность среды, внешние и внутренние риски. Для того, чтобы организация не просто выжила в таких условиях, но и активно развивалась необходимо управление соответствующее современным вызовам.

Еще одной важной чертой современной экономики выступает ограниченность ресурсов, в том числе и трудовых. Если организация не стремиться сохранить свои ресурсы, их могут перекупить конкуренты. В эпоху информационных технологий и инноваций, когда уникальная разработка способна обеспечить организации прочное место на рынке, утечка высоко профессиональных кадров выступает непозволительной роскошью.


1.2. Основные критерии современного менеджера

Формирование класса менеджеров было обусловлено индустриальной революцией и последовавшим за ней рассредоточением собственности. Дробление собственности привело к тому, что ее владельцы теряли контроль над оперативным управлением производством, и эти функции переходили к наемным управленцам. По мере убывания влияния собственников стал расти объем властных полномочий наемных управляющих. С ростом производительных сил, увеличением доли интеллектуальной составляющей производства и усилением влияния информационных технологий наемные менеджеры стали решать не только тактические, но и стратегические задачи – формулировать цели развития организаций.

Таким образом, сегодня именно они, а не владельцы предприятий становятся ключевыми фигурами экономического развития. При этом менеджеры определяют как деятельность отдельных компаний, так и развитие целых отраслей, а в более широком смысле - экономики своих стран.

Этот тезис актуален в отношении России: сегодня отечественные менеджеры образуют динамично развивающуюся социальную группу, стремящуюся к консолидации на основе общих профессиональных интересов[2].

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и может пониматься как :

- организатор конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- руководитель предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- руководитель по отношению к подчиненным;

- администратор любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

Применительно к экономике менеджерами называют специалистов, которые, используя различные методы и тактику управления, способствуют достижению организацией или предприятием определенных целей. Методы достижения целей могут быть различны.

Подход к управлению с позиций менеджмента самоорганизующихся и интегрирующихся систем рассматривает персонал организации с двух различных позиций – как клиентов организации (сотрудники выступают потребителями организационной культуры и организационных благ) и как ресурс. Такой подход к восприятию персонала требует построения сложной модели взаимоотношений как внутри организации так и вне ее. Такие отношения строятся на основе соблюдения баланса интересов.

Принято считать, что хорошему руководителю необходимо взойти по ступеням управленческого «зиккурата», накопить жизненный опыт или обладать неким природным даром, а всего лучше располагать и тем, и другим[3]. Это, конечно, необходимо, но совершенно не достаточно, чтобы управлять организацией в нашем стремительно меняющемся мире.


Ни одному ответственному человеку не придет в голову практиковать химию или медицину без специальных знаний. А вот управлять организацией обыденное сознание полагает возможным без профессиональной подготовки.

На самом деле, чтобы эффективно управлять современной организацией, необходимо овладеть всей совокупностью знаний, накопленных человечеством в области управления, рассматривая менеджмент не только как набор методов и подходов, но и как философию современного социального управления.

Современный менеджмент интегрирует достижения цивилизации в управление сложными открытыми системами. Тенденция к интеграции, то есть к объединению методов разных наук и установлению метанаучных закономерностей, является одной из особенностей развития современного научного знания. При этом рождаются новые общие понятия, терминология, методы.

1.3. Требования к современным менеджерам

Рассмотренные выше особенности и парадигмы современной системы управления диктуют свои требования к личности менеджера.

Одним из важнейших требований становится наличие гибкости и умения адаптироваться к изменениям среды. Современный менеджер несомненно должен знать классические постулаты менеджмента, но в работе приоритет должен быть за современными методами и механизмами управления.

Современный менеджер должен уметь использовать в работе теорию систем, что позволяет всесторонне работать с объектом управления как в целом так и с его структурными компонентами.

Широкое применение в современной практике управления находит ситуационный подход. Высокая непредсказуемость среды, ее динамичность не позволяют выработать единственно эффективных мер для любой ситуации. В каждой уникальной ситуации необходимо подбирать подходящие для нее методы.

- Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

- Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия из вне. Центральный момент здесь - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.


- Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях[4].

Достаточно сложно в нескольких словах или даже фразах сформулировать требования к современному менеджеру на предприятии. Он должен смотреть в будущее и одновременно не отрываться от повседневности. Он должен быть «отцом» для персонала и в то же время строгим управленцем. Он должен разбираться в технологических процессах на предприятии, в основных понятиях маркетинга и информатики, управления персоналом и антикризисных мерах, в психологии и методах манипулирования людьми, в финансах и налогах. Менеджер должен уметь взаимодействовать с властью и с клиентами, с конкурентами и владельцами бизнеса. И наконец – менеджер должен быть профессионалом менеджмента, микро- и макроэкономики.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

- знания в области теории и умения в сфере практики управления;

- способность к коммуникациям и умение работать с людьми;

- компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микро - экономики. Общей теории принятия управленческих решений умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным качеством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований - требования коммуникабельности и умения работать с людьми, - обусловлена связующим положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив и отдельные подчиненные сотрудники.