Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса Реализация билетов через розничные кассы (Характеристика существующих бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика существующих бизнес-процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3 Характеристика результативной информации
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5 Характеристика базы данных
ВВЕДЕНИЕ
Современный бизнес становится все более динамичным, борьба за конкурентные преимущества зачастую превращается в погоню за современными управленческими и информационными технологиями. Последние годы в России наблюдается настоящий информационный бум, практически повсеместно внедряются информационные системы, и автоматизируется управление. Мотивы здесь разные: и влияние моды, и желание «не отстать от конкурента», а зачастую – это вполне понятное стремление руководства компаний внедрить эффективную и современную автоматизированную систему управления, чтобы снизить издержки, ускорить процесс обработки информации, повысить качество выполняемой работы, в результате чего компания добивается высоких результатов в своей деятельности.
Целью работы является разработка информационной системы по продаже билетов через розничные кассы.
Кроме того, определены следующие цели разрабатываемого проекта:
- Минимизация участия человека в процессе ввода информации;
- Исключение повторного ввода одних и тех же данных в разные хранилища данных;
- Минимизация вероятности ввода ошибочной информации в базу данных;
- Повышение оперативности попадания обновленных данных в базу данных.
Достижение этих целей позволит более точно делать прогнозы относительно развития компании.
Задачи, которые нужно выполнить для достижения поставленной цели:
- описание предметной области;
- моделирование бизнес-процессов компании;
- выявление недостатков существующей системы;
- выбор и обоснование технического, программного, информационного обеспечения для решения задачи;
- проектирование базы данных.
Объектом исследования является продажа билетов на спортивные мероприятия.
Предметом исследования являются процесс автоматизации продаж билетов.
Методы исследования: анализ, обобщение, моделирование, CASE-средства, сравнение.
Аналитическая часть
Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
Цель создания подсистемы – автоматизация процесса покупки и сдачи билетов/абонементов на футбольные матчи, анализа работы касс и контроля продажи билетов в целом.
При создании ИС должны быть достигнуты такие показатели:
Повышение эффективности работы касс достигается путем:
обеспечения оперативного доступа кассиров к таблице занятых мест, с последующей возможностью быстро занести требуемое место в разряд занятых/свободных или же забронировать/разбронировать его;
возможности планирования режима работы касс, разделения касс для продажи соответствующих категорий билетов, вследствие чего, возможно уменьшение очередей и ускорение обслуживания клиентов.
предоставления клиентам оперативной информации (с выводом на экран) о наличии свободных мест, абонементов, порядка сдачи/обмена билета и ценах;
своевременного поступления информации, которая добавляется/обновляется администратором.
-
-
-
- Повышение объема продаж билетов и увеличения прибыли за счет:
-
-
анализа работы касс на основании различных типов отчетов (ежедневный, месячный, почасовой), составленные менеджером по продажам, что позволит увеличить эффективность и рассчитать последующий принцип работы касс;
контроля продажи билетов, путем ограничения количества проданных билетов в «одни руки» до 10, что позволит частично избежать перепродажи билетов и дальнейших махинаций с ними. При покупке билетов через интернет будет учитываться ip-адрес, с которого будет произведена покупка, и таким путем так же ограничить кол-во билетов.
Для учета проданных и сданных билетов ведется таблица продажи билетов по нумерованным местам. В таблице указывается номер места, категория и дата покупки билета. В зависимости от категории билеты имеют различную цену, поэтому в таблице место имеет три состояния: 1) занято, 2) свободно, 3) забронировано. Также существует три типа билетов:
- разовый (1 место – 1 матч);
- групповой (несколько мест – 1 матч);
- абонемент (1 место – несколько матчей).
Бронь снимается за час, а продажа билетов прекращается за 5 мин до начала матча. Также кассир принимает билеты, и возвращает за них деньги. Затем занятое ранее место отмечается как свободное и вновь выставляется на продажу. Возврат билетов осуществляется за 24 часа до начала матча, в размере 80% от его начальной стоимости. Так же можно поменять билет на другой, без потери денег, с возможной доплатой. Категории билетов, цены и порядок покупки билетов изменяются в зависимости от категории матчей.
Также владельцы абонементов имеют право первыми выкупить место, которое указано у них в абонементе.
Менеджер на основе полученных данных составляет отчеты по продажам, наполненности стадиона и анализирует работу касс.
Администратор осуществляет обновление информации, необходимое для продажи/сдачи билетов.
В системе “Продажа билетов ” можно выявить следующие проблемы:
- Из-за наличия большого количества категорий билетов и их изменение в зависимости от типа проводимого матча, может возникнуть путаница. А если разделять кассы по категориям билетов и секторам, то могу образоваться очереди.
- Огромной проблемой является спекуляции с билетами, а именно их покупка и последующая перепродажа. В соответствии с действующими законами, деятельность по перепродаже и повторной реализации каких-либо товаров (в том числе билетов на спортивные матчи) не запрещена. Возникает необходимость ограничения количества продаваемых билетов в «одни руки». Или же введение ID-карт, чтобы иметь базу данных клиентов и регистрировать количество проданных билетов. Но введение такой системы вызовет необходимость регистрации всё новых и новых клиентов, что увеличит и без того огромный поток данных. Также регистрация занимает значительное количество времени. Единственным решением является создание сайта с возможностью онлайн регистрации.
- Отсутствие необходимого опыта пользования системой у кассиров.
- Администратор в одиночку не может должным образом обслуживать функционирование всех касс. Возникает необходимость создания оснащенной и интеллектуально продвинутой команды технической поддержки, которая будет должным образом реагировать на какие-либо поломки и устранять их, до образования очереди.
Характеристика существующих бизнес-процессов
В структуре подразделения можно абстрактно выделить кассира, менеджера по продажам, администратора и покупателя (но он не взаимодействует с системой напрямую).
В каждой из касс работает кассир, функция которого – продавать билеты и принимать возвращённые билеты, а также продавать абонементы. Каждым кассиром ведутся учет проданных и возвращённых билетов и проданных абонементов. Менеджер на основе полученных данных обязан составлять несколько видов отчетов по различным кассам, в частности формирование итогового отчета по работе всего отдела. В обязанности администратора входит добавление в систему новые матчи с указанием всех необходимых данных. Покупатель может покупать билеты только на имеющиеся свободные места, счет которых ведется в системе. Также он может бронировать места или производить обмен уже купленных билетов на другие имеющиеся в наличии места.
Рисунок 1.1. Структура подразделения, в котором используется «Продажа билетов на футбол»
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Данная подсистема найдет применения на любых стадионах, которые имеют возможность проводить футбольные матчи и другие спортивные соревнования. Подсистема создана для усовершенствования работы касс, продающих билеты. Также будет вестись контроль продажи билетов и анализ работы касс, что позволит увеличить эффективность работы стадиона в целом.
Таблица 1
Количественно-стоимостные оценки деятельности компании
№ п\п |
Наименование характеристики (показателя) |
Значение показателя на конец 2016 года |
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), руб |
1290520 |
|
Выручка, руб. |
38551000 |
|
Валовая прибыль, руб. |
2938000 |
|
Чистая прибыль, руб. |
2912000 |
|
Рентабельность собственного капитала, % |
3,75 |
|
Рентабельность активов, % |
2,25 |
|
Коэффициент чистой прибыльности, % |
7,55 |
|
Рентабельность продукции (продаж),% |
9,20 |
|
Количество единиц средств вычислительной техники |
223 |
|
Количество сотрудников (человек) |
227 |
Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Входными документами системы являются сведения о наличии билетов. Выходными документами являются: билет, отчеты по продажам билетов и статистика продаж. За основу форм документов берутся бланки, используемые на предприятии. Их необходимо проанализировать, оценить полноту содержащейся в них информации, и использовать при проектировании системы.
Для построения диалога с пользователем возможны следующие способы: диалог типа «Вопрос-ответ»; диалог типа «Меню», диалог на основе экранных форм, диалог на основе командного языка. Для каждого из входных документов будут создаваться экранные формы ввода первичной информации. При этом необходимо обеспечить соответствие макета экранной формы форме входного документа. Не обязательно, чтобы внешний вид этих форм совпадал, но все вводимые элементы данных должны располагаться в том же относительном порядке и иметь такой же формат, что и в исходном документе.
Результатная информация должна отображаться на экранных формах в соответствии с формой выходного документа, т.е. на основе использования комбинированной формы с трехзонным расположением реквизитов и многострочной содержательной частью. Условно-постоянная информация будет храниться в справочниках. В системе потребуются следующие справочники:
- Справочник «Места»;
- Справочник «Матчи»;
- Справочник «Билеты»;
- Справочник «Концерты»;
- Справочник «Спортивные мероприятия»;
- Справочник «Команды»;
- Справочник «Исполнители».
Формы для ввода справочников должны позволять просматривать, добавлять, редактировать, удалять записи. При проектировании макетов форм ввода справочников применим анкетную форму расположения реквизитов, удобную для ввода и актуализации справочников. Все экранные формы должны быть удобными, понятными, эргономичными. Общий цвет информационной части должен быть спокойных тонов, не вызывающих усталости пользователя. Цвет полей, подлежащих вводу с клавиатуры, должен отличаться от цвета информационной части. Каждое поле должно быть снабжено подсказкой, которую следует выдавать на экран при неправильных действиях пользователя. Должна быть обеспечена возможность исправления ошибок во введенных данных.
В системе необходимо учесть принятую на предприятии систему кодирования документов, а именно: документы одного типа нумеруются последовательно с начала года. Система кодирования артикулов товара также используется существующая на предприятии, т.к. она достаточна, привычна, и используется не только в автоматизируемом подразделении, но и в других отделах предприятия.
Необходимо разработать локальную систему классификации и кодирования для следующих объектов учета:
- билетов;
- матчей;
- мест;
- спортивных мероприятий
Центральным компонентом информационного обеспечения является информационная база (ИБ), представляющая собой организованную определенным способом совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач. [1]
Существуют следующие способы организации информационной базы: совокупность локальных файлов, поддерживаемых функциональными пакетами прикладных программ, и интегрированная база данных, основанная на использовании универсальных программных средств загрузки, хранения, поиска и ведения данных, то есть системы управления базами данных (СУБД).
Локальные файлы обеспечивают более быстрое время обработки данных, однако при таком способе организации ИБ в информационной системе наблюдается высокая степень дублирования данных, несогласованность данных, отсутствие гибкости доступа к информации. Интегрированная база данных – это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при такой минимальной избыточности, которая допускает оптимальное их использование в различных приложениях.
Для решения поставленной задачи требуется интегрированная база данных.
Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Основными способами организации БД являются создание централизованных и распределенных БД. [4] В рассматриваемой задаче не предполагается распределенная структура ИС, т.к. задача небольшая по объему данных и по количеству пользователей.
Таким образом, для решения поставленной задачи необходима интегрированная централизованная база данных.
В отличие от дорогих и сложных программ автоматизации продаж, программа автоматизации продаж билетов должна подходить для представителей малого и среднего бизнеса Использование технологии создания программы в визуальных средах программирования делает ее интерфейс универсальным и совместимым с операционными системами Windows 7\8\10.
Практическая часть
2.1 Информационная модель и её описание
Информационная модель задачи автоматизации продаж билетов показана на рисунке 2.1.