Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса Реализация билетов через розничные кассы (Характеристика существующих бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика существующих бизнес-процессов
1.3 Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
2.1 Информационная модель и её описание
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
2.3 Характеристика результативной информации
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5 Характеристика базы данных
Разрабатываемая автоматизированная система работает со справочниками мест, билетов, матчей. На каждый справочник предусмотрена экранная форма для заполнения и корректировки. На основании справочных данных формируются данные отчетов.
На основании данных, хранящихся в справочниках и журналах, формируется отчетная информация.
Рисунок 2.1. Информационная модель задачи
2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
При решении задач подсистемы обрабатываются следующие документы/информация:
Входные:
- Ежедневно в начале рабочего дня заполняется документ, в котором указываются данные о билетах, которые есть в наличии. Таким образом , в течении дня заполняется выходной документ, где будет содержаться информация о проданных билетах, абонементах и сданных билетах. По окончанию рабочего дня или определенного периода менеджер по продажам произведет сравнение полученных данных.
Выходные:
- Занесение в отчет ведомости о продаже билета, которая содержит:
серийный номер билета;
дата/время продажи билета;
категория билета;
номер кассы;
дата и время матча;
название и тип матча;
цена билета.
- Ведомость о сдаче документа, которая содержит:
серийный номер билета;
дата/время продажи билета;
дата/время сдачи билета;
категория билета;
номер кассы;
дата и время матча;
название и тип матча;
цена билета;
размер комиссии при сдаче билета;
сумма денег, возвращенная клиенту;
причина сдачи.
- Ведомость об обмене билета, которая содержит:
дата/время обмена билета;
серийный номер билета 1
категория билета 1;
серийный номер билета 2;
категория билета 2;
разница в цене;
номер кассы.
- Ведомость о продаже абонемента, которая содержит:
серийный номер абонемента;
дата приобретения;
номер кассы;
список названий и дат матчей;
цена абонемента;
ФИО клиента.
- Отчет о работе касс на опр.период:
дата создания отчета;
тип отчета;
собственно сам отчет;
- Карта свободных мест:
- дата и время;
- карта свободных мест.
2.3 Характеристика результативной информации
Анализ накапливаемой количественно-суммовой информации в базе данных проводится в модуле аналитики с последующим выводом выходных данных в виде графических диаграмм. Параметры обрабатываемой информации должны корректироваться в зависимости от устанавливаемого пользователем интервала времени и конкретного магазина или итоговая информация за весь период по всему предприятию.
Система должна иметь возможность последующей реорганизации и расширения для улучшения её возможностей или добавления функций. Должен обеспечиваться контроль ввода данных при отсутствии избыточности, а также надежное хранение и целостность базы данных.
2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
При разработке ИС, решающей задачи автоматизации документооборота, важным этапом является описание иерархии функций управления и обработки данных разрабатываемого программного продукта
Дерево функций представляет собой иерархическую структуру действий, реализованных в ИС. Все действия (функции) программного продукта можно разделить на два основных подмножества:
1) служебные функции – идентичны для всех автоматизированных систем управления предприятием на современном уровне развития аппаратных и программных средств. Функции этого вида призваны обеспечить безопасность ввода, обработки и хранения информации, облегчить работу с системой, сделать ее наиболее удобной и незатруднительной для конечного пользователя.
2) основные функции управления и обработки данных – свойственны как информационным системам любой специализации, так и именно данной ИС. Они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Эти функции организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в конкретной предметной области.
Состав и классификация функций разрабатываемого программного продукта представлены в виде дерева функций (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Дерево функций ИС
На данном этапе разработки проекта ИС необходимо также выбрать язык общения системы с конечным пользователем.
Диалог – это процесс обмена сообщениями между пользователем и ИС, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей достаточно оперативна.
В процессе диалога возможно:
- двустороннее управление на базе языка типа «запрос-ответ»,
- одностороннее управление со стороны ИС с языком общения типа «меню», «заполнения шаблона», ответа по «подсказке»,
- одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).
При использовании для общения языка «меню» в диалоговой системе должна присутствовать система планирования и управления диалогом, в функции которой входит:
- управление процессом диалога,
- обеспечение интерфейса пользователя,
- обеспечение выполнения сервисных или справочных функций,
- анализ и обработка ошибочных ситуаций,
- вызов обрабатывающих программ.
При разработке данного проекта система общения с пользователем организована таким образом, что основная часть диалога ведется на языке типа «меню», а заполнение форм входных документов – по «шаблону». Таким образом, происходит одностороннее управление процессом обработки данных со стороны ИС.
Структура сценария диалога в совокупности с деревом функций, которое отражает состав и иерархию функций системы, дает возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Сценарий диалога предусматривает возможность обеспечения следующих функций управления ходом решения поставленных задач:
- возможность работы с экранными формами входных документов,
- формирование выходных документов,
- корректировка вводимых данных,
- просмотр введенной информации,
- работа с таблицами нормативно-справочной информации,
- протоколирование действий пользователя,
- помощь на всех этапах работы.
Сценарий диалога представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 Сценарий диалога с ИС
Сценарий диалога состоит из двух логически связанных частей:
1) Основные меню, относящиеся к головному, то есть те экраны меню, которые видит пользователь, прежде чем приступить к выполнению основных функций, согласно дереву функций. Основные меню предполагают обязательные действия пользователя при работе с ИС.
2) Сервисные меню, которые становятся доступны конечному пользователю после того, как выдана на экран соответствующая форма документа. Сервисные меню предполагают возможные действия, одно из которых может являться необязательным к выполнению.
2.5 Характеристика базы данных
В таблице 2 представлено описание полей таблицы «Билеты». Данная таблица служит для хранения информации по билетам.
Таблица 2
Структура таблицы «Билеты»
Название |
Тип |
Размер поля |
Описание |
Код билета |
счетчик |
5 |
Уникальный ключ записи |
Код места |
числовой |
5 |
Идентификатор места |
Код спортивного мероприятия |
числовой |
5 |
Идентификатор спортивного мероприятия |
Код матча |
числовой |
5 |
Идентификатор матча |
Код концерта |
числовой |
5 |
Идентификатор концерта |
В таблице 3 представлено описание полей таблицы «Места». Данная таблица служит для хранения информации по наличию мест на то или иное мероприятие.
Таблица 3
Структура таблицы «Места»
Название |
Тип |
Размер поля |
Описание |
Код места |
счетчик |
Длинное целое |
Уникальный ключ записи |
Номер места |
числовой |
номер места |
В таблице 4 представлено описание полей таблицы «Матчи». Данная таблица служит для хранения информации о матчах.
Таблица 4
Структура таблицы «Матчи»
Название |
Тип |
Размер поля |
Описание |
Код матча |
Счетчик |
Длинное целое |
Уникальная запись |
Дата и время проведения |
Дата/время |
Дата проведения матча |
|
Код команды1 |
Числовой |
5 |
Код команды участника-1 |
Код команды 2 |
Числовой |
5 |
Код команды участника-2 |
В таблице 5 представлено описание полей таблицы «Концерты».
Таблица 5
Структура таблицы «Концерты»
Цена |
Тип |
Размер поля |
Описание |
Код концерта |
Числовой |
5 |
Идентификатор |
Код исполнителя |
Числовой |
20 |
Идентификатор исполнителя |
Дата и время проведения |
Дата/время |
20 |
Дата и время проведения концерта |
Таблица 6
Структура таблицы «Спортивные мероприятия»
Название |
Тип |
Размер поля |
Описание |
Код спортивного мероприятия |
Счетчик |
Длинное целое |
Уникальный ключ записи |
Дата и время проведения |
Дата/время |
Дата и время проведения спортивного мероприятия |
2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
Схема программных модулей содержит программные модули различных классов:
- выполняющие служебные функции;
- управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;
- модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.
Схема взаимосвязи программных модулей представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1. Схема взаимосвязи программных модулей ИС.
2.7. Описание программных модулей
Таблица 7
Характеристики программных модулей задачи
Идентификатор модуля |
Наименование модуля |
Выполняемые функции |
Begin Module |
Управляющая программа |
Инициирует вызов и активизацию основных программных модулей системы, содержит меню ИС. |
Security Module |
Модуль проверки пароля и прав доступа |
Модуль, предназначенный для контроля прав доступа и правильности пароля в системе |
Form Module |
Модуль ввода данных |
Модуль, предназначенный для ввода данных по документам. |
Контроль правильности вводимых данных, проверка соответствия вводимой даты, кодов и прочей строчной и числовой информации. В случае обнаружения ошибок на экран выдаются корректные предупреждения, и предлагается исправить ошибку |
||
Корректировка введенных данных первичных документов, пока они еще не сохранены в соответствующих файлах. |
||
Execute Module |
Модуль обработки |
Модуль обработки информации |
Help Module |
Модуль ведения справочников |
Модуль, предназначенный для актуализации (корректировки, добавления, удаления) сведений справочников. |
Result Module |
Модуль результатов |
Модуль, предназначенный для окончательных расчетов, необходимых для составления результатных документов. |
Print Module |
Модуль вывода на печать |
Модуль, предназначенный для вывода на печать форм первичных, промежуточных и результатных документов, сгенерированных в тех модулях, которые реализуют соответствующие пункты меню |