Файл: Загадка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 1048

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации воспитательно- образовательного процесса по развитию связной речи детей дошкольного возраста средством загадки.

Понятие связной речи и особенности ее развития у детей дошкольного возраста

1.2 Влияние загадок на развитие связной речи дошкольников

Глава 2. Методические аспекты организации воспитательно- образовательного процесса по развитию связной речи детей дошкольного возраста средством загадки.

2.1 Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста

2.2Методика работы с загадками

Глава 3. Опытно - практическая работа по использованию загадок для развития связной речи у детей дошкольного возраста.

3.1 Начальная диагностика уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста

3.2 Организация работы по использованию загадок для развития связной речи детей дошкольного возраста в воспитательно- образовательном процессе ДОУ

3.3 Конечная диагностика уровня развития связной речи у детей и результаты опытно - практической работы дошкольного возраста

Заключение

Список использованных источников

В загадках раскрываются характерные особенности и признаки предмета, которые присущи только ему. Основное свойство загадки- отрицание сходства между предметами.  Это и заинтересовывает детей, дает возможность поразмышлять о связях предметов и явлений, об их характерных признаках.

Разгадывание загадок способствует развитию таких способностей как анализ, обобщение, самостоятельность, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Также загадки оказывают воздействие на развитие умения выделять основные характерные признаки предмета или явления, их выразительную сторону.

Процесс разгадывания и придумывания загадки оказывает влияние на воспитание у ребенка «поэтического» взгляда на окружающую действительность.

Отличительная сторона загадки от других дидактических приемов воздействия на дошкольников - ее предметность, направленность на предмет или деталь, конкретность. В процессе использования загадок в режимных процессах, занятиях, беседах, наблюдениях у детей появляется интерес к виду деятельности, желание изучить интересующий предмет или явление.

Использование загадок также способствует «оживлению» используемых педагогом форм работы с детьми. Загадки позволяют выделить в предмете или явлении новые, необычное, интересные черты, которых в повседневной жизни ребенок может не замечать.

При использовании загадок на завершающем этапе какой-либо деятельности, она помогает закрепить действие, отложить его в сознании ребенка, запомнить главную особенность предмета или явления. При рассматривании предметов загадка способствует развитию у дошкольников умения сравнивать, находить сходство и различие, обобщать, подводить итог и делать вывод. Прием использования загадки позволяет внести конкретику в представление детей о предмете или явлении. [6]

Все вышесказанное несомненно связано с развитием связной речи. Не имея характерного представления о предмете, ребенок не сможет назвать его. Во время разгадывания и придумывания загадок дети проговаривают слова, упражняются в правильности произношения слов, соединении слов в предложения.

Таким образом, загадки позволяют детям выразить свое мнение о предмете, используя языковые средства, тем самым развивая связную речь.

1.3Виды загадок

В настоящее время стало модно развивать связную речь дошкольников с помощью различных центров, современных игр, гаджетов. Но не всем известно, что основным из средств развития связной речи детей с давних времен является загадка.


Загадка существует очень давно. В древности каждая мама и каждая бабушка знала большое количество загадок. Загадывая их своим детям в огромном количестве, они и проводили развивающие занятия.

Кроме процесса разгадывания и отгадывания, как многим кажется, загадка больше ничего не несет. А ведь загадка демонстрирует красоту родного языка, оборотами речи, метафорами и иносказательностью. Все это способствует расширению языковых познаний ребенка, развитию связной речи.

Загадки бывают разнообразные. Рассмотрим их виды:

  1. Народные. Данные загадки пришли к нам из древности. Они сложились много веков назад и передавались из уст в уста. Их отличительные особенности: певучесть, выраженная иносказательность, сложность отгадки.  Например: Кто над нами вверх ногами?

Народных загадок насчитывается большое количество. Они бывают различными по сложности, по возрасту. Самое главное, что в этих загадках устаревшие слова, которые в настоящее время практически не употребляются. Это и способствует развитию словарного запаса и связной речи ребенка. В народных загадках охватывается самое большое количество предметов и явлений окружающего мира, что помогает в ознакомлении детей с природой, животными, временами года и т.д.

Под одной шляпой четыре брата стоят (стол).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Трое одним плугом пашут (пальцы пишут).

  1. Рифмованные загадки - это загадки, представленные небольшим стихотворением, состоящие из двух- четырех строк. В этих строках и скрывается загадка, разгадка которой находится в последнем слове, которое легко подбирается в рифму. Такие загадки легко разгадать, даже детям раннего возраста. Он большой,

Как мяч футбольный!

Если спелый — все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что? ...

  1. Загадки-обманки - это тоже загадки в виде стихотворения, но, если поставить слово в рифму - получается смешная нелепица. Это загадки для дошкольников и школьников, которые заставляют отойти от простого, но неправильного решения загадки и думать над другим вариантом ответа. Когда загадки в рифму и загадки-обманки ребенок научится разгадывать хорошо, можно усложнить ему задачу - чередуя их.
  • Белым снегом всё одето -

Значит, наступает ...

Ответ…………ЛЕТО (ЗИМА)

  • Я красивый, я летаю,

А весной от солнца таю.

Угадайте поскорей,

Кто же это? ...

Ответ…………ВОРОБЕЙ (СНЕГ)

  1. Загадки с заблудившейся буквой охотно отгадывают дети, которые уже научились читать, или достаточно хорошо знают буквы. Обычно это рифмованные двустишия, в которых в одном слове произошла замена буквы. Например: жук - лук, кочка - кошка. В результате получается смешная фраза или стихотворение, в котором герой ходит по кошкам вместо кочек, и пугается не жука, а лука. Если загадки сопровождаются картинками - удовольствие от их отгадывания удваивается.

  • Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме: -

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!..

  • Не учил уроки,

А играл в футбол.

Оттого в тетрадке

Появился гол.

  1. Загадки на смекалку требуют от ребенка внимательности и способности к рассуждениям. К этому типу загадок относятся загадки про сидящих на трубе А и Б, про утку, плавающую от чего, и многие другие.

Как в решете воды принести?

(Когда вода замерзнет, превратится в лед.)

  1. Загадки, придуманные самими - отдельная категория загадок, которую можно использовать даже с детьми, едва научившимися говорить. Например: кто вечером с работы приходит, и подарки дочке приносит? (Папа). Кто любит маму и папу? (Дочка). Можно ли съесть дом? (Настоящий - нет, а пряничный - да). Через некоторое время ребенок и сам станет придумывать загадки.

все время умывается,

а с водой не знается!(кошка)

  1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Ответ: замок.[7]

  1. Сюжетные загадки или сказочные. Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
  • Его отца схватил Лимон,

В темницу бросил папу он…

Редиска - мальчика подруга,

Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться

Отцу героя из темницы.

И знает каждый без сомнений,

Героя этих приключений.

(Чиполино).

  • Маленькая девочка

По лесу идет.

Бабушке в корзинке

Пирожки несет,

За кустами прячется

Очень страшный зверь

Кто же эта девочка?

Отвечай теперь!

(Красная Шапочка)[8]

  1. Юмористические (дурацкие) загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример: Что это ? зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

  1. Математические загадки.

Я беру

Карандаши.

Ты считай,

Но не спеши.

Вот смотри,

Не будь разиней:

Красный,

Черный,

Желтый,

Синий.

Отвечай -

В руке моей

Сколько всех

Карандашей?

(4 карандаша)[9]

Большое количество различных видов загадок позволяет сделать процесс развития связной речи интересным, разнообразным, увлекательным и смешным.


Выводы по 1 главе

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты по теме исследования. Изучив и проанализировав информацию, мы выделили основные мысли:

  • Связная речь - это такое умение ребенка, которое позволяет ему излагать свои мысли последовательно, логично и понятно для слушателя.
  • Связная речь бывает монологической и диалогической. Диалогическая речь - разговорная. Она используется в общении посредством диалога. Монологическая речь представляет собой рассказ или пересказ чего - либо одним ребенком. Рассказываемая информация известна лишь рассказчику.
  • Развитие связной речи в дошкольном возрасте происходит поэтапно и связано с рядом особенностей. В каждом возрасте - младшем, среднем, старшем, - эти особенности различны.
  • На развитие связной речи оказывают влияние такие факторы как: характер общения, изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения с взрослыми, появление новых видов деятельности.
  • Загадки, по мнению многих авторов, являются действенным средством развития связной речи дошкольников. Они способствуют обогащению словаря, развитию догадливости, сообразительности, способности анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие и становление этих качеств и способностей и позволяет поэтапно, секционно развивать связную речь
  • Большое разнообразие видов загадок- народные, сказочные, рифмованные, обманки, прямые, юмористические и т.д. – позволяют подбирать нужную для определенного вида и тематики деятельности, занятия, беседы.

Глава 2. Методические аспекты организации воспитательно- образовательного процесса по развитию связной речи детей дошкольного возраста средством загадки.

2.1 Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста


При выборе нужной загадки для работы с детьми важно прежде всего выделить доступность их содержания имеющемуся опыту ребенка, психологическим особенностям возраста. Важное значение при отборе имеет сложность художественного образа данной загадки, полнота и точность характеристики предмета или явления.

Согласно исследованиям ученых - младшим дошкольникам гораздо труднее отгадывать метафорические загадки, чем описательные. Младшие дошкольники не воспринимают образного строя языка загадки и не могут интерпретировать метафоры.
Интересно, что в рассказе или сказке, и даже в стихотворении малыши намного легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш поясняет это так: в художественном тексте рассказывается реальная ситуация, а загадка является иносказанием.

Поэтому, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний предполагается лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего дошкольного возраста загадки подбираются на основе жизненного опыта детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Используем загадки по принципу: от простого к сложному, т.е. с самых простых загадок, постепенно усложняя их.

Условиями, которые обеспечивают правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:

  • заблаговременное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых будет говорится в загадке;
  • продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
  • уровень развития речи детей;
  • учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничивается их небольшим жизненным опытом. в основном в загадках употребляются предметы, с которыми ребенок встречается в быту, которые воздействует на его эмоции (домашние животные, игрушки, продукты питания, предметы обихода).

 Малышам возможно предложить рифмованные загадки с отгадкой, используемой в стихотворении в рифму. Также можно использовать загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками. (голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).

  • Ку-ка-ре-ку кричит он звонко

Хлопает крыльями громко-громко,              
Курочек верный пастух, 
Как зовут его? (петух). 

  • Он сидит послушный очень, 
    Лаять он совсем не хочет, 
    Шерстью он большой оброс, 
    Ну конечно это - (пёс). [10]