Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
Между тем любая классификация должна иметь функциональный, предметный смысл, а не просто "заполнять ячейки". Если иметь в виду основное назначение административного права - урегулирование отношений по государственному управлению, то какой смысл здесь имеет разделение субъектов на индивидуальных и коллективных или даже на граждан и организации? Несомненно, определенная специфика статуса граждан и созданных ими объединений в административно-правовых отношениях присутствует, но является ли она достаточной, чтобы разводить эти субъекты по разным группам?
Проиллюстрируем это на примере государственных служащих и должностных лиц как субъектов административного права. Д.Н. Бахрах относит должностных лиц не к индивидуальным, а к коллективным субъектам, поскольку их действия влекут юридические последствия для организации. Но эта позиция разделяется далеко не всеми специалистами, большинство которых считает должностных лиц индивидуальными субъектами. Между тем этот разнобой выводит нас на самую суть разграничения субъектов в административном праве, а именно на публично-властный характер их действий.
В науке административного права уже предпринимались довольно робкие попытки посягнуть на этот догматический подход. Например, А.Б. Агапов в рамках деления субъектов на индивидуальных и корпоративных относит к последним "публично-правовых участников административно-правовых отношений" и "частноправовых участников". К публично-правовым участникам он относит органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, учреждения. В эту же группу входят так называемые негосударственные органы, организации, к которым относятся общественные объединения (политические партии, религиозные и иные общественные объединения, действующие в сфере публично-правовых отношений). Т.Б. Макарова подчеркивает полезность разделения субъектов, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектов, таковыми не наделенных. А.А. Демин, действуя также в рамках деления субъектов административного права на индивидуальных и коллективных, говорит о возможности использования критерия наличия властных полномочий. Любопытно, что это предположение приводит ученого к делению субъектов права на управляющих и управляемых и служит аргументом для "перестройки" учебников по административному праву, где глава о гражданах занимает место перед главой об органах власти. Заметим, что конструкция управляющих и управляемых (administration - ) является классикой французского административного права, от которой доктрина отказалась в течение последних десятилетий, последовательно разворачивая французскую администрацию к гражданину путем открытости, доступности процедур, соблюдения основных прав человека и проч. В итоге термин "управляемый" победоносно вытеснен "гражданином" из французской административной доктрины, законодательства и практики.
Приведенные цитаты свидетельствуют о назревшей, если не перезревшей необходимости пересмотра подхода к субъектам административного права в свете государственного управления. Бросается в глаза и то, что авторы зачастую заняты деталями классификации, для административного права значения вообще не имеющей. Таково, например, различение предприятий и учреждений - во имя очевидного вывода, что различие здесь лежит в плоскости осуществления первыми производственной деятельности. Но при чем здесь административное право?
Возможно, именно использование административистами цивилистической категории юридического лица приводит к такому смешению правовых конструкций. Справедливости ради стоит отметить, что даже в общей теории права применительно к делению субъектов цивилистический аспект также доминирует. Например, М.Н. Марченко полагает, что "субъектами права могут быть физические (частные) лица и юридические лица. К физическим лицам относятся все граждане (при монархическом строе - подданные), иностранцы и лица без гражданства. В качестве юридических лиц - субъектов права, участников гражданско-правовых отношений - выступают государственные и общественные организации и учреждения". Ни государства, ни его органов в этой классификации нет. В других учебниках по теории государства и права в делении "индивиды - организации" к организациям относятся государственные и негосударственные организации и само государство. Причем цивилистический уклон по отношению к субъектам права преобладал и в советские годы; возможно, это связано с тем, что весьма значительные работы в области теории права написаны цивилистами (А.В. Венедиктов, С.Н. Братусь, Р.О. Халфина, С.С. Алексеев). "Перед наукой теории права стоит задача разработать такую категорию, которая охватила бы собой всех возможных субъектов правоотношений, помимо граждан, и выявить те реальные общественные отношения людей, которые в таких случаях получают в категории правосубъектности все юридическое выражение и закрепление".
Формулируя эту задачу, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский отмечали, что в науке гражданского права функцию подобной категории выполняет понятие юридического лица, но оно не имеет всеобъемлющего значения даже для науки гражданского права в связи с выступлением в гражданских отношениях государства.
Заключение
В заключении подведем итоги и отметим законодательные изменения, касающиеся видов юридических лиц.
С 1 сентября 2014 года вступил Федеральный закон от 05.05.2014 N 99 - ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которому произошло изменение некоторых норм Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах.
Понятие юридических лиц возникло ещё в римском праве, в котором, несмотря на отсутствие четкого определения юридического лица, было выделено несколько их разновидностей:
- корпорации,
- муниципии,
- эрарий,
- корпорации.
В отличие от граждан, юридические лица принципиально отличаются друг от друга как внутренней конструкцией, так и внешними проявлениями правоспособности. Под юридическим лицом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации следует понимать организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В новой редакции Гражданского кодекса осталось деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, а также появилось деление на корпоративные и унитарные. В заключении остановимся подробнее на последней классификации.
В статье 65.1 ГК РФ обозначены основные характеристики корпоративных и унитарных юридических лиц. В частности, корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. К корпорациям относятся:
- хозяйственные товарищества и общества, - крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ.
Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, в которых учредители не являются их участниками, а также не имеют прав членства. К таким юридическим лицам относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично - правовые компании.
Таким образом, законодатель, помимо целевого критерия классификации организаций на коммерческие и некоммерческие, ввел критерий наличия или отсутствия в юридическом лице членства и прав участия в управлении, в зависимости от которого организации бывают корпоративные и унитарные. В результате реформы появился закрытый перечень организационно - правовых форм юридических лиц.
Государство всегда стремится урегулировать условия, необходимые для создания и функционирования всех видов юридических лиц. В последнее время назрели изменения в этой области, которые нашли свое отражение в Федеральном законе N 99 - ФЗ.
Список использованных источников
|