Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
1.2 Правосубъектность юридического лица
1. "Рождение" юридического лица означает, что оно обладает правоспособностью и дееспособностью (а если выделять сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в соответствующих случаях чаще всего - о правосубъектности юридического лица.
Наиболее общие положения о правосубъектности юридических лиц сформулированы в ст. 49 ГК. Уяснение содержания соответствующих правил требует также обращения к ряду иных нормативных актов.[3]
2. По общему правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью - оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК).[5]
3. Из общего правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение для коммерческих организаций (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Они обладают общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом (торжествует принцип "можно все, что не запрещено"). Здесь важно подчеркнуть, что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными актами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности, хотя такие указания допустимы.
4. Некоторые юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают специальной правоспособностью (исключение из исключения), это, в частности:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- иные организации, если это предусмотрено законом. Эти юридические лица могут заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и соответствующих законах. К числу указанных "иных организаций" относятся, в частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.;
- коммерческие организации, в учредительных документах которых предусматривается специальная правоспособность. Например, учредители акционерного общества предусмотрели, что оно будет заниматься определенной - указанной в уставе - деятельностью (п. 4 ст. 52 ГК).
5. Некоторыми видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Перечень видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), содержится в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности. В частности, в этом перечне указаны такие виды деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники и т.д.
Положения указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием таких видов деятельности, как использование атомной энергии, производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по проведению организованных торгов и т.д. Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (например, Федеральными законами "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг" и др.).
Кроме того, особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная деятельность, а также образовательная деятельность.
Лицензирование осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно имеет гражданско-правовой эффект. С получением лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью, указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей деятельностью не входит.
6. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного такой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (см. Закон о саморегулируемых организациях, Закон о банкротстве, Закон об оценочной деятельности, Закон об аудиторской деятельности, ГрК и т.д.).
7. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
8. При нарушении установленных законом требований о допустимости заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность. Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК).
2 Виды юридических лиц
Дифференциация юридических лиц на виды возможна по различным основаниям.
Самым распространенным является деление юридических лиц по основной цели их деятельности. По данному критерию юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли качестве основной цели своей деятельности. Иначе говоря, по данному критерию коммерческие организации являются сугубо предпринимательскими структурами. К ним относятся два вида хозяйственных товариществ — полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) и три вида хозяйственных обществ — общество с ограниченной или дополнительной ответственностью и акционерное общество. Последнее имеет три разновидности: закрытое, открытое акционерные общества и акционерное общество работников (народное предприятие). Также коммерческими организациями являются производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Некоммерческими организациями именуются юридические лица, не преследующие извлечение прибыли в качестве основ-ной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Обычно они не занимаются предпринимательской деятельностью. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Гражданское законодательство допускает объединение коммерческих и (или) некоммерческих организаций в союзы и ассоциации.
Подробно отдельные виды как коммерческих, так и некоммерческих организаций будут рассмотрены ниже.
Другое деление юридических лиц на виды связано с обязательственными или вещными правами, которые учредители (участники) могут иметь в отношении самих юридических лиц или их имущества. По данному критерию в соответствии с п. 23 ст. 48 ГК выделяют:
- юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, — хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
- юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, — государственные и муниципальные унитарные предприятия,
- также учреждения;
- юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, — общественные и религиозные организации, их объединения, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
3. Наконец, еще одним критерием дифференциации юридических лиц выступают их нестандартные наименования, не совпадающие с наименованиями их организационно-правовых форм Эти юридические лица отличаются порядком их образования, правовым режимом имущества и составом учредителей (участников). Речь идет о таких коммерческих структурах, как казенные, малые, средние и микропредприятия, предприятия (коммерческие организации) с иностранными инвестициями, а также народные предприятия.
Казенное предприятие — это унитарное предприятие, созданное на базе государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления в соответствии
ГК и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях).
Согласно ст. 115 ГК учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Согласно ст. 4 Закона об унитарных предприятиях полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.[7]
Особенностями казенного предприятия, в частности, являются:
- самостоятельная реализация произведенной таким предприятием продукции (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ;
- распоряжение закрепленным за предприятием имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих казенное предприятие возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены его уставом;
- осуществление своей деятельности в строгом соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия;
- отсутствие уставного фонда (на казенном предприятии не формируется уставной фонд, определяющий минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов).
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. При этом Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества (ст. 7 Закона об унитарных предприятиях).
Следует обратить внимание, что Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии предпринимательства) наряду с категорией «малое предприятие» установил еще две категории — микропредприятие и среднее предприятие — и регламентировал их квалифицирующие признаки, а также формы, условия и порядок их государственной поддержки.[7]
Так, в соответствии со ст. 4 названного Закона субъектами малого и среднего предпринимательства являются внесенные ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, вне-сенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица (индивидуальные предприниматели), и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и сред-него предпринимательства, не должна превышать 25%. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономны-ми учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».[7] Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев: