Файл: Цель и задачи налогового учета ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы. Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет - это система по сбору и обработке всей информации в отношении производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, поэтому он используется как инструмент отражения финансовых отношений между организацией и государством.

В налоговую практику понятие «налоговый учет» было введено в 1995 году, тогда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С того времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде, а налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы «для целей налогообложения».

Объектом курсового исследования является налоговый учёт на предприятии. Предметом - соотношение налогового и бухгалтерского учёта, выявление целей и задач налогового учёта.

Цель курсовой работы - изучение вопросов организации налогового учёта в РФ, его целей и задач.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение налогового учёта;

- рассмотреть этапы становления налогового учета;

- рассмотреть его содержание, основные цели и задачи;

- рассмотреть регистры налогового учета.

Нормативная база. Источниковой базой курсовой работы являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, учебные и методические пособия по учету и налогообложению материалов, а также статьи из экономических периодических изданий.

Теоретическую основу работы составили исследования, проводимые в трудах таких авторов как Н.Л. Вещунова, Л.Ф.Фомина, Д.Л. Волков, О.Н. Грабова и др.

Методы исследования. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как системный подход, экономический анализ и синтез, динамический и сравнительный анализ статистических данных, экономические группировки, факторный анализ, экономико-математическое моделирование.


Практическая значимость работы даёт возможность использовать основные положения исследования при изучении «Экономики», «Бухгалтерского финансового учёта» и других дисциплин.

Глава 1 Понятие, эволюция и основные задачи налогового учета в РФ

1.1 Понятие и этапы становления налогового учета в России

Налоговый учет, является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет - это система сбора и обработки всей информации по производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Его целью является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств. Таким образом, налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством.

Впервые понятие «налоговый учет» было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С этого времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал существенно отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде и налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы «для целей налогообложения». [4, C 345]

Требования вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрены. Однако на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались активные попытки введения в действие системы налогового учета.

Введение налогового учета преследовало следующие цели:

- создание более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;


- повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в т.ч. и выполнения ее главной задачи - обеспечение доходной части бюджета.

Изменения, которые происходили в российской налоговой системе, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Существенным этапом развития налогового учета явилось введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ, вместе с которой была законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имели место по различным налогам и до введения главы 25 НК РФ, понятие налогового учета было дано только в статье 313 НК РФ.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Несмотря на то, что элементы налогового учета имеют место при расчете многих налогов, в соответствии с требованиями налогового законодательства налоговый учёт должен быть организован в отношении следующих налогов: налог на прибыль организаций; НДС; НДФЛ; ЕСН; единый налог при упрощенной системе налогообложения. [2]

1.2 Характеристика основных задачи и принципов налогового учета в РФ

Как учетная система налоговый учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль. [6, C 45]


Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

- введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

- установление методики формирования налоговых показателей;

- определение способов ведения налогового учета;

- установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

- порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

- принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

- способы ведения налогового учета;

- технология обработки налоговой информации;

- формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;

- организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами. [9, C 96]


Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

- классификация доходов и расходов;

- порядок признания доходов и расходов;

- методы оценки сырья и материалов;

- методы оценки покупных товаров;

- методы оценки остатков незавершенного производства;

- методы оценки остатков готовой продукции;

- метод начисления амортизации;

- порядок формирования резервов;

- порядок переноса убытка на будущее;

- периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации.

Можно утвердить налоговую учетную политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения. [2]

Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:

- отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;

- составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три основных момента:

1. Организационно-технические вопросы:

- организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения; аутсорсинг и т.п.);

- разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;